Main Menu

Имеем право знать. В ряде районов Чуйской области прошли общественные слушания

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Все мы налогоплательщики, на наши  деньги страна содержит   чиновников, правительство,  медицинские и образовательные учреждения,  а также пограничников и милицию, которая следит за общественным порядком.  Мы регулярно отчисляем в бюджет свои денежки и вправе знать, эффективно ли они расходуются, на финансирование каких  целей и реформ  направляются. Понимание  сколько, куда и на какие нужды уходят государственные средства   превращает   гражданское общество по сути в контролера  над  казной. Люди хотят   разговаривать  с финансистами на равных.

Напомним: получение бюджетной информации  гарантировано нам Конституцией, а также законами, согласно которым  государственные службы обязаны  предоставлять  запрашиваемые сведения  своим гражданам. Возможно ли это? В международной практике  широко используется специальный гражданский бюджет, смету которого  на простом, доступном  языке расписывают сотрудники минфина. Наша страна несколько лет шла к этому. Первым в 2011 году наладить контакты с финансистами попытался альянс «За прозрачный бюджет», затем к нему присоединились эксперты  Института политики развития, в марте 2013 года  — Фонд международного правового сотрудничества.  Немало копий было сломано, прежде чем пришли к общему знаменателю.

Финансистам-профессионалам  пришлось нелегко:  не каждый  сумеет  изложить главную экономическую смету страны  просто и ясно. С лета прошлого года  для широкой публики Минфин  вывешивал на своих сайтах ежемесячные сводки, из которых  было  видно куда, на какие цели расходуются казенные деньги  в разрезе  областей, районов и даже айыл окмоту.

Но голые цифры  не дали  желаемых результатов:  живет ли страна по средствам, бедная она или богатая, какими  располагает  резервами и т.д.  Для гражданского общества нужны такие показатели, которые можно  сравнить, к примеру, с прошлогодними,  провести анализ. Из международного опыта известно — лучше всего решению этой задачи отвечают цифры, показывающие  суммы, выделяемые бюджетом на душу населения.

В нашей республике подобные сведения  трудно собрать, так как они   разбросаны по разным министерствам и ведомствам. Однако работу эту удалось начать.  Обладая сведениями о том, какие суммы приходятся на душу населения, общество может судить, хорошо или плохо работает то или иное бюджетное учреждение.

В конце июля  жители Чуйской долины (около тысячи человек) приняли участие в публичных лекциях на тему бюджетной прозрачности и подотчетности. Слушатели   ознакомились с социологическим исследованием среди населения Московского, Сокулукского и Иссык-Атинского районов. Кыргызстанцев этого региона, в частности,   спрашивали:  что вам мешает получать информацию о верстке  республиканского и местного бюджетов 2014 года?

Вопросы экспертов были сфокусированы  на повышении осведомленности представителей МСУ о принципах бюджетной прозрачности, так как распространение информации о составлении республиканского бюджета — одно из ключевых направлений работы правительства в проводимой реформе управления государственными деньгами.

Основываясь на ответах чуйцев,   разработали модули публичных лекций для  обучения гражданского общества премудрости составления общей казны. Занятия вели специалисты Министерства финансов.

Эксперты уверены: для укрепления демократии в нашей  стране  необходимо участие  в бюджетном процессе всего общества,  а для эффективного использования казенных денег — постоянный контроль за их использованием.

Фонд международного правового сотрудничества выступает за  проведение широких общественных  слушаний  по проектам бюджетов на местном уровне 2014 года.  Он  за открытое обсуждение с населением важных решений правительства, особенно касающихся финансов.

Общественные слушания дают возможность  депутатам сельских кенешей  и главам  айыл окмоту  объяснить свои позиции по формированию местной казны, а населению — высказать по ним свое мнение.

Галина ЛУНЕВА.





Добавить комментарий