Main Menu

Рекомендации

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Общественного экспертного совета по вопросам развития  образования при Президенте Кыргызской Республики

Основные направления концептуальной  реформы по оптимизации высших учебных заведений Кыргызской Республики

1.    Введение

Необходимость оптимизации системы высших учебных заведений Кыргызской Республики связана с решением следующих проблем и преодолением негативных тенденций:
— недостаточностью взаимосвязи между образовательной и экономической политикой, отсутствием объективной оценки потребностей экономики в трудовых ресурсах;
— недостаточно эффективным использованием кадровых, научно-методических, материально-технических и финансовых ресурсов высших учебных заведений;
— недостаточно эффективной моделью управления и высоким уровнем коррупции в вузовской системе.

2.    Общие положения

Рекомендации по оптимизации системы высших учебных заведений Кыргызской Республики разработаны в соответствии с положениями, закрепленными в:
— Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 гг., утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 21.01.2013 №11;
— Указе Президента Кыргызской Республики "О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти" от 12.11.2013 № 215;
— Концепции и Стратегии развития образования в Кыргызской Республике до 2020 г., утвержденной постановлением правительства Кыргызской Республики от 23 марта 2012 г. № 201.

2. Цели, задачи, принципы и механизмы оптимизации 

Цель оптимизации — создание эффективно функционирующей сети высших учебных заведений,  обеспечивающих высокое качество образовательных услуг, отвечающих перспективам развития страны.
Задачи оптимизации:
1)    концентрация кадрового (профессорско-преподавательского) состава в профильных вузах для обеспечения качественной подготовки студентов;
2)    концентрация существующих образовательных ресурсов и разработка механизмов формирования, эффективного использования и развития качественно новой современной инфраструктуры высших учебных заведений, научно-методической базы, кадрового потенциала, обеспечивающих высокое качество образовательных услуг; 
3)    создание механизмов мониторинга деятельности вузов для постоянного совершенствования;
4)    формирование эффективных моделей управления различными типами вузов, включая государственные и негосударственные вузы.
Принципы оптимизации:
— системность, которая будет обеспечиваться охватом всех высших учебных заведений независимо от типа учебного заведения и формы собственности;
— последовательность, которая будет обеспечиваться путем реализации логически взаимоувязанных мероприятий, имеющих единую критериальную и методологическую основу, на основании результатов мониторинга деятельности вузов;
— плановость, мероприятия по оптимизации системы вузов будут планироваться и осуществляться с учетом обеспечения:

  •  равного доступа к высшему образованию в зависимости от способностей и потребностей каждого человека;
  •  страновых приоритетов и  экономических стратегий регионов при подготовке кадров с высшим образованием;
  • поддержки талантливой молодежи как важнейшего ресурса инновационного развития страны;
  • эффективного распределения финансовых средств в системе высшего образования с учетом дифференцированного подхода к условиям обучения.

Предлагаемые механизмы оптимизации


Основными механизмами оптимизации системы высших учебных заведений, позволяющих наиболее эффективно использовать кадровые, материально-технические и бюджетные ресурсы, являются:
— профилизация высших учебных заведений путем создания крупных профильных университетских комплексов для концентрации интеллектуальных, материально-технических, финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития высшего образования Кыргызской Республики, исключения дублирования и усиления связи с рынком труда;
— горизонтальная интеграция (укрупнение высших учебных заведений) путем включения небольших или неэффективно действующих вузов/ филиалов вузов в структуру более крупных/эффективно функционирующих профильных университетов, а также путем включения в состав крупных вузов научно-исследовательских организаций; 
— региональная интеграция путем объединения нескольких региональных учебных заведений в один крупный региональный университет для усиления образовательного и научного потенциала регионов;
— изменение статуса высших учебных заведений путем выдачи лицензий/аккредитации на реализацию образовательных программ только одного уровня (бакалавриата), двух уровней (бакалавриата и магистратуры) или полного цикла образовательных программ (включая программы PhD, аспирантуры, докторантуры), а также реорганизация вузов в образовательные организации среднего профессионального образования;
— перевод вузов на самофинансирование путем использования материальных и финансовых ресурсов высшего образования, основанных на сочетании методов государственного управления и рыночных механизмов развития, позволяющих эффективно использовать многоканальные схемы привлечения финансовых и иных ресурсов;
— изменение подходов к формированию стандартов финансирования государственного заказа;
— эффективное и последовательное использование инструментов лицензирования и независимой аккредитации.

3. Основные критерии оптимизации 

Основными критериями оптимизации системы высших учебных заведений являются: 
1. Соответствие лицензионным/аккредитационным требованиям, включающим:
— образовательную деятельность вуза;
— научно-исследовательскую деятельность;
— кадровый потенциал;
— международную деятельность; 
— финансово-экономическую деятельность;
— инфраструктуру вуза;
2. Соответствие страновым/региональным стратегическим приоритетам развития, а также требованиям внутреннего и внешнего рынка труда;
3. Уровень организационных и финансовых затрат государства по управлению высшими учебными заведениями, возможность повышения эффективности бюджетных средств и эффективность использования государственной собственности в сфере высшего образования;
4. Эффективность используемых внутривузовских управленческих моделей. 






Добавить комментарий