Main Menu

Глаза, открытые Чуду

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

«Природа неистощима в своей уникальности, только стоит пристально вглядеться, чтобы поучиться у нее», — считает ошский скульптор Мамат Камчыбеков, представивший необычную экспозицию в Национальном музее изобразительных искусств им. Г. Айтиева.

В рамках традиционной скульптуры ему тесновато: он сочетает то керамику и дерево, то камень и металл и… даже ткани; иногда это портреты, где проглядывают реальные черты, а то вдруг формы приобретают декоративно-мелодический ритм стилизации с ее зыбкими образами и тонкими нюансами настроений, сложными эффектами матовой и глянцевой фактур, поэтической символики.
«Почему вы отходите от веками наработанных скульптурных традиций, где мрамор — это мрамор, металл — это металл, а дерево — всегда дерево?» — спрашиваю Мамата Камчыбекова. «Потому что мне нравится экспериментировать, искать что-то новое, должно быть все время движение вперед, художник не должен стоять на месте — он первооткрыватель дверей в иные вселенные, а в давно известном мире найдет всегда что-то такое, чего до него никто не замечал. И давно забытое старое становится видимым совсем под другим углом. На самом деле кыргызы испокон веков сочетали веревку, камень, металл, иногда конский волос. Еще с далеких языческих времен».
(Сейчас в этом направлении здорово работает бурятский скульптор Даши Намдаков, который также обратился к древним техникам, но его скульптурные герои живут совсем в ином мире, чем у Мамата. А это самое лучшее — что все художники и скульпторы невероятно разные.)
Отвечая на вопрос, почему его фигуры не однотонные, как это также принято, а тонированные, скульптор пояснил, что пробует сочетать скульптуру и живопись. Опять эксперимент — по-своему видит он свои композиции. «Вот, например, моя жена — врач, и для ее портрета я выбрал белый гипс — такая ассоциация, и не только потому, что врачи в белых халатах, а просто это светлые люди, занятые светлым делом — спасением жизней. Или небольшая композиция «Друзья из Самарканда», где две фигурки — одна в полосатом халате, другая в серо-коричневом: они вобрали в себя не только пластику, эмоциональность, присущие жителям нашего юга, но и теплые оттенки земли, солнца, зелени, прогретого воздуха».
Металлическое лицо, обрамленное копной металлических спиралей-волос, кажется, вот-вот заговорит металлическим тембром, как киношные трансформеры, но этого не произойдет: уж слишком печальное выражение лица, понимаешь, что под железной броней бьется простое человеческое сердце. От реальности к декоративности, но для того, чтобы вновь вернуться к изначальной простоте реальности, — в этом весь скульптор Мамат Камчыбеков, который не отказывается от прежних канонов, а просто шлифует их и идет по пути совершенствования.
Осмотрев всю экспозицию, понимаешь, что ваятель выступил в соавторстве… с природой: представлены причудливые формы каменных статуй, над которыми столетиями работали ветры, дожди, солнечные лучи. «Эти фигурки подбираю, когда бываю в путешествиях, на этюдах. Я нахожу их в городе или в дикой местности, это не важно. Природа — самый гениальный художник в этом мире, которого еще не удалось превзойти никому. Когда я созерцаю их, то обостряются все чувства, открывается новое зрение, начинаешь ощущать в себе новые возможности, испытываешь огромный прилив радости. Они вдохновляют меня, и я не перестаю учиться у природы», — делится мастер. Это про него известный искусствовед и художник Сарман Асанбеков говорил: «Вот мы ходим и не замечаем того, что у нас под ногами, пока Мамат не раскроет нам глаза на это чудо».
Камчыбеков — мастер ваяния, автор многих известных на юге страны памятников. Он работает во многих жанрах декоративно-монументальной и станковой скульптуры, национального фольклора и необъятной современности, при этом успевая заниматься общественной деятельностью. У него множество престижных наград и званий, он преподает студентам основы ваяния, но самое лучшее, что умеет делать, — это быть открытым  свету чуда и показывать его другим.

Галина МИХАЙЛИНА.






Related News

Столетняя история Коммунистической партии Китая

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПервого июля текущего года исполнится сто лет со дня основания Коммунистической партии Китая. Это великийRead More

Право на БУДУЩЕЕ…

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintЛюблю снимать праздники в некоторых бишкекских интернатах. Живут ребята небогато, но так стараются все организовать,Read More

Добавить комментарий