Main Menu

Главное — уметь извлекать уроки из прежних ошибок. Министр экономики Темир Сариев о главных успехах и просчетах в экономической жизни Кыргызстана за 22 года независимости

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Нынешний министр экономики кыргызского правительства, ответственный за эту  важнейшую  для каждой страны сферу, имеет большой стаж как в экономике за этот, так сказать, отчетный период, так и в большой политике. В его багаже — крепкий бизнес, затем с 2000-го — парламентская карьера в двух составах  Жогорку Кенеша, в 2010 году он — замглавы Временного правительства посткризисного периода, министр финансов. В образованном в 2004 году главном экономическом ведомстве Кыргызстана он  десятый по счету министр. Если вспомнить историю министерства, на этом посту почти не было случайных людей — руководили экономической сферой крепкие (как правило) профессионалы, которые, придя в этот кабинет, с разной степенью успешности прокладывали свой курс экономического развития страны.                                                                                                                                                           Размышляя о достижениях и просчетах за некруглую дату — 22 года суверенного развития  кыргызского государства, Т. Сариев анализирует своевременность и результативность (или наоборот) действий  целого ряда правительств и президентов в экономической сфере.

IMG_2870— Вспомним, с чего мы начинали в 1991-м. Стартовые позиции, прямо скажем, нельзя назвать блестящими. Хотя до этого республика  в составе СССР была равноправным партнером в ряду 15 собратьев. В силу различных централистских причин наша экономика развивалась в соответствии с директивами из Москвы как столицы огромного государства. Вся производственная цепь была завязана на нужды союзных республик, в первую очередь — Российской Федерации. Поскольку выпуск всей нашей  продукции  в советский период  ориентировался на внутренний рынок СССР, с развалом империи заводы и фабрики еще долго по инерции работали «на склад», в результате последовало затоваривание, и тогда никто не знал, что с этим делать.

Если вспомнить последние годы СССР, то инвестиции вкладывались неравномерно — некоторые республики получили преимущества за счет вложения крупных инвестиций. Беларуси, например, благодаря крупным инвестициям из Москвы с 1985-го по 1991 год  в начале суверенитета удалось переориентировать  промышленное производство с оборонных целей на выпуск  товаров широкого потребления. В магазинах СНГ довольно скоро появились относительно качественные холодильники, телевизоры, газплиты, стиральные машины и иная бытовая техника из Беларуси. В Туркмении в свою очередь была создана мощная инфраструктура газонефтедобывающего сектора, что позволило этой ранее небогатой стране стать чуть ли не вторым Кувейтом.

Но нельзя не учитывать, что патерналистская политика Советского Союза принесла  нам много преимуществ,  плюсов. За  73 года Советской власти Киргизия стала  крепкой промышленно-аграрной республикой благодаря планированию и финансированию из центра. Строились крупные ГЭС, в первую очередь Токтогульская, крупные предприятия союзного значения (заводы им.  Ленина, им. Фрунзе, «Сетунь», «Физприборы», Майли-Сайский электроламповый завод, Ошский шелкокомбинат, Токмакские стекольный и перерабатывающий шерсть заводы, Камвольно-суконный, Кадамджайский сурьмяный,  Хайдарканский ртутный, Кара-Балтинский горнорудный комбинаты и многие другие  были славой кыргызской промышленности и  крепкими поставщиками для всех республик бывшего Союза ССР.

Но надо вспомнить и минусы, ставшие в период суверенитета серьезными проблемами. Инфраструктурно Кыргызстан, к сожалению, тупиковая страна: нет выходов к морям и портам, как и нет пока транзитных железных дорог, а авиасообщение развито не столь хорошо, как нам хотелось бы. Серьезно осложнилась жизнь республики в первые годы независимого развития, когда не было опыта самостоятельного проведения внешней и  внутренней, в том числе экономической, промышленной, аграрной политики.

В результате, когда союз перестал существовать, Кыргызстан как регион без нефти, газа и прочих материальных ценностей был вынужден строить свою экономику почти с нуля. Выход был один — строить открытую либеральную экономику, опираясь на человеческие ресурсы. И это стало у нас сразу получаться — Кыргызстан прослыл «островком демократии», в стране  появились офисы ключевых международных организаций — ООН, ВБ, МВФ, ОБСЕ, к нам зачастили международные инвесторы. Правда,  наряду с прогрессивными шагами были допущены и грубейшие ошибки — в проведении аграрной реформы, в приватизации  промпредприятий (скандально провалившаяся программа PESAK). Скороспелость и непродуманность аграрной реформы  привели к раздроблению крупных хозяйств, а  это в свою очередь — к резкому падению продуктивности сельского хозяйства.

А среди смелых решений, оправдавших себя за этот период, можно назвать следующие:  начало приватизации и появление основ частной собственности и ее правовой защиты;   введение национальной валюты в числе первых в СНГ;  появление новых финансовых   институтов, отделение Национального банка  от правительства и придание ему независимого статуса.

К сожалению, ожидания были больше, чем полученные сейчас результаты. Тогда у Кыргызстана появился шанс (и большой) грамотно и быстро реформировать экономику. Но, к сожалению, не было опыта в реализации крупных инфраструктурных проектов, и многие реформы забуксовали по причинам как объективным, так и субъективным. А если бы республика имела такой опыт,  мы могли бы сегодня иметь известные бренды и успешно продвигать их на просторах СНГ и дальних стран.

Довольно ощутимым стал для нас  системный экономический кризис 1997-1998 годов, хотя вначале казалось, что он почти не коснется страны. К сожалению, он аукнулся довольно ощутимо — развалился ряд банков, возник кризис неплатежей, взлетела инфляция, уровень стабильности резко пошел вниз. Грубейшие ошибки в госуправлении (коррупционные схемы в привлечении инвестиций, в таможенной и налоговой службах, в избирательном процессе и т.д.) привели к появлению семейной формы правления, свержению первого президента и, как следствие, к первой, мартовской революции 2005 года.

Нужно делать правильные выводы: виновато в случившемся весной 2005-го и 2010 годов не только корыстное управление. Виноваты все — руководство государства, получившее доверие народа, и госчиновники всех уровней, использовавшие свои должности в  нечестных целях и образовавшие таким образом цепь обогащения снизу доверху. Не без греха и интеллигенция, которая видела и анализировала происходящее и молчала при этом. Виноваты и  бизнесмены всех калибров, дававшие взятки на всех уровнях. Надо извлекать уроки из прошлых ошибок. Сможем ли мы воспользоваться этим опытом, чтобы больше  их не повторить?

В первую очередь ныне перед правительством стоит главнейшая задача: как повысить потенциал экономики?  Достижение этой цели влечет за собой социальные составляющие: рост качества  продукции, услуг, а в конечном итоге — качества жизни народа Кыргызстана, который поддержит любую власть, если  будет сегодня  получать больше благ, чем имел вчера.

«Мир изменяется, и мы меняемся вместе с ним», — сказал философ. Перед Кыргызстаном сейчас стоят грандиозные задачи. Это развитие инфраструктуры, в первую очередь строительство железной дороги  из Китая в Европу через нашу территорию и выход к теплым (и не очень) морям,  начало строительства железной дороги, которая соединит наконец север и юг республики. Китай — это, с одной стороны, океан потребностей, а с другой — океан предложений. Требуется дальнейшее развертывание авиасообщения, чему очень способствует обновление аэропорта «Манас», близко завершение двух крупнейших автодорог с выходом в Китай — это Бишкек — Нарын — Торугарт и Ош — Сарыташ — Иркештам. Важнейший проект — кольцевая автодорога вокруг Иссык-Куля. В Москве есть МКАД, у нас будет ИКАД (Иссык-Кульская кольцевая).  Очень нужна, просто необходима автодорога из Нарына на юг, чтобы у нарынчан был выход на рынки Оша, Баткена, а у южан — в обратном направлении. Дороги нужны нам как воздух —  Кыргызстану давно пора стать транзитной страной.  Что касается опасений экологов, что железнодорожная магистраль ухудшит состояние природы, то я считаю, что это опасения близоруких людей. Конечно, нам нужно учитывать экологические стандарты и соблюдать законы. Но нам необходимо развивать, «наращивать мускулы» экономики!

В последние два-три года в экономике уже удалось сделать много значимых шагов. Это обеспечение прозрачности действий ключевых органов, сокращение количества лицензий, уменьшение в разы  числа госуслуг, проверок бизнес-структур. Министерство экономики осуществляет множество инициатив, в числе которых, безусловно, мониторинг эффективности работы госорганов, который уже стал ежеквартальным.

Куда идет Кыргызстан? В мире сильна конкуренция, и, чтобы заявить о себе в полный голос, наша страна должна как можно скорее реализовать главнейшие приоритеты. В первую очередь в энергетике. Обретают очертания крупные национальные проекты, через несколько лет  заработает  на полную мощность каскад Верхне-Нарынских ГЭС, на повестке дня также стоит широкое применение возобновляемых источников энергии — солнечных, ветряных микроэлектростанций. Суперважно для страны и освоение месторождений полезных ископаемых, причем не только золота, но и редкоземельных металлов, угля, стройматериалов. О таком важнейшем приоритете, как инфраструктура, мы уже выше говорили. Но инфраструктура — это, кроме дорог, и коммуникации, внедрение компьютерных технологий и интернет-связи во всех уголках нашей страны. С 2014 года начнется строительство газопровода Туркменистан — КР — КНР,  за три года надо завершить этот проект, инвестиций туда будет вложено 1,4 млрд. долларов. А уже в этом сентябре предстоит радостное событие — открытие нефтеперерабатывающего завода в Кара-Балте.  В следующем году он должен выйти на проектную мощность — 800 тысяч тонн нефти будем перерабатывать в год, и это огромный шаг в направлении к энергетической независимости. Ожидается реконструкция Бишкекской ТЭЦ, и запланировано строительство ТЭЦ на Каракечинском угольном разрезе.

Большие усилия прилагает правительство  и в сфере сельского хозяйства, ожидается дополнительный приток инвестиций в реконструкцию и  расширение ирригационной системы,  растут возможности для производства экспорта кыргызстанских товаров агропрома в страны дальнего и ближнего зарубежья. В ближайших планах — расширение лизинга техники, поддержка крупных племенных и семеноводческих хозяйств.

И очень немаловажный фактор для развития страны — общая, не локальная  война с коррупцией, которая должна стать делом каждого кыргызстанца. Говорят, что, во-первых, нужна политическая воля. Она есть! Но затем, во-вторых, в-третьих и последующих пунктах — с коррупцией надо бороться всем миром, и кампанейщиной ее не победить, так как это зло без конца и без начала. Поэтому такая война — дело не только уполномоченных на это структур, но и всех органов госуправления плюс активная жизненная позиция всего гражданского общества, в том числе СМИ.

Подготовила 

Елена МЕШКОВА.

 







Добавить комментарий