ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Возвращение большой темы, или Новый соцреализм и южный авангард


В Национальном музее изоискусств имени Гапара Айтиева открылась художественная выставка «Новый социальный реализм — 3» как продолжение двух предыдущих собраний, которые выставлялись в декабре 2020-го и августе 2021 года. Выставку «Новый соцреализм» надо расшифровывать как новый социальный реализм (отнюдь не социалистический). Выставленные живописные работы и композиции говорят о том, что волнует художников и общество именно в данный период времени. Показ экспозиции приурочен к 31-й годовщине независимости Кыргызстана.

 

Словом, это выставка актуальной живописи, но, как пояснил её куратор Гамал Боконбаев, это собрание позитивных произведений на конкретные темы истории республики, различных знаковых событий нашей современности, произошедших в стране и на планете. Отбирая произведения для экспозиции, её организаторы старались избежать так называемой чернухи, скандальности и спекулятивности.

 

Действительно, представленные работы воплощают конкретные темы. И в экспозиции мы не встретим абстрактного человека, абстрактную красоту и такого же художника. Новое собрание — это активная попытка вернуть в национальное изобразительное искусство большую тему. Поэтому
отобраны живописные полотна и творческие композиции, которые прежде всего требовали от авторов глубоких знаний, внимательного изучения истории, длительной вдумчивой эскизной и этюдной работы при создании произведений на конкретную тему. «Это не социалистический, а новый социальный реализм, новое отношение к роли и личности художника в посттоталитарном обществе.

 

Разумеется, как отмечают куратор и координаторы проекта TOLON MUSEUM @ BILIMKANA (в рамках которого и появилось новое выставочное собрание), не все творческие идеи удалось реализовать, что в общем-то естественно. А вот главное и ключевое в том, что у живописцев появляется вкус к созданию серьёзных актуальных произведений. Также появляется дискурс — плодотворная основа для дискуссий и споров, творческого сотрудничества и развития.

Новая экспозиция, прежде всего, нацелена на публику, зрителей, которым всё будет понятно, и все могут высказать свои пожелания, оценку и мнение. И никто никого не обвинит в незнании специальных понятий и терминов.

 

БИЛИМАРТ — это проект поддержки художников по созданию ими масштабных картин, актуальных и злободневных полотен. Однако это в то же время не есть скороспелая реакция на требование дня сегодняшнего. Это глубокое художественное осмысление и исследование. С февраля по август 2020 года с большим успехом прошли семинары и обсуждения. В декабре 2021-го состоялась выставка «Новый соцреализм — 2». Было немало справедливой критики, и всё же работы выставки привлекли всеобщее и активное внимание! А работа «Ата Бейит» произвела подлинный художественный фурор и получила широкое общественное признание.

 

В этом живописном собрании представлены новые произведения известных мастеров изоискусства Кыргызстана: Нюргуяны Иннокентьевой, Аруке Сыдыкалы кызы, Сакына Соромбаева, Таалайбека Усубалиева, Омуркул уулу Базаркула, Константина Шкурпелы. Кстати, автор работы, заслужившей огромное признание коллег и зрителей, Таалайбек Усубалиев — активный участник всех трёх собраний «Нового соцреализма», за серию работ на тему COVID-19 на днях удостоен Государственной премии Кыргызской Республики имени Токтогула Сатылганова.

 

Одновременно с экспозицией «Новый соцреализм — 3» в музее имени Г. Айтиева открылось и собрание «Южный авангардизм», где представлены художники из южных областей республики. Работы южан привлекают внимание публики самостоятельностью творческого мышления, смелым экспериментальным поиском, композиционными и цветовыми находками. Художники с юга страны при помощи авангардной живописи обращают внимание зрителей и общества на волнующие всех социальные проблемы. Участниками столичных смотрин стали уже известные художники: Улан Джалиев, Абдусамат Мырзаев, Алмаз Самидинов, Ырысбай Толонов, Исмаил Урманов, Латип Камалов.
Сюжеты их картин посвящены самым различным темам, воспевающим истинные ценности жизни, без которых не стать подлинным человеком. Скажем, например, об авангардной живописи Ырысбая Толонова. Ему присущ постоянный поиск новых средств выражения, которые созвучны современному мышлению. Для него и его коллег пространство холста — это замечательная возможность для сжатых и обобщённых импровизаций, чтобы передать обуреваемые автора впечатления. Цвет же в его композициях используется автором как мощная смысловая доминанта. В его работах автор создаёт целостный и высокохудожественный мир, где теснятся тревоги и печали человека, но есть достойное место и для красоты и надежды.

 

Вообще произведения южных авангардистов заметно отличают сложная, драматическая динамика жизни, воспринимаемая авторами полотен через призму европейской культурной традиции, таинство азиатской души, которая населена отзвуками мощного космизма, подаренного мироощущением предков-кочевников. Над своими полотнами для новой выставки они начали трудиться с начала 2022 года и через восемь месяцев уже представили созданные композиции на суд зрителей и коллег. Всего в экспозицию «Южного авангарда» вошло 32 картины. Сначала их показали в Оше, а теперь талантливые произведения художников из Оша и Джалал-Абада увидели почитатели изоискусства Бишкека и гости столицы.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

 

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:52, 13-09-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова