Main Menu

Иссык-Куль достоин не только любви, но и хорошо продуманной заботы

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В настоящее время институтом «КыргызНИИПкурорттуризм» выполняется Генеральная схема районной планировки побережья озера Иссык-Куль. Работать приходится в отсутствие общегосударственной генеральной схемы расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил республики, при мизерном бюджетном финансировании, а также отсутствии градостроительных кадров достаточной квалификации. 

09Однако, несмотря на это, институтом прилагаются все усилия к выполнению поставленной государством задачи, нацеленной на градостроительное развитие и обустройство территории Иссык-Кульской котловины. В текущем году должен быть завершен первый этап, связанный  с изучением состояния, выявлением проблем, подготовкой предложений о путях  градостроительного развития и обустройства прибрежной территории озера Иссык-Куль для представления в Жогорку Кенеш. Следующий этап разработки генеральной схемы намечен на 2014 г. при условии надлежащего ее финансирования.

Природный потенциал Иссык-Кульской котловины, целебные свойства лечебных грязей, минеральных вод, ионизированного воздуха высокогорья и в целом уникальное сочетание изумрудного цвета незамерзающей акватории озера делают нашу жемчужину главной достопримечательностью республики.

Иссык-Кульская котловина имеет все потенциальные возможности стать одним из главных центров оздоровительного отдыха, туризма, спорта и культуры в целом для стран Центральноазиатского региона и своеобразной визитной карточкой Кыргызстана  в системе мирового сообщества. В целом для республики озеро Иссык-Куль является мощным градообразующим и соответственно градоформирующим фактором и возобновляемым источником благосостояния. Среди двенадцати озер мира для летнего отдыха Иссык-Куль занимает пятое место и позиционируется российскими турагентствами как бальнеологический курорт.

Однако, несмотря на наличие целого ряда различных государственных документов,  регламентирующих порядок содержания и условия градостроительного развития и обустройства территории Иссык-Кульской котловины, следует отметить преобладающий характер самостийной урбанизации прибрежной территории озера, формируемой за последние годы в основном на принципах широкого культивирования бизнес-среды местного сообщества. Сомнительная трансформация земель, игнорирование требований экологии и норм по градостроительному обустройству территории по существу обуславливают девальвацию государственных законов и генеральных планов по градостроительному развитию территории, что может не оправдать прилагаемых усилий в государственном масштабе.

Сегодня практически отсутствует какое-либо конкретное и устойчивое понимание государством основных приоритетов и стратегической роли Иссык-Куля  в системе международного сообщества и нет общегосударственной программы по выведению ее на мировой уровень.

Прежде всего, нет системы международной сертификации объектов санаторно-курортного комплекса и всех видов оздоровительного отдыха и туризма, что не способствует повышению качества предоставляемых услуг за их предъявляемую стоимость.

Практикуемый по всему побережью принцип коттеджной застройки территории пансионатов и домов отдыха, культивируемый бизнес-средой на территории прибрежной курортно-рекреационной зоны, чреват в перспективе повсеместным превращением их в сельские поселения, для которых в конечном итоге потребуется создание собственной социальной инфраструктуры. Реализация  более двадцати хозяйствующими субъектами коттеджей-домов отдыха в северной курортно-рекреационной зоне на условиях  жилого фонда предопределяет характер их функционального использования в недалекой перспективе в качестве домовладений, на что уже обратили внимание правоохранительные органы.

Следует отметить, что глубоководный характер озера (порядка 700 метров), отсутствие фильтрующих и абсорбирующих способностей прибрежных грунтов обуславливают повсеместное дренирование подземных вод и поверхностных отложений всех видов органического и химического происхождения по всей акватории озера. При этом совокупный экологический, по ориентировочным данным экологов (Э. Шукуров), ущерб только от животноводства прибрежной зоны может быть сопоставим с ущербом, наносимым всем населением котловины. Очистные сооружения Чолпон-Аты, Балыкчы и Каракола даже после их реконструкции не будут в состоянии качественно очищать бытовые отходы. Около 80% существующих очистных сооружений в курортно-оздоровительных учреждениях также не соответствуют нормативным требованиям. Это в свое время отрицательным образом повлияло на внесение озера Иссык-Куль как уникального природно-культурного ландшафта в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Существующее положение с повсеместной застройкой прибрежной территории на принципах бизнес-среды  в последние годы обусловило снижение прозрачности вод в прибрежной зоне с 7 до 5 м, тогда как в средней части озера она составляет порядка 40 м. По существу пущено на самотек и никем не контролируется исполнение постановления правительства № 445 от 2 октября 2007 г. «Об утверждении правил застройки, благоустройства, технической эксплуатации и содержания объектов курортно-рекреационной территории Иссык-Кульской области». При этом любое нарушение градостроительных норм и правил теряет свою актуальность за давностью срока по истечении трех лет, что, по сути, является основой для самовольных устремлений в застройке, на реализацию которой также требуется трехлетний срок, после чего объект можно вводить в эксплуатацию.  Абсурд, не требующий пояснений.

Так, характерным, из ряда вон выходящим примером игнорирования вышеуказанного постановления в плане визуального загрязнения среды, является возведение на территории курортно-рекреационной зоны «китайской стены», закрывающей вдоль автодороги природную панораму озера Иссык-Куль на побережье Тонского района, разукрашенной примитивным пониманием монументальной живописи в искусстве.

Эксперименты с ихтиофауной озера Иссык-Куль нанесли невосполнимый экономический ущерб рыбному хозяйству. А ведь еще недавно ежегодный улов рыбы составлял от 5 000 до 12 000 центнеров в год. Аналогичный ущерб нанесен экологии биосферы озера, вызванный снижением самоочищающей способности озера,  поддерживаемый ранее функцией эндемичных пород рыб (чебак и др.), повсеместно уничтожаемых хищниками (судак и др.).

До настоящего времени режимные территории биосферы озера не имеют картографически зафиксированных и закрепленных в натуре границ, контролируемых лишь визуально, что называется на глазок. Более того, представители биосферы «Иссык-Куль» вообще исключены из состава комиссии по выбору земельных участков для нужд инвесторов.

Эти и другие системные недостатки и нарушения в конечном итоге ведут к усугублению экологического равновесия биосферы озера Иссык-Куль, ухудшению его самовосстанавливающей способности, к его постепенной и необратимой деградации.

Все изложенное настоятельно требует принятия кардинальных и безусловных мер по предотвращению негативных проявлений. Во-первых, в целях определения предельной социальной нагрузки, оптимальной демографической и рекреационной емкости территории Иссык-Кульской котловины необходимо проведение системных научно-исследовательских работ по установлению порога экологической устойчивости биосферы озера в существующих условиях интенсивной урбанизации побережья. Далее. В отношении Иссык-Кульской котловины необходимо на законодательном уровне определить ее специализацию в системе социально-экономического комплекса страны,  закрепить статус законодательным образом под названием «Курортно-туристический рекреационный комплекс «Иссык-Куль». Необходимо установить его основные функциональные приоритеты по главным направлениям  градостроительного  развития  котловины в качестве стратегических приоритетов: бальнеологическое направление, туристическое, экологическое. При этом необходимо создать на уровне госуправления структуру ответственной за функционирование, развитие и эксплуатацию всего курортно-туристического рекреационного комплекса Иссык-Кульской котловины, в т.ч. всей республики. Это позволит более целенаправленно осуществлять программу по реализации курортно-туристического рекреационного комплекса, привлекать международные инвестиции, создавать консорциумы и т.д. по совместному управлению КТРК.

Приоритет бальнеологического направления исходит из того, что Иссык-Кульская котловина, как мы уже говорили, является единственной и уникальной по совокупности факторов оздоровительного эффекта среди всех аналогичных природных образований стран Центральной Азии, Сибири и Ближнего Востока. Развитие этого направления путем повсеместного культивирования санаторно-курортной формы обслуживания, в т.ч. за счет перепрофилирования пансионатов и домов отдыха, обусловит расширение качества  и объема       предоставляемых услуг, переход от сезонного характера на круглогодичное использование потенциала Иссык-Кульской котловины, стабилизирует экономику и обеспечит постоянную трудовую занятость местного населения, исключая ее миграцию. При этом строительство объектов лечебно-профилактических учреждений отдыха, туризма и активного отдыха в 500-метровой курортно-рекреационной зоне необходимо осуществлять только в едином комплексе зданий не менее трех этажей, исключая коттеджный тип застройки. Необходимо соблюдение градостроительных норм и Правил застройки, установленных Постановлением правительства № 445 от 2.10.2007 г. Существующие объекты массового отдыха необходимо постепенно, планомерно переориентировать на курортно-санаторное обслуживание.

В Аджарии (Грузия) в настоящее время принята госпрограмма по увеличению расходов в 5 раз на развитие туризма с целью создания туристической инфраструктуры мирового класса. Казахстан уже приступил к строительству канатной дороги Медео — Чимбулак.

Вкупе с бальнеологическим направлением туризм, безусловно, позволит также обеспечить круглогодичную занятость местного населения.

Развитие и функционирование всех остальных сфер хозяйственного комплекса Иссык-Кульской котловины должны быть обусловлены прежде всего потребностями приоритетных направлений: бальнеологического, туристического, экологического. И образование, производство, обслуживание, снабжение — вся жизнедеятельность населения Прииссыккулья должна развиваться в аспекте приоритетных направлений. Сельскохозяйственное производство в пределах 2-километровой курортно-рекреационной зоны должно быть прежде всего ориентировано на садоводство, пчеловодство, разведение медикаментозных растений, виноградарство, производство вин и  бутилирование минеральных вод.

Экологическое направление  градостроительного развития Иссык-Кульской области обусловлено требованием  Закона КР «Об устойчивом развитии эколого-экономической системы Иссык-Куль»,  а также обязательствами государства по сохранению, использованию и развитию биосферы озера, входящего во Всемирную сеть биорезерватов под эгидой ЮНЕСКО. Однако отсутствие закрепленных на местности границ режимных территорий, а также невключение  в состав комиссии представителя биосферы «Иссык-Куль»  делает эти намерения  эфемерными.

На наш взгляд, для практического решения проблем градостроительного развития и обустройства Иссык-Кульской котловины как приоритетных направлений, так и в целом всего хозяйственного комплекса, включая инженерно-транспортную инфраструктуру, необходимы политическая воля руководства страны и ее консолидация с международным сообществом,  объединенных идеей совместного использования на паритетных началах природного потенциала уникального озера и всей котловины по аналогии со строительством (совместно с Россией) каскада Верхне-Нарынских ГЭС. Ведь только так можно вывести нашу жемчужину на уровень международной курортно-рекреационной зоны, спорта, искусства и активного отдыха — туризма.

Ю. ТАГИРОВ, гл. архитектор института 

«КыргызНИИПкурорттуризм», доцент КГУСТА.






Добавить комментарий