ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Устав ЖК против Основного закона


Перед уходом на летние каникулы депутаты Жогорку Кенеша одновременно в двух чтениях (втором и третьем) приняли проект своего регламента. Текст итогового документа размещён депутатами предыдущего созыва на сайте парламента для общественного обсуждения ещё с июля прошлого года. В декабре принят в первом чтении, затем вынесен на рассмотрение во втором чтении в конце июня 2022-го депутатами уже VII созыва.

 

Депутаты не поддержали введение нормы «воздержался» при голосовании. Если нардеп прошёл регистрацию, но воздержался от голосования, его голос не учитывают. Не принято и предложение разрешить депутатам от фракций с малым количеством мандатов состоять в двух комитетах.

 

Реакция экспертов на новый документ была единогласной. Юристы заявили о грубом нарушении всех процедур и попросили депутатов вернуться в конституционное поле и работать в строгом соответствии с Основным законом. Без вольной интерпретации его норм. По их мнению, такое обращение с законодательством подрывает доверие общественности к институту власти в целом.

 

Однако нардепы всё проигнорировали. А в президентской администрации, напротив, прислушались к критике. Так, Садыр Жапаров не подписал законопроект и вернул его со своими возражениями на доработку. Основная причина, помимо противоречивых статей, — нарушение сроков рассмотрения. К примеру, не предусмотрено заслушивание Жогорку Кенешем ежегодной информации председателя Верховного суда о деятельности судебной системы. Следовательно, норма не может быть включена в регламент.

 

Президент предложил также доработать статью об освобождении от должности некоторых членов Кабмина. Он напомнил, что это исключительно прерогатива главы государства, а не представителей депутатского корпуса. Садыра Жапарова не устроил и порядок об отзыве народного избранника, прошедшего по партийному списку. В принятом регламенте говорится, что депутат будет отозван, если перейдёт во фракцию другой политической организации, депутатскую группу, будет исключён из парламентского объединения или не захочет вступать в него. В возражениях указано, что в Конституции такой механизм не прописан. Процедура отзыва определяется отдельным законом, который разрабатывает Жогорку Кенеш.

 

Глава государства также против создания депутатских фондов. Он просит исключить эту статью, напомнив, что свои фонды могут иметь помимо главы государства торага, председатель Кабмина, полномочные представители Президента в областях и главы местных госадминистраций. Президент предложил изменить и порядок привлечения депутата к ответственности. В проекте документа говорится о порядке привлечения к уголовной ответственности нардепа. Если депутатский корпус не дал согласия на возбуждение уголовного дела в отношении того или иного коллеги, то производство не начинается. Садыр Жапаров считает, что эта норма противоречит Конституции. Разрешения на возбуждение уголовного дела не требуется. Только на привлечение к уголовной ответственности. Он просит парламент изменить порядок и указать в статье, что в случае отказа расследование приостанавливается до прекращения депутатских полномочий. Помимо этого отмечена норма о четвёртом чтении. В нём могут рассматриваться поправки в Конституцию, конституционные законы и законы об изменении государственной границы. Решением большинства от общего числа депутатов по ним может быть назначено четвёртое чтение. Однако глава государства в возражениях отмечает: в Основном законе говорится только о трёх чтениях. В этой связи регламент должен соответствовать Конституции.
Пресс-секретарь Президента Эрбол Султанбаев также дал подробное разъяснение по возражениям Садыра Жапарова к Закону «О регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». На своей странице в социальных сетях он отметил, что глава государства возвратил в парламент законопроект для выработки согласованного варианта.
Закон принят 30 июня и поступил на рассмотрение Президента 20 июля. Регламент определяет порядок и процедуры осуществления Жогорку Кенешем полномочий, предусмотренных Конституцией и законами страны.

 

Султанбаев отмечает, что в процессе принятия закона в СМИ периодически публиковалась информация и мнения различных экспертов о том, что регламент парламента принимается с многочисленными нарушениями Конституции и законодательства республики.

 

«В соответствии с установленными процедурами, поступивший для подписания Президенту закон направлен на согласование в Конституционный суд, Верховный суд, Генеральную прокуратуру, Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов, Министерство юстиции, Министерство финансов и в другие государственные органы, компетенция которых затрагивается положениями указанного закона. От указанных государственных органов к принятому закону поступили существенные концептуальные замечания», — сообщил он.

 

Кроме того, по словам пресс-секретаря Президента, в процессе рассмотрения закона выявлены многочисленные противоречия его положений положениям Конституции и законам республики. В качестве уточнения Султанбаев приводит следующий пример: положениями принятого закона наряду с другими полномочиями Жогорку Кенеша предусматривается полномочие по заслушиванию ежегодной информации председателя Верховного суда о деятельности судебной системы Кыргызстана.

 

«Согласно части 4 статьи 94 Конституции, порядок организации и деятельности судов определяется Законом «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах». В соответствии со статьями 1 и 3 указанного конституционного закона не допускается регламентация предмета регулирования обозначенного конституционного закона в других законах. В стране не должны издаваться законы, умаляющие статус, независимость и самостоятельность Верховного суда и местных судов. Не должны разрабатываться законы и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей», — подчеркнул Эрбол Султанбаев.
Следует отметить, что статья 3 действующей редакции Закона «О регламенте Жогорку Кенеша» содержала в себе аналогичную норму, которая решением Конституционной палаты Верховного суда от 24 апреля 2019 года признана противоречащей Конституции. Конституцией, Конституционным законом «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» и другими законами не предусмотрено заслушивание парламентом ежегодной информации председателя Верховного суда о деятельности судебной системы Кыргызской Республики, в связи с чем оно не может быть включено в регламент.

