ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Не судите, да не судимы будете


Идут разбирательства по делу журналиста Болота Темирова. Обвинения рассыпаются одно за другим. За что Свердловский районный суд будет его наказывать?

 

ЯНВАРСКОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ

 

Как быстротечно время. Казалось бы, это было вчера… А на самом деле прошло семь месяцев, как «взяли в оборот» руководителя проекта «Темиров лайф», который периодически размещает материалы о коррупции кыргызской элиты («СК», 25 января, «СК», 4 февраля).

 

Вспомним, как всё начиналось. Двадцать второго января милиция нагрянула в офис редакции. Бойцы спецназа приказали всем сотрудникам лечь и связали руки. Позже руки освободили и заставили вытащить всё из карманов. Темиров был последним. По словам его жены Махабат, супруг был в шоке, когда вытащил из заднего кармана полиэтиленовый свёрток с тёмно-зелёным веществом. Он расплакался, начал истерить, паниковать. «Мы в шоке, все были в шоке, — делится Махабат. — Потом говорю мужу, мол, успокойся, видели все, что тебя подставили, не истери. Потом сама стала кричать на ментов: я же видела, это вы подбросили!»

 

Она кричала, Болот кричал, все кричали. Когда Болота выводили из офиса, он опять громко крикнул: «Они это подкинули!»

 

Темирова позже освободили под подписку о невыезде до завершения расследования. Ему грозило до пяти лет колонии, признай суд виновным в хранении наркотиков.
В начале февраля комитет парламента по правопорядку, борьбе с преступностью и противодействию коррупции заслушал информацию МВД и Генпрокуратуры. Председатель комитета Суйунбек Омурзаков поинтересовался: «Экспертиза показала, что в крови Темирова нет наркотиков. Журналист заявил, что их ему подкинули. Можете прокомментировать?»

 

Заместитель главы МВД Эркебек Аширходжаев ответил, что расследование проходит объективно. Записи видеонаблюдения изъяты. Если это на самом деле произошло (подброс наркотиков. — Г. К.), сотрудники милиции понесут наказание.

 

Кроме статьи о наркотиках на журналиста возбудили ещё несколько уголовных дел. В ГУВД Бишкека заявили тогда, что в ходе расследования стало известно о новых преступных фактах, вменяемых обвиняемому. Так, возбуждены уголовные дела по статьям 379 «Подделка документов» и 378 «Незаконное пересечение государственной границы Кыргызской Республики».

 

То есть и паспорт у него поддельный, и военный билет липовый, и вообще Темиров — не наш гражданин. Ату его!

 

Сразу после этого задержания журналистское сообщество дало ему оценку. Руководитель независимого Союза журналистов Азамат Касыбеков: «Мы рассматриваем случившееся как покушение на свободу слова. Журналистское сообщество не поверит итогам расследования, которое началось с грубых процессуальных нарушений. Ни для кого не секрет, что подбрасывание наркотиков подозреваемым стало для милиции обыденностью. Мы требуем рассмотреть ответственность всех силовиков, причастных к этой провокации, в том числе руководство МВД. Все они, невзирая на должности и погоны, должны быть призваны к ответу».

 

Прошли митинги журналистов в поддержку Темирова в Бишкеке, Караколе, Оше. Правозащитница Чолпон Джакупова написала на своей странице в «Фейсбуке»: «Гнусность ситуации состоит в том, что все понимают: задержание Темирова — это самая дикая и грубая постановка. Понимают как те, кто задерживал, так и свидетели…».

 

Омурбек Текебаев, тогдашний лидер партии «Ата Мекен», а ныне посол в Германии, подчеркнул: «Свобода слова — это достояние кыргызского народа. Это у нас в крови. Неслучайно свободная пресса в Кыргызстане была и остаётся при всех президентах. И каждый раз, когда власть пыталась укротить журналистов, она получала отпор общества. Более того, наши медиа всегда делали работу, которую должны делать правительство, госорганы. Пресса всегда информировала население, проводила расследования, боролась с коррупцией».
Отреагировал на инцидент и Президент Садыр Жапаров: «Любая профессиональная деятельность, осуществляемая в рамках закона, в том числе и журналистская, не должна быть поводом ни для каких форм давления. Это должно быть беспристрастное расследование с учётом всех обстоятельств. Я держу на контроле, чтобы дело, связанное с Болотом Темировым и другими задержанными с наркотиками, было рассмотрено справедливо».

