ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Ландшафт творческой души


«Трансформа» — так назвал свою персональную выставочную экспозицию, представленнуюв столичной галерее «Дубовый парк», бишкекский художник Николай Евсеев. А чтобы пригласить почитателей изоискусства к её просмотру, предварил всё действо энциклопедической расшифровкой термина, ставшего названием выставки, в розданном зрителям буклете. Итак, трансформизм — это представление об изменении и преобразовании органических форм, происхождение одних организмов от других. Сам термин как бы характеризует движение силы эволюции органического мира.

 

 

А художник при этом является в той или иной степени «зеркалом» процессов, происходящих в «первой природе», даже если он этого и не осознаёт. «Вторая природа» (это то, что создано и создается человеком) так же подвержена закону изменения и превращения форм и отражает законы «первой природы». Человек-творец-художник — соединяющее звено двух природ. Главная черта художника — его путь, то есть движение, изменения, превращения. Художник призван быть в эволюции той самой каплей, отражающей те же процессы, которыми характеризуется природа.

 

Ну а теперь непосредственно о самой экспозиции. Выставочные холсты Николая Евсеева, выпускника Алматинской академии художеств имени Абая, выполнены им в различной технике. Треть его картин (в экспозиции всего представлено 57 работ) выставлены без названий, в лучшем случае обозначены номером. Сам автор замечает, что для него важнее передать увиденное, пережитое и прочувствованное, свои эмоции, впечатления, состояние. При этом он предлагает зрителям немного самим поучаствовать, пофантазировать. Может быть, они увидят в его работах что-то своё, поясняет художник. Ведь каждый живописец, как и зритель, видит и передаёт своё видение по-своему.

 

Какой бы сюжет не лежал в основе, авторы всегда пытаются привнести в свои творческие композиции позитив через цвет, форму, настроение, так же полагает и Николай Евсеев. У него сложная смешанная авторская техника. Подобные быстрым зарисовкам, работы живописца охватывают широкий тематический круг, несут в себе ощущение исповедальности, эмоции, раздумья, переживания, воплощённые в красных, жёлтых, синих цветовых линиях (трансформы «Млечный путь», «Встреча», «Время»).

 

Творчество Н. Евсеева даёт представление о сложности восприятия самим автором окружающего мира, его острой художественной реакции на современную действительность, которую он сам органично и масштабно воплощает в неординарных авангардных произведениях («Объект 2022», «Время-2», «Подношение»).

 

Его картины объединяет мощный эмоциональный заряд. В каждой своеобразно передан характер персонажа, изображение как бы «дышит» жизнью. Нередко Николай Евсеев создаёт крупноформатные рисунки, которые формально являются подготовительным этапом при создании живописной композиции, но и в действительности представляют самостоятельное произведение. Евсеев считает близким живопись Сезанна, Пикассо, Ван Гога, Матисса за эксперименты в своём творчестве с жидкой краской, акварелью, пастелью. Художник работает в ярко выраженной экспрессивной манере. В его художественных вещах активно ощущаются движение, радость, эмоциональный подъём.

 

Художника называют зеркальным отражением души — в своих сюжетных картинах ему удаётся тонко передать мир переживаний — личный и своих героев, изображать бытие людей, живущих на земле. Работы Н. Евсеева отличает свобода сюжетов, его полотна достаточно абстрактны. На холстах художника преобладает радостное настроение, такой эффект достигается ещё и за счёт авторского умения работать специальными инструментами, используемыми в масляной живописи для смешивания красок, очистки палитры или нанесения густой краски на холст. О своём творчестве художник искренне говорит: «На поверхности холста ничего не ищите — всё в восприятии интонации холста, и всё в интонациях вашего восприятия».

 

В качестве исходного образа Николай Евсеев, как нам кажется, порой берёт произведения классиков авангардизма, созданные в ХХ веке. Работы («Восточная трансформа», «Австралия», «Башня», «Солнечная ночь») выполнены в определённой технике. В них он как бы обращается к исследованию творчества предшественников выбранного им направления, словно вступая в диалог с классическими вещами. На красочных полотнах крупные мазки красок, тревожные линии. Определённой, любимой палитры у автора экспозиции «Трансформа» нет, всё зависит от эмоций и настроения, то есть во всём абсолютная импровизация. Свои работы Николай Евсеев скорее обозначает как ландшафт творческой души. В этом, очевидно, и состоит авторская отличительная метафора трансформации, включающая в себя моменты художественного роста и моменты творческого живописного превращения.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

 

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:47, 07-10-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова