Main Menu

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ НАУКА: НА ПОРОГЕ БУДУЩЕГО ИЛИ ОГЛЯДЫВАЯСЬ НА ПРОШЛОЕ…

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Общеизвестно, что новое образование — это и новая наука. Меняющийся характер воспитания в дошкольной среде, обучения — в средней школе, профессионального образования — в колледжах и университетах предполагает, в сущности, иной, новый тип человека. Да мы и сами видим это, наблюдая, как меняются интересы молодежи, насколько более динамичным и конструктивным становится мышление наших детей. И, конечно же, меняется характер знания — его добычи, систематизации, передачи поколениям, использования для развития. 

Кыргызстан по мировым меркам — небольшая страна, но, если присмотреться, в наследство нам досталась и за последние двадцать лет получила существенное развитие солидная база. В настоящее время, по данным Нацстаткома, в КР зарегистрировано 152 научных учреждения, в числе которых структурные подразделения НАН КР, отраслевые НИИ, инновационно-активные предприятия вузов, располагающие научно-техническими центрами и лабораториями. Закономерно, что на первый план выдвинулись университеты — как новый тип хранения и распространения знаний, как новый тип культуры. Незаметно, исподволь, но это разительно меняет и нашу студенческую аудиторию.

Меняется и наука на своем пути из настоящего в будущее. Возникает нужда в новых стратегических программах развития. Мы стоим сегодня перед задачей разработать концепцию развития отечественной науки.

Весьма важно, что законодательная база науки за годы развития государственности постоянно находится в центре внимания и систематически обновляется. Уже в 1994 г. был принят Закон «О науке и об основах государственной научно-технической политики», через несколько лет — Закон «О Национальной академии наук» и Закон «Об образовании», разработаны и приняты в 1999 г. весьма серьезные положения «О порядке формирования и реализации государственных научно-технических программ», «О порядке организации и проведения государственной (независимой) научно-технической экспертизы проектов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ», «О порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета». Уже в самое последнее время с целью создания единого подхода к деятельности государственных научных учреждений и на основании статьи 87 Гражданского кодекса  КР, статьи 7 Закона «О науке и об основах государственной научно-технической политики» Министерство образования и науки разработало и внесло в аппарат правительства проект типового положения о государственных научных учреждениях, и он был утвержден правительственным постановлением.

Однако для достижения конкурентоспособности и сбалансированности научно-инновационной системы, для социально-экономического развития страны назревает необходимость кардинальных изменений и в этих стратегических документах. Поэтому мы сосредоточены на разработке проекта концепции развития науки в республике. Сегодня в поле зрения — пять вариантов развития, впереди большая работа, проект планируется представить правительству в середине текущего года, это потребует изменений и дополнений в правовом поле.

С 2011 года финансирование науки из республиканского  бюджета по статье «Наука» осуществляется по двум направлениям: по линии МОиН и НАН. СтруктураМОиН, которая в настоящее время называется «Отдел науки», в разное время функционировала как Государственный комитет по науке и новым технологиям, как Департамент науки и новых технологий, затем, в 2000 году, эти функции переданы Госагентству по науке и интеллектуальной собственности, а с 2006 г. Управление науки передано в Министерство образования и науки (которое и само не раз переименовывалось). И время показало, что именно в составе Министерства организм науки работал с наиболее стабильной отдачей, подтверждая тезис, что из трех ветвей науки — академической, отраслевой и «университетской» — наиболее приемлема именно последняя модель, соответствующая передовой мировой практике, доказывающая свою адекватность целям государственного регулирования научно-технической политики.

Одной из основ государственной стратегии республики является стратегия образования как основа воспроизводства интеллектуального потенциала страны. Создание системы менеджмента, обеспечение доступа к информации и ресурсам знания, ориентация на спрос рынка труда, развитие многоуровневой системы обучения, повышение качества академических процессов, развитие стандартов и технологий, внедрение инновационной политики, международная аккредитация — всё это требует специально ориентированной научной политики в сфере образования.

На 2014 год Министерство образования и науки объявило конкурс на финансирование научных исследований из республиканского бюджета по статье «Наука» по следующим приоритетным направлениям: экология и охрана окружающей среды; биотехнология (в промышленности, медицине,  сельском хозяйстве); исследования в области естественных и технических наук; исследования в области медицины и здравоохранения; сельское хозяйство; переработка сырья и продукции; фундаментальные и прикладные исследования в области экономических, социально-гуманитарных  и  общественно-политических наук; информационные и телекоммуникационные технологии.