 

Кроме того, Султанбаев приводит ещё один пример: положениями принятого закона предусмотрено право комитета Жогорку Кенеша по вопросам, отнесённым к его ведению, принимать решение о направлении проектов законов Президенту, председателю Кабинета министров, Верховному суду, генеральному прокурору и другим государственным органам по вопросам, относящимся к их ведению, омбудсмену, а также независимой экспертной организации для дачи заключений и рекомендаций.

 

В то же время, согласно действующей редакции закона, комитет Жогорку Кенеша вправе принимать решение о направлении проекта закона для дачи заключений и рекомендаций только правительству (т. е. Кабинету министров), омбудсмену, а также независимой экспертной организации.

 

При этом отмечается, Конституцией и законодательством в целом не предусмотрены нормы, обязывающие Президента готовить и направлять комитету Жогорку Кенеша заключения на проекты законов.

 

Согласно части 3 статьи 27 Конституционного закона «О Кабинете министров Кыргызской Республики», кабмин участвует в законодательной деятельности путём дачи официального заключения на проекты законов, инициированные другими субъектами законодательной инициативы, за исключением инициируемых Президентом и председателем Кабинета министров.

 

«Принимая во внимание многочисленные замечания, поступившие от государственных органов, а также выявленные противоречия положений принятого закона положениям Конституции и законов, Президент Садыр Жапаров возвратил Закон «О регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» с возражениями для выработки согласованного варианта», — написал Султанбаев.

 

Он напомнил, что конституционное провозглашение разделения властей как один из принциповпостроения демократического правового государства предполагает наличие такого органа, который является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, гарантировал бы согласованное функционирование и взаимодействие властей, единство народа и государственной власти.

 

Именно Президент, согласно Конституции, обеспечивает эти функции. Один из инструментов по обеспечению реализации вышеуказанных функций главы государства, а также форма его участия в законодательном процессе — это право на возвращение принятого закона с возражениями в Жогорку Кенеш для повторного рассмотрения (в юридической науке «право вето» — право отклонения принятых парламентом законов), которое предусмотрено нормой части 2 статьи 87 Конституции.

 

Директор правовой клиники «Адилет» Чолпон Джакупова обратилась к депутатам парламента. Она напомнила о необходимости скорейшего возврата страны в конституционное русло. По словам правозащитницы, после октябрьских событий 2020 года, когда в результате массовых акций протеста в Кыргызстане произошла смена власти, систематически стали допускаться грубые нарушения Конституции и законодательства.

 

«Десятки законов, во многом определяющих судьбу государства, принимались с нарушением Конституции и установленного порядка законодательной деятельности. Например, очень часто принятие законов депутатами Жогорку Кенеша осуществлялось при отсутствии конституционного кворума, когда нардепы открыто голосовали друг за друга, или нередко законопроекты не проходили обязательную процедуру общественного обсуждения. Если ранее подобные шаги обосновывались нестабильной общественно-политической ситуацией в стране, то на сегодня уже отпали те исключительные обстоятельства, из-за которых приходилось принимать противоречивые с точки зрения закона решения», — подчеркнула она.
Депутаты продолжают допускать неправомерные отступления от требований законодательства, не обеспечивая рассмотрение и надлежащее обсуждение поступающих предложений. Нарушают требования к содержанию законо-проектов.

 

Чолпон Джакупова напомнила, что перед уходом на каникулы нардепы одновременно во втором и третьем чтениях приняли проект нового регламента и направили на подпись Президенту. Юристы обратили внимание на серьёзные нарушения законодательства при одобрении этого документа.

 

Она заметила, что текст регламента остаётся недоступным, и напомнила, что регламент Жогорку Кенеша наряду с Законом «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» — это базовый документ, регулирующий деятельность всей законодательной ветви государственной власти, включая порядок принятия законов, и его содержание должно быть открыто и доступно как для государственных органов, так и для общественности. «14 июля нами направлено письмо с просьбой представить окончательную версию проекта конституционного Закона «О регламенте Жогорку Кенеша». Однако уже дважды мы получаем ответ с формальной отпиской без указания каких-либо убедительных причин. Это вызывает опасения относительно понимания депутатами VII созыва того факта, что парламент — не только законодательный, но и представительный орган власти, осуществляющий свои полномочия от имени и в интересах граждан», — указала в обращении юрист, добавив, что систематическое игнорирование установленных процедур принятия законов будет отражаться на уровне легитимности парламента, а в последующем и на уровне легитимности решений, принимаемых не только депутатами, но и другими органами власти.
Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша сегодня рассматривает возражение Президента к Закону «О регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Возражение представил министр юстиции Аяз Баетов.

 

Член оппозиционной фракции «Бутун Кыргызстан» Исхак Масалиев пояснил процедуру изучения возвращённого в Жогорку Кенеш документа с пометками на полях. Депутаты создадут согласительную комиссию, которая рассмотрит замечания главы государства. Нардеп отметил, что надо внимательно изучить документ, отправленный из президентской администрации.

 

 

Аида ШИРИНОВА.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 14:54, 13-09-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова