Main Menu

Госдирекция по югу. Куда делись миллионы?

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

(Продолжение.) 

Из заключения депутатской комиссии:

Структура ГД изначально была утверждена как не отвечающая целям и задачам этого органа. С первых дней ее функционирования международные финансовые институты не смогли начать работу по АПЗ, проектированию и аккумулированию денежных средств, в результате инвесторы помогали восстанавливать и строить индивидуальные дома пострадавшим напрямую.

 

По факту:

Функциональные обязанности работников госдирекции полностью охватывают потребности заказчика, а штат ее состоял из оптимального количества сотрудников. В связи с чрезвычайной обстановкой на юге республики постановлениями правительства КР были упрощены условия, позволяющие ускорить процесс строительства объектов.

Госдирекция в тот сложный для страны период оперативно и максимально качественно исполнила свои обязанности. Только за первые 3 месяца выполнили первую фазу восстановительных работ, когда были завершены процессы обследования специалистами пострадавших строений и произведена оценка по четырем категориям, расчищен и вывезен мусор из пострадавших районов. В результате построено более 1 780 индивидуальных домов и созданы условия для нормальной перезимовки тысяч пострадавших людей. Все специалисты госдирекции были отобраны в штат исключительно по деловым и профессиональным качествам. Это специалисты с большим опытом практической работы, как правило, трудившиеся на больших стройках, которые возглавляли, например, такие известные профессионалы, как Я. Фишер.

Исключительно форс-мажорные обстоятельства конфликта в тот период вызывали определенное недоверие некоторых международных институтов к местным органам власти. Именно по этой причине ими совместно с госдирекцией были начаты строительно-восстановительные работы, что называется, напрямую. В то же время весь процесс подготовки АПЗ, проектирование и координация действий доноров проводились именно госдирекцией. Денежные средства международных финансовых институтов не проходили через нее и систему Казначейства, поскольку эта поддержка была гуманитарной помощью этих организаций, их доброй инициативой.

 

Из заключения депутатской комиссии:

Выявлено, что путем расчета выведена средняя цена себестоимости строительства за 1 кв. м. Разница цен колеблется до 300 долларов за 1 кв. м.

 

По факту:

Колебания себестоимости строительства за 1 кв. м восстановленного жилья имели вполне объективные причины. Цена эта составляется в зависимости от характеристики грунтов строительного участка, глубины заложения фундамента, вида несущих конструкций и материалов заполнения, проектно-технических решений по внутренним и внешним инженерным сетям (к примеру, от использования электро- или централизованного отопления, плит газовых или электрических и т.п.), материалов для отделки полов, оконных дверных блоков, наличия балконов или лоджий, технических условий для подключения инженерных коммуникаций и других условий.

 

Из заключения депутатской комиссии:

Имеются обьекты, по которым завышались средневзвешенные цены на строительство того или иного обьекта. Именно из-за безответственности и бездействия чиновников госдирекции подрядчики только по 17 объектам получили прибыль в размере 565,4 млн. сомов. Эти факты можно расценить как предварительный сговор.

 

По факту:

Задача в постконфликтные дни стояла жестко и совершенно определенно: экстренно построить многоэтажные жилые дома! Указанные в справке 17 домов были построены из принципа стоимости 1 квадратного метра жилья, сложившегося в рыночных условиях. Стоимость 1 кв. м построенных  госдирекцией домов в основном составляет 430-450 долл. (под ключ), а по 16-этажному жилому дому — 585 долл. Эти затраты вдвое ниже, чем в Бишкеке, а стало быть, намек на получение сверхприбылей не выдерживает никакой критики или, как минимум, вызывает большие сомнения. Отправная сумма экспертов временной комиссии ЖК КР о цене 1 кв. м жилой площади в Оше на сумму по 294 или 300 долл. за 1 кв. м при исчислении сверхприбылей подрядчиков в размере 565,4 млн. сомов порождает откровенное недоумение. Не секрет, что сегодня в Оше коммерческая стоимость 1 кв. м жилья (без отделочных работ) составляет 450-500 долларов.

К слову, постановлением Временного правительства КР №121 от 09.07.10 г.  разрешается строительство с параллельным проектированием.

Постановление ПКР №164 от 17.08.10 г. обязало произвести закупку услуг по ведению СМР у подрядных организаций — владельцев земельных участков методом из одного источника.

 

Из заключения депутатской комиссии:

На объектах строительства не проводили процентовку по форме №2, утвержденной Госстроем КР. Приемку выполненных работ проводили без формы Ф-2 для отчетности, чтобы скрыть объёмы выполненных работ, количество и качество закупаемых строительных материалов, а также завышение стоимости подрядных работ.

 

По факту:

Закон КР «О государственных закупках товаров, работ и услуг в Кыргызской Республике» не обязывает подрядные организации определять стоимость строительных работ (согласно СНиП КР 81-01-00 «Указания по определению стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений на территории Кыргызской Республики»).

Определение стоимости по Ф-2 в актах выполненных работ согласно СНиП КР 81-01-00 «Указания по определению стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений на территории Кыргызской Республики» и изменений №1 СНиП КР 81-01-00  рекомендуется для использования организациями, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета.

Это положение также отражено и предложено в акте проверки Счетной палаты КР от 11.05.11 г., в письме аудитора Счетной палаты КР №02/1695 от 16.12.11 г. и письме-разъяснении Госстроя КР ТМ 17/2002 от 10.01.12 г. и Счетной палаты №02/1695 от 16.12.11г.

 

Из заключения депутатской комисии:

Допущены проектные ошибки в разработке проектно-сметной документации объектов. Например:

60-квартирного ж/дома в мкр. «Анар», 16 (Ош);

24-квартирного ж/дома по ул. Абдыкадырова, б/н (Ош) — 659,5 тыс.;

30-квартирного ж/дома по ул. Садырбаева (Ош) — 891,2 тыс. сомов.

 

По факту:

ПСД этих жилых домов разработаны проектными организациями, имеющими лицензии, проекты прошли госэкспертизу и получили разрешение на строительство. В ходе строительства объектов соответствующие госорганы постоянно вели контроль, жилые дома приняты Государственной приемочной комиссией и сданы на баланс УМС Оша.

Следует отметить, что стоимость построенных жилых домов значительно меньше, чем сметная стоимость домов. Отмеченные неточности по объемам ПСД, которые могли повлиять на стоимость СМР, были уточнены и приведены в соответствие до выдачи объемов работ участникам тендера, оплата СМР производилась согласно откорректированным ПСД и фактически выполненным работам.

Из заключения депутатской комиссии:

Несколько объектов были построены в среднем по 294 доллара за 1 кв. м: это 24-кв. жилдом по ул. Р. Абдыкадырова, 4-этажный 40-кв. жилой дом в мкр. «Анар», 17, два 4-этажных жилдома в мкр. «Дружба»,

70-кв. жилдом по ул. Масалиева, 60-кв. жилдом в мкр. «Анар».

 

По факту:

Эти сведения не соответствуют отчетным данным.

Стоимость жилых домов за 1 кв. м:

24-кв. жилдом по ул. Абдыкадырова — 430,85 доллара;

40-кв. жилдом в мкр. «Анар», 17 — 423,54 доллара;

64-кв. жилдом в мкр. «Дружба» — 356,62 доллара;

70-кв. жилдом по ул. Масалиева — 342,15 доллара;

60-кв. жилдом в мкр.  «Анар», 16-466,49 доллара.

