Main Menu

Среда обитания или архитектурная среда

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

 

Профессиональный праздник  архитекторов — День строителей — был 11 августа в этом году почти юбилейным. С момента обретения государственной независимости его отметили уже 20-й раз. В этом смысле он, видимо, символичен. Во всяком случае, его можно расценивать, как своеобразную точку отсчета в профессиональной сфере для всех, кто причастен к строительству. Наш эксперт Юсуф ТАГИРОВ, главный архитектор КыргызНИИПкурорттуризм, делится своими далеко не праздничными размышлениями на этот счет. 

22Не будем уподобляться чопорным «тостующимся», которые по обыкновению концентрируют внимание на достижениях, нивелируя недостатки. С переходом к рыночной экономике и в нашем родном Кыргызстане произошла подмена государственно-ориентированного подхода к формированию комфортной среды обитания для всех без исключения людей на сомнительные принципы культивирования бизнес-среды. А точнее, отношений, когда все покупается и продается. И поскольку я архитектор, то меня волнует прежде всего моя профессиональная сфера.

Я абсолютно убежден, что, к примеру, приобретение земельного участка еще не означает, что заказчик автоматически обладает правом на его использование по собственному произволу. Оно (то есть право владения землей) должно быть соотнесено как минимум с градостроительными регламентами формирования общей территории. Это так называемое правовое зонирование устанавливает целевое назначение земельного участка, а также проект детальной планировки. Последний определяет архитектурное оформление участка застройки, а именно: этажность будущего объекта, его конфигурацию, соотносит все это с процентом застройки территории и т. д.

Сам факт стратегии развития города всегда проистекает из основных  положений его генерального плана. Все вроде просто, но без этих градостроительных регламентов невозможна квалифицированная деятельность главного архитектора города. Да и вообще под большим вопросом будет сам факт формирования комфортной среды обитания людей.

Однако вот уже два десятилетия такое явление имеет место в главном городе нашей страны — Бишкеке! Это все равно что с улично-дорожной сети вдруг разом убрать все знаки регулирования движения транспорта и пешеходов. Можете представить себе на миг, что произойдет, — начнется хаос! А чисто гипотетически можно предположить, что ГИБДД как единственный и полновластный регулятор движения очень скоро начнет не контролировать, а торговать потоком машин и пешеходов.

По существу, в отсутствие градостроительных регламентов в бишкекской архитектурной среде происходит то же самое! И даже градостроительный совет тому не помеха. Он пытается регулировать ситуацию, но его полномочий для влияния на неблаговидные проявления и систему обеспечения безопасности городской среды обитания, экосистемы и здоровья горожан явно не хватает.

Приходится признать, что за более чем 20 лет независимости даже в высших эшелонах власти страны так и не сформировалось устойчивое понимание задач градостроительного развития и принципов обустройства окружающей человека среды. А ведь государство — это по сути своей составляющие его главные ресурсы: население и территория. Все остальное — только наполнители!

И эти самые ресурсы государства Кыргызстан у нас совершенно особенные! Потому что крайне ограничена территория, пригодная для проживания и сельхозпроизводства (напомню, площадь нашей страны составляет всего 199,9 тысячи квадратных километра и почти 90 с лишним процентов земли расположено на высоте 1 500 метров над уровнем моря). Нашу землю отличает также многообразие природно-климатических, гидрогеологических, тектонических и других условий. И именно эти принципы должны увязываться в единое целое при определении принципов государственной политики (даже, скорее, доктрины!) по формированию устойчивой и безопасной среды  обитания.

Полное отсутствие понимания сути проблем градостроительного развития и обустройства территории в высших эшелонах власти, по всей видимости, и стало причиной неоднократной смены самого статуса госоргана по архитектуре и строительству на протяжении двух десятилетий. Сначала министерство, затем комитет, агентство, инспекция, комиссия. Менялось хаотично и его функциональное назначение: региональное развитие, жилкоммунхоз и т.д.

Сейчас, как известно, партийная система Жогорку Кенеша поставила контроль от «Ар Намыса» за спиной госоргана архитектуры и строительства. Правомочно ли контролировать по сути государствообразующие ресурсы (территорию и население) одной партии? Вопрос, как мне видится, риторический… Такой размах власти, наверное, и Папе Римскому не снился. Но даже не это было бы главным, если бы это обстоятельство обусловливало прогрессивное движение в вопросах современного градостроительства в стране!

Но ведь даже в Национальной  стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики до 2017 года раздела о градостроительном развитии и обустройстве территории, функционировании жизнедеятельности населения нет! Не говоря уже о системной и постепенной деградации госсистемы управления градостроительным развитием и территориальными ресурсами. Они сейчас находятся на полном содержании инвесторов (заказчиков). У нас в упадке почти вся градостроительная документация, большие сомнения вызывает трансформация земель, превалирует трущобный характер застройки окраин, ухудшаются с каждым годом качество и уровень безопасности среды обитания, не снижается социальное напряжение среди населения.

Министр экономического развития страны недавно отмечал в очередной раз, что строительная отрасль является локомотивом экономики. Но тогда, может, не стоит столь неразумно «толкать сзади» этот самый паровоз?! Просто дайте локомотиву надлежащий ему по природе статус, и он сам вытащит не только стройку, но и всю экономику!

Я уверен, что настало время пересмотреть всю государственную систему управления градостроительным развитием  территориальных ресурсов Кыргызстана. Надо поднять статус госоргана по  архитектуре и градостроительству до уровня государственного комитета,  определить его основные функции на уровне общегосударственных в качестве законодательной, координирующей и контролирующей структуры. К слову, так и было в советское время, так и должен работать этот орган.

Кроме того, надо восстановить в составе мэрии Бишкека отдел (или управление) главного архитектора столицы, наделив его основной задачей:  реализовать генеральный план города и согласовывать проекты строительства в соответствии с градостроительной документацией, а  именно: с проектами детальных планировок, градостроительных узлов без права на их самостоятельную разработку.

Было бы резонно передать проектному институту   КыргызНИИПградостроительство проекты по разработке градостроительной документации и составлению архитектурно-планировочных условий (АПУ). Их раньше выполняла Бишкекглавархитектура для столицы. Надо установить порядок ежегодного финансирования разработки градостроительной документации для населенных пунктов и курортно-рекреационных зон республики по мере истечения их сроков годности.

Ну и, конечно, следует объединить профессиональные усилия и разработать в Национальной стратегии устойчивого  развития Кыргызской Республики специальный раздел «Градостроительное развитие и обустройство территории Кыргызской Республики». Наш корабль должен знать и иметь точную карту того, куда мы все плывем!

Тогда мы, профессионалы, будем иметь полное право праздновать не только День строителя, но и День архитектора — архитектора Кыргызской Республики!



« (Previous News)



Related News

Перебоев с энергией не будет

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintМинистр энергетики и промышленности Кубанычбек Турдубаев доложил Президенту о шагах, которые предпринимает его ведомство дляRead More

Как вернуть чистый воздух Бишкеку?

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintОпыт Лондона, Мадрида и Боготы. Энрике Пеньялоса сказал, но мы его не услышали

Добавить комментарий