Main Menu

Кумтор: различия соглашений

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Оба проекта соглашений Кумтору, подготовленные в 2007-м и 2009 годах, в той или иной степени улучшали позиции Кыргызстана по сравнению с действовавшим на тот момент соглашением от 2003 года. Такое мнение выразил заместитель председателя правления ОАО "Кыргызалтын" Кылычбек Шакиров. 

По его информации, практически все эксперты признали, что соглашение от 2003 года значительно ухудшило позиции Кыргызстана в проекте "Кумтор" и существенно ущемляло интересы кыргызской стороны, даже в сравнении с соглашениями 1992-1994 годов.

Основные различия между проектами соглашений в отношении проекта "Кумтор", подготовленными в 2007-м и 2009 годах, состоят в следующем:

1. Проект соглашения от 2007 года оставлял Кыргызской Республике большее поле для маневра, поскольку не предусматривал процедуру ратификации в Жогорку Кенеше. В соответствии с принятым 30 августа 2007 года постановлением правительства КР № 382 соглашение вступило бы в силу после рассмотрения Жогорку Кенешем, но не обладало бы статусом ратифицированного парламентом международного договора и не имело бы силы закона Кыргызстана.

2. Соглашение от 2009 года ограничивает возможности Кыргызстана в том, что предусматривало обязательное одобрение в Жогорку Кенеше. В результате оно получило статус ратифицированного Жогорку Кенешем международного договора и имеет сегодня силу закона КР. Данный фактор существенно сузил поле для маневров правительства в переговорном процессе на пути к новым договоренностям.

3. Несмотря на то что пакет соглашений от 2009 года в сравнении с пакетом от 2007 года в некоторой степени улучшил финансовые условия КР в проекте "Кумтор", он несет в себе значительные риски и долгосрочные проблемы для страны, исходящие из обязательств КР, которые в них заложены. Именно с этими обязательствами правительство сталкивается в настоящее время:

I. Размер концессионной площади:

1. В соглашениях о новых условиях по проекту "Кумтор" 2009 года доля "Кыргызалтына" в Centerra Gold Inc. увеличена за счет выпуска дополнительных 18,2 млн. акций, а в качестве оплаты за выпущенные акции Centerra Gold Inc. получила расширенную концессионную площадь и прирост резервов и ресурсов золота по месторождению Кумтор.

2. Увеличение доли КР произошло за счет прироста резервов на 40,4 тонны золота на месторождении Кумтор в связи с расширением концессионной площади на 16,3 га. В случае дополнительной эмиссии казначейских акций под увеличенные за счет КР резервы Кумтора стоимость Centerra Gold Inc. возросла бы примерно на $1 млрд.

3. После 2009 года ЗАО "Кумтор оперейтинг компани" и ЗАО "Кумтор голд компани" перешли под полный контроль Centerra Gold Inc., включая совет директоров и исполнительные органы.

4. По пакету соглашений от 2009 года правительство КР приняло решение о списании предъявленных налоговых и прочих претензий на сумму около 900 млн. сомов, а Финансовая полиция КР прекратила уголовное преследование должностных лиц КОК и КГК в части сокрытия налогов.

II. Юридические условия и риски:

1. Согласно статье 3 соглашения 2007 года, по проекту "Кумтор" правительство КР приняло на себя обязательство, что ни оно само, а также любые другие органы исполнительной власти Кыргызской Республики не будут принимать, поддерживать или давать согласие на какие-либо меры, лишающие Centerra Gold Inc. права на проект "Кумтор". Соглашение не предусматривало отказа от исключительного права на обращение в суды, в том числе международные.

2. В соглашениях 2009 года в сравнении с пакетом 2007 года усиливаются налоговые выплаты по проекту "Кумтор" (на 1% был увеличен налог с валового дохода), вводится 4-процентный налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (который никогда не выплачивался), а увеличение доли в Centerra Gold Inc. на 3,7% достигнуто с ущемлением интересов КР в части:

— отказа от оспаривания и изменения положения соглашений 2009 года. То есть любое действие со стороны КР и ее должностных лиц и органов будет автоматически считаться нарушением условий пакета соглашений от 2009 года и повлечет за собой обращение Centerra Gold Inc. в международный арбитраж против КР;

— КР не имеет права возвращаться к рассмотрению вопросов, которые  подняты в рамках арбитражного разбирательства с Centerra Gold Inc. в 2008 году. Таким образом, в соответствии с условиями соглашений 2009 года КР полностью отказалась от своего иммунитета и права на пересмотр соглашения и предъявления исков.

"Две позиции в совете директоров Centerra Gold Inc. от КР при практическом применении не дают республике полноценного права участия в управлении компанией, поскольку один из членов совета директоров должен быть независимым от правительства. Такое положение ущемляет и ограничивает интересы нашей страны в Centerra Gold Inc. и корпоративном управлении даже с точки зрения законодательства Канады и владения 32,75% акций компании. Таким образом, в сравнении с соглашением 2007 года пакет соглашений 2009-го максимально односторонне защищает права и интересы компаний Cameco, Centerra Gold Inc., КГК и КОК, а не долгосрочные национальные интересы", — считает К. Шакиров.

Tazabek.

 







Добавить комментарий