Следует отметить, что возведение этих пяти домов было начато по договору о строительстве под самоотделку. Но после принятия решения о строительстве домов «под ключ» другие подрядчики — победители тендеров завершили их возведение полностью. В справке экспертов ЖК КР есть данные только подрядчиков, которые выполняли общестроительные работы, и не учтены объемы отделочных работ «под ключ», которые выполнял второй подрядчик на заключительном этапе строительства домов. В связи с этим  утверждение о завышении цен более чем на 10,0 млн. сомов по одному объекту не соответствует действительности.

 

Из заключения депутатской комиссии:

…большинство объектов построено по необоснованно завышенным ценам:

75-кв. жил. дом по ул. Раззакова — 481 доллар;

16-этажный жил. дом по ул. Салиевой — 585 долларов, где подрядчики имели  от 16 до 127 млн. сомов выгоды.

 

По факту:

По указанным объектам ответы уже даны. Кроме того, удорожание 16-этажного      126-квартирного жилого дома связано с тем, что проектом предусмотрены установка скоростных пассажирских и грузовых лифтов, прокладка дополнительных новых линий газо-, водо-, теплоснабжения с установкой резервного оборудования (КТП, насосная станция).

 

Из заключения депутатской комиссии:

На строительство 40-кв. жилдома в мкр. «Анар» в Оше площадью 3 321,7 кв. метров потрачено 47,937 млн. сомов

(1 кв. м — 14 431 сом).

 

На второй 40-кв. жилдом по ул. Касымбекова  в Оше площадью 2 979,7 кв. метра потрачено 67,5 млн. сомов (1 кв. м — 22 653 сома), что на 20 млн. сомов больше, чем на первый дом.

 

По факту:

Стоимость 40-кв. жилдома по отчету составляет 67 108,2 млн. сомов, в том числе 47 936 811 сомов — подрядчик АО «Ак-Таш» (строительные работы) и 18 665 256 сомов — подрядчик ОсОО «Бай-Мен» (отделочные работы), а не 47,937 млн. сомов, как указано в справке депутатской комиссии.

Стоимость 40-кв. жилдома по ул. Касымбекова составляет 67 470 602 сома. Небольшая разница в стоимости домов объясняется различием затрат на конструктивное решение их строительства (ж/б каркас, балконы, лоджии и др.), разными условиями подключения к инженерным сетям и комплектации домов. Надо отметить, что здесь некомпетентность проверяющих, их нежелание провести совместную работу со специалистами госдирекции ввели в заблуждение комиссию ЖК КР.

 

Из заключения депутатской комиссии:

Также имеются факты составления дополнительных соглашений с подрядчиками по 20 объектам в сторону увеличения на 169,7 млн. сомов. Все это результаты безответственной работы госдирекции, отсутствия проектно-сметной документации, ненадлежащего контроля, неправильного составления договоров с подрядными компаниями, а может, надуманного или предварительного сговора.

 

По факту:

Данные дома построены на участках     подрядчиков-землевладельцев методом из одного источника с параллельным проектированием согласно соответствующим постановлениям правительства Кыргызской Республики в целях ликвидации в кратчайшие сроки последствий июньских событий и обеспечения жильем пострадавших.

Отдельными причинами роста стоимости построенных домов стали:

— завершение отделочных работ «под ключ». Первоначально договоры составлялись по строительству домов под самоотделку;

— категоричное решение кенеша Оша об обустройстве подвальных помещений жилых домов под муниципальные нужды города;

— в отдельных случаях увеличилась жилая площадь домов после завершения строительства по сравнению с жилплощадью, указанной в договоре.

На самом деле договор был составлен без ПСД с параллельным проектированием и в него вносились коррективы. По данному вопросу ГД проиграла судебный процесс при рассмотрении иска об увеличении жилплощадей дома после завершения ПСД.

В архиве в наличии документы об увеличении стоимости контрактов до 15% в случаях, указанных в Законе КР «О государственных закупках»  в статье 38, а также решение суда и Ошского  горкенеша.

 

Руслан ИСАЕВ.

(Продолжение следует).






Добавить комментарий