Диагноз до рождения. От врожденных пороков можно спасти
Наш собеседник — главный врач 3-й детской городской больницы Бишкека профессор Талант ОМУРБЕКОВ.
— Многие из пороков можно было предотвратить, если бы родители знали…
— что?
— …элементарные причины этих трагедий и проводилась бы тщательная и правильная диагностика. Причиной высокой смертности среди новорожденных и детей до одного года являются именно врожденные пороки. Из-за них они становятся инвалидами.
Конечно, дети с патологиями рождаются во всех странах. Но там другой подход к проблеме: женщины с первых недель беременности наблюдаются у врачей, проводится ранняя диагностика будущего ребенка. И если порок несовместим с жизнью, его невозможно исправить, то беременность надо прерывать. Я уже лет восемь говорю о необходимости проведения внутриутробной диагностики.
— Вы говорите, можно избежать трагедий. Как?
— Вот только что из кабинета вышли молодые родители, у которых ребенок родился с патологией. Женщина говорит, что долгое время они с мужем наблюдались у генетика. Но причина большинства врожденных пороков не генетическая. Мы это доказали. В 92 % случаев это внутриутробная инфекция мочеполовой системы, передающаяся половым путем: трихомонады, микоплазма, герпес простой и цитомегаловирус, гарднереллы и другие. Значит, мамы детей с врожденными патологиями в период их зачатия были уже подвержены какой-то половой инфекции. Недавно я оперировал ребенка с врожденным пороком. Его удалось спасти, но откровение мамы шокировало. Оказывается, она узнала о том, что беременна, уже будучи на седьмом месяце! И думаете, она одна такая? Нередко женщин привозят в роддом накануне родов без единого анализа.
— Как узнать, есть ли у будущего ребенка патология или он здоров?
— Это выясняется во время ранней внутриутробной диагностики плода. Конечно, по биологическому скринингу гинеколог также может установить, есть порок развития или нет. Кроме того, есть еще и УЗИ-скрининг, который также проводят гинекологи. Но, разумеется, они не могут определить тяжесть порока, сказать, удастся ли в каждом конкретном случае спасти ребенка или надо прерывать беременность. И тут уже свое заключение должны делать мы, хирурги. Для того чтобы профилактика врожденных пороков в стране стала системой, надо создавать, хотим мы того ли нет, центр внутриутробной диагностики. Хотя центр, может быть, громко сказано. Достаточно всего лишь двух-трех кабинетов для врачей: узиста, гинеколога, хирурга и педиатра. Если слово «центр» кого-то пугает, то пусть это будет кабинет внутриутробной диагностики. Главное, чтобы в нем стоял УЗИ-аппарат 3-D с допплером, на котором можно провести объемное и всестороннее исследование. И если установлен порок в развитии плода, то мы, хирурги, уже на ранней стадии можем порекомендовать женщине, сохранять ей беременность или лучше прервать. Конечно, в любом случае право выбора остается за ней. Но мы обязаны сказать будущим родителям правду.
— Какие пороки вы уже устраняете?
— Например, если ребенок родился с атрезией заднего прохода, то есть когда его попросту нет. Эту тяжелую патологию мы успешно устраняем. Последние несколько лет у нас в клинике нет ни одного летального случая из-за этого порока, разработана собственная методика операций. А до внедрения ее 75% детей, родившихся с атрезией заднего прохода, погибали.
Для того чтобы профилактика врожденных пороков в стране стала системой, необходимо создать центр внутреннеутробной диагностики.
— А УЗИ-аппарат, о котором вы говорите, уже есть?
— Аппарат, конечно, дорогой. Стоит почти $40 тысяч. Но приобретение его более чем оправданно, даже если благодаря ему спасем только одного ребенка.
— Обследование на нем дорогое?
— Если этот аппарат будет установлен, допустим, в нашей клинике, то, естественно, обследование для всех беременных женщин будет бесплатным. В частных клиниках такие УЗИ-аппараты 3-D с цветным допплером есть, но обследование стоит денег. И не все молодые мамы могут позволить себе пройти его. …Почему я предлагаю установить аппарат в нашей клинике? Для большей эффективности функционирования кабинета внутриутробной диагностики у нас работают врачи всех специальностей, причем с большим опытом и знаниями, которые могут поставить правильный диагноз и вместе с гинекологами из ЦСМ будут контролировать процесс беременности и развития патологий у будущего малыша, чтобы в первые часы жизни ребенка с врожденной патологией доставляли к нам из роддома и мы, уже зная все нюансы его недуга, могли сразу же прооперировать его. Есть такие патологии, которые необходимо устранять не мешкая. Например, если малыш рождается с отсутствием пищевода, то его ни в коем случае нельзя кормить после появления на свет. Даже если мамочка сделала это один раз, он обречен.
Недавно, к слову, я сделал две операции, одну из них — по устранению тяжелого врожденного порока: ребенок родился с пупочным свищом. Операцию пришлось проводить под микроскопом. Пока (тьфу-тьфу, не сглазить) малыш чувствует себя нормально. Хочу сказать спасибо Минздраву: купили нам налобный рефлектор, иными словами, микроскоп с трехкратным увеличением. Незаменимая вещь.
А перед этим другому младенцу делали трепанацию черепа. Из-за внутриутробной инфекции началось заболевание, которое спровоцировало кровоизлияние в головной мозг, как при инсульте. Раньше детки в таких случаях в основном погибали. Смертность среди них была более 80%. Теперь удачно оперируем, и смертность снизилась до 8%. Два моих ученика работают сейчас над эффективным решением этой проблемы. Один изобрел отличный метод оперирования, другой проводит лабораторные исследования по раннему выявлению порока.
Хочу еще раз подчеркнуть: во всех бедах детей виноваты в основном родители, которые знают их как бы между прочим.