Основная стратегическая цель сектора «Наука» — превращение этой  величины в важнейший ресурс развития и конкурентоспособности экономики республики. Круг основных задач — разработка и реализация единой государственной политики, концепций и государственных программ в сфере науки. Это осуществление контроля за выполнением государственных программ в сфере науки, а также расширение международного научно-технического сотрудничества, создание условий для полноправного участия Кыргызстана в глобальных интеграционных процессах в сфере науки и научно-инновационной деятельности. Это развитие национальной системы научной, технической и экономической информации, формирование информационных ресурсов общегосударственного значения и при этом  внедрение достижений фундаментальной и прикладной науки в практику для обеспечения устойчивого развития страны. Это проведение модернизации системы управления наукой для устойчивого развития отрасли и проведения согласованной политики в области научных исследований — создание системы поиска и отбора талантливой молодежи для привлечения ее в научную деятельность и, конечно же, внедрение индекса цитируемости наших ученых в процесс экспертизы научных проектов и оценки их деятельности. В то же время это и разработка новых стандартизованных методов экспертизы научных исследований, оценка их качества, создание четких индикаторов эффективности и востребованности результатов НИР, совершенствование механизма финансового обеспечения науки и рационального его использования. Наконец, это развитие информационного и организационного обеспечения научно-технической деятельности и соответственно укрепление научно-технического потенциала регионов республики с ориентацией его на развитие местных экономических приоритетов.

Согласитесь, перечень огромен, каждая из этих задач многообъемна и ответственна. Вузовская наука призвана обеспечить взаимосвязь фундаментального образования и возможностей гибкого реагирования на потребности в кадрах по приоритетным для экономики страны направлениям, развитие интеллектуальных способностей будущих специалистов, воспроизводство научных школ, трансформацию вузовской науки в реальный элемент развития национальной инновационной системы.

Мы надеемся на существенное увеличение ежегодных объемов финансирования, которое предполагало бы совершенствование конкурсного отбора научно-исследовательских проектов. Проектное финансирование должно быть ориентировано на поддержку наиболее дееспособных научных коллективов, решающих приоритетные для экономики прикладные задачи. Базовое финансирование должно обеспечить зарплату персонала, приобретение научного оборудования, развитие инфраструктуры для проведения исследований и подготовки кадров. Целесообразно создание либо усиление при вузах научных институтов и научных центров, развитие кооперационных связей вузовской науки с академическими и прикладными научными организациями и промышленностью. Лучшие наши университеты, несмотря на все трудности, становятся центрами как фундаментальной, так и прикладной науки: именно здесь осуществляется смена поколений — формируется научно-технический кадровый потенциал новой формации, здесь реальные формы приобретают принципы маркетинга и менеджмента, адаптируются информационные технологии.

Конечно же, перед нашим обществом стоит целый ряд проблемных факторов, сдерживающих развитие науки. Так, государство финансирует из бюджета науку непозволительно мало — 0,12% от ВВП. Изнашивается и устаревает, не обновляясь, научное оборудование. Стареет и поколение научных лидеров, не восполняясь молодежью, которая стремится найти себя в экономически более престижных зонах: средний возраст кандидатов наук — более 45 лет, докторов наук — 60 лет, а доля молодых, до 35 лет, всего лишь 17%. Это печальные цифры. Наука не есть отдельно взятая целостность — она такова, каковы страна и общество. Этим объясняется отсутствие спроса на научные разработки со стороны промышленности и бизнес-структур, и потому все труднее координировать работу сложного организма национальной науки. Так, если два десятка лет назад  в Госкомитете по науке и новым технологиям работали 43 человека, то сегодня комитет уменьшился до отдела при министерстве численностью 5 специалистов. Что весьма тревожно — низкое финансирование вузовской науки буквально заставляет их ориентироваться только на образовательные функции.

Но если внимательно смотреть на то, что происходит в мире, нельзя не уловить тенденций, жизненно актуальных для нас сегодня. Это прежде всего уже упоминавшаяся актуализация современного исследовательского потенциала в университетах. Отраслевые институты, видимо, сдают позиции либо вливаясь в университетскую науку, либо растворяясь в системе мощных корпораций (каких у нас, видимо, еще не сложилось).

Во-вторых, ситуация в мировой науке, разрабатываемой в рамках национальных бюджетов, такова, что большинство государств, особенно небольших и с проблемной либо только формирующейся экономикой (Греция, Чехия и др.) отказываются от участия в фундаментальных научных исследованиях по энергоемким направлениям (физика плазмы, генетика, макромедицина, глобальная информатика и т.д.). А сейчас кризис всемерно усиливает и эту негативную тенденцию. Как быть нам? В Кыргызстане представляется необходимым сохранить именно малообъемные, конкретные  проекты, решительно сокращая большие и амбициозные отрасли: звезды и галактики пусть подождут.  Нам бы сосредоточиться на своих проблемах, например, сельском хозяйстве, энергетике, ирригации, культурно-языковом и социальном строительстве, экономике и информационной политике.

Основной задачей Министерства образования и науки как государственного органа, осуществляющего единую государственную политику в области науки, является разработка концепции развития науки, определение ее приоритетных векторов, разработка актуальных для страны проектов и отраслей, создание условий для обеспечения учреждений науки высококвалифицированными кадрами, обеспечение их правовой и социальной защиты, создание системы поиска и отбора талантливой молодежи, превращения научно-технической деятельности в важнейший фактор обновления и развития государства.

Аубакир  ДЖУРАЕВ,

доктор физико-математических наук, начальник отдела науки МОиН КР.

Вячеслав ШАПОВАЛОВ,

доктор филологических наук, директор научного центра КРСУ «Перевод». 






Добавить комментарий