Main Menu

Они из Ново-Покровки

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Старинное село  Ново-Покровка…   Оно покоряет не только красотой березовых, тополиных, карагачевых аллей, милым видом уютных домов, утопающих в садах, но и простодушием  и открытостью сердец людей, их дружелюбием. 

Minolta DSC

Село было создано в 20-х годах прошлого века переселенцами, которые назвали его Дурниловкой. Настолько здешние земли были непригодны для жилья и сельского хозяйства.  Но невероятными усилиями переселенцев,  которым пришлось пережить  и эпидемии, и коллективизацию, и пору военного коммунизма, и войну, и послевоенную разруху, село превратилось в процветающую Ново-Покровку с колхозами, клубом, детскими учреждениями, больницей, аптеками, магазинами, кафе, социально-бытовой инфраструктурой. Это стало возможным потому, что здесь уже почти сто лет в мире, согласии и дружбе проживают представители многих национальностей, которые считают Ново-Покровку своей родиной. Они поддерживают друг друга  в беде, вместе отмечают праздники, живут одной семьей. Когда-то, до распада  Союза, здесь был колхоз. Сначала он назывался именем Ленина, а потом колхозом «Заветы Ленина». Это название до сих пор сохранилось на здании клуба, который и сейчас является действующим.

Мне удалось пообщаться  с несколькими сельскими труженицами. Они  прожили нелегкую, на мой взгляд, жизнь, но, что интересно, считают ее счастливой. Я была поражена  их  жизнелюбием, патриотизмом, непритязательностью, душевной чистотой.

Из рассказа Мерк Екатерины Яковлевны узнала, что родилась она в 1926 году в Омской области. В годы войны, как и многие немцы, пережила все ужасы трудармии и только в 1958-м приехала в Киргизию.  Здесь она долгие годы проработала на свекле и кукурузе.  И личная жизнь состоялась: они с мужем построили дом, родились двое детей.

«Люди в колхозе были очень дружные, не смотрели на национальности, друг другу помогали и есть садились за один стол. Сейчас я живу в Ново-Покровке. Кыргызстан — моя вторая родина», — говорит сельчанка.

Чимчикова Гулькакы родилась в Кыргызстане в 1934 году, здесь училась, родила семерых  детей, двое из них умерли, остальные получили высшее образование. Муж был хороший, работал  бухгалтером, но рано умер, к сожалению. Она тоже много лет работала в колхозе. Сейчас находится на пенсии, занимается домашним хозяйством. «Живем все время рядом: русские, балкарцы, кыргызы, корейцы… Уважаем друг друга. Я думаю, не зря мы прожили жизнь» — это доподлинные слова Г. Чимчиковой.

А вот рассказ Аминат Ахматовой, родившейся в Кабардино-Балкарии, депортированной в 1944 году в Ново-Покровку. Сейчас на пенсии, живет в своем доме, который ей помог  построить колхоз. Она всегда  была активисткой, членом партии, имеет звание «Заслуженный колхозник»,  медаль «За доблестный труд» и  другие награды. Работала свекловичницей, дояркой, 15 лет была звеньевой. О колхозной жизни вспоминает как о счастливых годах.

Совсем маленькой девочкой пошла работать на свеклу Сапарият Гапоева, депортированная из Кабардино-Балкарии.

«Когда нас  привезли в Ново-Покровку, местные жители накормили, пригласили в баню, расселили по домам. Никто не спрашивал о национальности, сельчане всегда делились последним куском хлеба», — рассказала Сапарият.

Впоследствии она вышла замуж, родила шестерых детей. Вместе с мужем прожили хорошую жизнь, подняли детей, построили  дом, много лет вместе трудились на ферме, имели много поощрений и наград. «Я богата детьми и внуками и за все благодарна судьбе» — это ее слова.

В возрасте 13 лет приехала в Киргизию  Мария Ивановна Брыкова и  сразу пошла работать телятницей, потом дояркой, свекловичницей. Колхозный труд был ей по душе, но  очень нужны были работники детских учреждений, и она, окончив  школу рабочей молодежи без отрыва от основной работы и Джалал-Абадский педагогический техникум, стала воспитателем в детском саду.

Этому же благородному делу посвятили много лет Александра Федосеевна Тарасенко и Надежда Николаевна Денисенко, приехавшие  в село уже после войны.

Настоящим образцом сельской труженицы является Джантелиева Жениш. Она вместе с мужем 30 лет работала чабаном без праздников и выходных. Имеет медаль «Заслуженный чабан» и много других наград и поощрений. Самое интересное, что эта пара успела  обзавестись девятью ребятишками. Один, правда, умер, но они усыновили другого ребенка.

«А как же вы  управлялись с детьми?» — спросила я.  Жениш ответила: «Сначала они были в сельском  круглосуточном садике, а потом бабушки и дедушки приглядывали».

Поговорив с этими сельчанками, получаешь столько позитива, от них просто веет жизнелюбием, задором. А ведь они все уже давно в почтенном возрасте. И жизнь-то у всех была не из легких, и работа тяжелая. Порой негде было оставить детей, приходилось их брать с собой. Целый день в любую погоду труженицы находились на поле, ферме.  Были времена, когда не давали декретного отпуска,  не хватало детских яслей и садов, поэтому даже младенцев брали с собой на работу. На поле стоял деревянный  вагончик с кроватками, и  мамы по зову няни приходили  на кормление.

И дома  у каждой  были хозяйство, семья. Времени для отдыха и сна оставалось мало. Но у всех в воспоминаниях осталось самое светлое: радостные моменты и благодарность Кыргызстану, его народу.

Все сельские труженицы, о которых я рассказала, продолжают вести активный образ жизни. Мы как-то писали о том, что Ново-Покровка всегда славилась  талантливыми людьми. Самодеятельность была настолько развита, что здесь в сельском парке  в советское время проходил Всесоюзный фестиваль  музыкальных коллективов СССР с участием хора им. Пятницкого и других ансамблей. В селе работали  духовой оркестр, хор, которые славились  далеко за пределами Ново-Покровки.

Все это было при Союзе. Но и сейчас сельчане отмечают  праздники и даты, звучат мелодии всех проживающих здесь национальностей.

В 2005 году был создан ансамбль «Голоса Украины», в репертуаре которого украинские, русские, кыргызские песни. Все участницы — долгожители села, влюбленные в этот край, отдавшие ему много сил. Их объединяет неиссякаемая тяга к творчеству. Популярны они не только в своем селе: им рады на праздниках в Канте, горных айылах, школах, детских домах. Они выступали в Славянском  университете, являются победителями праздника фольклора «Долина талантов», принимают участие в работе Ассамблеи народа Кыргызстана, выступают в домах инвалидов, центрах для людей с ограниченными возможностями, перед ветеранами, оказывая посильную помощь, даря свое внимание. Главным организатором  всех жителей села является Надежда Николаевна Денисенко — славная труженица, певица, поэтесса, автор гимна  Ново-Покровки, который знают все от мала до велика, независимо от национальности. Секрет в том, что в эту песню автор вложила столько любви к Кыргызстану, тепла, интернационализма, что просто невозможно оставаться равнодушным.  У нее есть  помощники, прежде всего  участники ансамбля «Голоса Украины», да и представители многочисленных диаспор  села тоже откликаются на все дела.

Так и живет интернациональная Ново-Покровка, сохраняя традиции всех населяющих ее наций. И главная заслуга в этом ее легендарных сельских тружениц.

Лариса САПЕГО.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий