Main Menu

Переходим к устойчивому развитию. Нас поддерживает донорское сообщество

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

 

Июльская конференция доноров, на которую так рассчитывало правительство, прошла успешно. Международные финансовые институты нам пообещали свыше $2 млрд. на реализацию задач, поставленных в Национальной стратегии устойчивого развития страны. 

Эксперты отметили хорошее качество комплексного программного документа: новые идеи правительства не просто декларировались, в план действий включили источники финансирования крупных национальных проектов, определили конкретные сроки и ответственных лиц.

Давайте узнаем у главного финансиста страны — министра финансов Ольги Лавровой — каковы были цели донорской встречи, удалось ли их достичь? Не ляжет ли внешняя помощь дополнительным бременем на наш бюджет? 

1— Думаю, что бишкекская конференция высокого уровня, на которую собрались наши партнеры по развитию, цели своей достигла. В повестке дня форума стояла оценка эффективности чрезвычайных мер и программ восстановления южных регионов страны после известных событий 2010-го, а также выбор приоритетов для совместных согласованных действий по обеспечению дальнейшего развития республики.

Мой доклад как раз и раскрывал те преимущества неоценимой помощи, которую получил Кыргызстан в незабываемые тяжелые дни 2010 года.

Сложившаяся в тот период ситуация требовала от правительства принятия срочных практических шагов для обеспечения порядка, восстановления разрушенных зданий, возобновления земледельческих работ на полях. Что-то надо было делать с беженцами, переселенцами; соседние государства закрыли границы, мы оказались в экономической блокаде, пострадали фермеры.

Резко сократился поток туристов, замерла внешняя торговля. Все это грозило дестабилизацией, сокращением бюджетных доходов. Но, несмотря на мировой экономический кризис, наши партнеры по развитию не остались безучастны к чужой беде, сразу же пришли нам на помощь.

Более 40 стран и 15 международных организаций откликнулись на призыв оказать Кыргызстану гуманитарную, финансовую и техническую поддержку. Благодаря этому, нам удалось вывести страну из чрезвычайной ситуации и продолжить поступательное развитие.

— Куда были направлены эти средства?

Экономической оценкой необходимого финансирования занимались представители АБР, МВФ, ВБ, ЕБРР, ООН и другие. Сначала определили стратегическую программу примирения, по которой предусматривалось оказание «точечной» срочной помощи жителям юга для скорейшего восстановления их хозяйственной деятельности.

Со стороны Международного валютного фонда в рамках механизма ускоренного кредитования (РСФ) была предоставлена поддержка чрезвычайной программе Кыргызской Республики, направленной на решение неотложных задач. Затем в 2011 году правительство подписало с МВФ новую трехлетнюю программу расширенного кредитования (ЕСФ), что свидетельствовало о доверии к нашей стране со стороны донорского сообщества. Из России прислали 30 млн. долларов на поддержку бюджета, Турецкая Республика выделила нам $10 млн., Китай — 1 млн. долларов.

Отмечу, партнеры по развитию помогли решить неотложные проблемы, сохранить устойчивость государственного бюджета. Несмотря на то, что огромные средства направлялись на строительство жилых кварталов в южном регионе, компенсацию пострадавшим и потерявшим родных и близких, правительство своевременно и в полном объеме финансировало защищенные статьи, выполняло социальные обязательства перед населением.

Отопительный сезон прошел благополучно и в 2010-м, и в 2011-м и в 2012 годах; помощь стран-доноров, соответствующие проекты Всемирного банка и Азиатского банка развития позволили провести аварийно-восстановительные работы в энергетическом секторе, своевременно закупить уголь, мазут, газ для ТЭЦ Оша и Бишкека.

Что касается продовольственной безопасности, то ее в первую очередь обеспечили международные организации, оказывающие нам гуманитарную помощь. Это были не только продукты питания, но и медикаменты, а также сельскохозяйственная техника.

Для восстановления Оша и Джалал-Абада была создана Государственная дирекция, которая руководила строительством во всех пострадавших селениях. Ею проведен огромный объем работы, отремонтированы и восстановлены школы, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, медицинские учреждения, линии электропередачи.

Следует отметить, что Кыргызская Республика — развивающаяся страна, мы во многом зависим от наших соседей и торговых партнеров, поэтому поддержка донорского сообщества в построении стабильной экономики с сильными демократическими институтами для нас весьма важна.

— Вернемся ко второй конференци доноров, недавно прошедшей в Бишкеке. На реализацию крупных национальных проектов потребуется свыше $10 млрд…

— Источники финансирования 52% инвестиционных проектов, заложенных в Стратегии устойчивого развития, найдены внутри страны. Этот документ для мирового донорского сообщества стал отправной точкой в решении о выделении нам денежных средств.

— Кто станет отслеживать эффективность использования донорской помощи, гарантирована ли ее прозрачность?

— Совместный обзор портфеля проектов проходит ежеквартально, мониторинг реализации осуществляют представители доноров и нашего правительства. Кроме того, два раза в год международные финансовые институты направляют в Кыргызстан свои миссии для контроля и предоставления соответствующих рекомендаций.

Гражданское общество и СМИ всегда могут получить интересующие их сведения на сайте Минфина. Так, силами нашего государственного учреждения «Инфо-система» запущен портал Okmot.kg, где в разделе «Внешняя помощь» сконцентрирована вся информация по финансовой помощи доноров в разрезе регионов страны. Данная система способствует тому, что внешняя помощь будет надлежащим образом зарегистрирована, учтена и использована на благо республики.

— Участники второй конференции доноров приняли декларацию…

— Это своеобразная «дорожная карта», она означает, что Кыргызстан переходит на современную устойчивую модель развития. В ней говорится, что международные партнеры по развитию будут поддерживать правительство КР в его усилиях по дальнейшему укреплению институтов управления, при этом признавая и высоко ценя культурное разнообразие республики, закрепленное Конституцией.

Донорское сообщество станет предоставлять кабинету министров информацию о своей деятельности для обеспечения эффективного планирования и отчетности по программам и проектам и их финансовым потокам. Международные финансовые институты обеспечат предсказуемую, многолетнюю финансовую и техническую поддержку.

Ее будет регулировать Координационный совет, возглавляемый премьер-министром Ж. Сатыбалдиевым.

— Многие читатели «СК» обеспокоены: как республика станет выплачивать долги, которые все время увеличиваются? 

— Министерство финансов Кыргызской Республики имеет успешный опыт работы с кредиторами по сокращению внешнего долга путем проведения переговоров. Как вы помните, у нас практикуется обмен долга на активы, развитие, реализацию инфраструктурных проектов в сельской местности, а также преобразование денежного долга в грант.

В республике работает серия соглашений о долговом обмене, заключенных с Немецким Банком KfW, это позволило оказать помощь малым городам и сельским муниципалитетам, снизить уровень бедности в регионах. Так, в декабре 2012 года по проекту «Конверсия долговых обязательств III — Коммунальная инфраструктура и снижение уровня бедности» подписан договор на списание 8,5 млн. евро в обмен на вклад правительства КР в размере всего 3,825 млн. евро в строительство сельских школ, детских садов, ФАПов, спортивных сооружений.

В прошлом году Турция списала долг Кыргызской Республики в размере 49,2 млн. долл. США.

Что касается Российской Федерации, то соответствующее Соглашение между нашими странами об урегулировании задолженности Кыргызской Республики перед Российской Федерацией по ранее представленным кредитам вступило в силу в мае 2013 года. Россия единовременно списала нам 188,9 млн. долл. США в полном объеме, а задолженность в размере 300,0 млн. долл. США будет списываться равными долями в течение 10 лет начиная с марта 2016 года. При этом остаток долга обслуживается до 15 марта 2016 года, после чего проценты на остаток не начисляются и не выплачиваются.

В третьем квартале текущего года ожидается подписание проекта соглашения о реструктуризации долга Кыргызской Республики перед Кореей в размере 15,1 млн. долл. США.

 — И последний вопрос: какие задачи сегодня стоят перед Министерством финансов? 

— Эффективно управлять государственными деньгами, сокращать дефицит бюджета. Республика должна жить по средствам, чтобы каждый налогоплательщик мог почувствовать на себе достойное качество государственных и муниципальных услуг.

Галина ЛУНЕВА.

Фото предоставлено пресс-службой Минфина.






Related News

Ала качуу — несмолкающий стон кыргызских женщин…

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintНесколько дней назад общество сотрясла страшная весть об убийстве Айзады Канатбековой — очередной жертве алаRead More

Сильный Основной закон — сильное государство

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПрезидент Садыр Жапаров проголосовал на выборах депутатов местных кенешей и референдуме по проекту новой КонституцииRead More

Добавить комментарий