 

ШИТО БЕЛЫМИ НИТКАМИ

 

Долго ли коротко, после разбирательств милиция передала дело в Свердловский районный суд (судья Акылбек Алимов). Началась дача показаний обвиняемого. Темиров сразу же взял быка за рога: «Уважаемый судья, несмотря на то, что вы пытаетесь задавать вопросы с акцентом на добровольность при вытаскивании предметов из кармана, это было не так. Мне и моей команде следователь приказал вытащить всё. Мы вытащили. Когда меня доставили в ГУВД, продержав в автобусе около часа, сотрудники, которые меня задерживали, сказали, что они лишь выполняют приказ. И вы с прокурором тоже его выполняете…».

 

Между тем следователь ГУВД принял решение признать паспорт Темирова недействительным. Адвокаты опротестовали это, но горпрокуратура признала действия милицейского следователя законными…

 

Из показаний Болота Темирова на суде: «Утверждается, что я якобы украл военный билет, вклеил в него свою фотографию и на основе этого подал документы для получения паспорта гражданина Кыргызстана. На самом же деле ещё в начале 2000-х я встал на учёт в Узгенском военкомате и получил военный билет. Но не тот, который указан в деле. Всё обвинение строится на записи в анкете, которая заполняется, когда подаёшь на получение паспорта. Самое абсурдное — анкета, на которой строится всё дело, — поддельная. Эксперты Минюста, находясь здесь, в этом зале, давали показания и подтвердили это. По словам эксперта ведомства, анкета напечатана на простой бумаге. Там нет защитных волокон, при инфракрасном излучении не высвечиваются водяные знаки. Меня судят на основе поддельной анкеты. Представители ГРС не могут объяснить, как поддельная анкета оказалась в моём деле. Даже у судьи, у которого должны находиться все оригиналы документов, касающиеся дела, нет оригинала анкеты. У него — лишь копия».

 

По ходу дела правоохранительные органы задержали членов ОПГ Камчы Кольбаева, которые потрошили бизнесменов. Среди них журналист Темиров узнал человека, который, по его словам, был организатором нападения на него два года назад. «Это некий Долотбек уулу Бекзад. Он подговорил троих односельчан устроить засаду, сказав им, что я не отдаю ему долг. Сам ждал в машине. По показаниям сельчан, после нападения на меня Бекзад встречался с неким человеком, которого называл Шер. Получил от него деньги и раздал односельчанам по двести долларов, сказав, чтобы они спрятались. Но они не успели, их поймали. Материалы по заказчикам нападения выделили в отдельное производство, которое потом спустили на тормозах…»

 

На судебном заседании Темиров рассказал, что изначально следствие велось предвзято и всё было подстроено. Заявил в который раз, что пакет с наркотиками, оказавшийся в его кармане, подкинули силовики. «В суде начальник СБНОН Мухтар Токтогулов врал, будто в день моего задержания в наркологию ворвались мои сторонники. Он снимал весь процесс наркологического досмотра. На анализ взяли мочу. Результаты вышли отрицательные. Это озвучила и сотрудница службы наркологии. Но через какое-то время видео с досмотра появилось в соцсетях — обрезанное и смонтированное. В нём говорится, что в моче якобы содержатся наркотики. Мухтар Токтогулов передал видеозаписи неким личностям, распространившим их в соцсетях. Ведь кроме него, меня и сотрудников наркологии в кабинете больше никого не было. Об этом свидетельствует и наружная видеозапись. Я вижу здесь предвзятость следствия. Оно изначально хотело обвинить меня и подставить», — убеждён Болот Темиров.

 

Шестого сентября в Свердловском райсуде журналист пояснил, что, когда во время обыска в офисе силовики напали на него и сотрудников, решение демонтировать все видеокамеры и жёсткие диски принимал не следователь, а начальник службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков ГУВД Мухтар Токтогулов, при этом заявивший в суде, что пришёл «просто посмотреть» на проведение обыска. Хотя должен был находиться совсем в другом месте — на улице Сухомлинова.
«Паспорт мой отобрали и не объяснили, в чём такая необходимость. Когда вернули, чип в паспорте был выдавлен. Я думаю, это сделали силовики. Я сдавал кровь и экспресс-тест на наркотики. Меня направляли на психиатрическую экспертизу, и там тоже сказали, что я не употребляю наркотики. Если бы существовала ещё какая-либо экспертиза, то меня бы и туда направили.

 

Кстати, когда вернули диски от камеры, они были в нерабочем состоянии. При этом эксперты подтверждали, что на момент появления силовиков в офисе все камеры были исправны. Диски намеренно уничтожили, чтобы записи нападения не всплыли», — считает журналист.

 

Драма а ля комедия продолжается, хотя и ежу понятно, что дальнейшее судебное разбирательство, на наш взгляд, излишне. Мало того, чем дальше, тем больше дискредитирует силовиков. Ну разве ради того, чтобы «все они, невзирая на должности и погоны, должны быть призваны к ответу».

 

Геннадий КУЗЬМИН.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:53, 16-09-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова