Main Menu

Айсалкын АСАНОВА: «Наука — это сплав инновации и творчества…»

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

     По инициативе Президента была создана рабочая группа, которая уже предложила на суд общественности проект реформирования Национальной академии наук и всей исследовательской системы. Наша газета обратилась к заслуженному деятелю науки Кыргызстана, доктору экономических наук, директору Института управления и бизнеса Кыргызского национального университета, профессору Айсалкын АСАНОВОЙ, чтобы узнать ее мнение о предстоящих реформах науки в стране.

Для молодых читателей газеты сообщу, что Айсалкын Асановна — единственный ученый Кыргызстана, защитивший докторскую диссертацию по экономике в МГУ имени М. Ломоносова. Более того, не только в нашей республике, но и на всем пространстве бывшего СССР она была едва ли ни в числе первых, кто написал, провел масштабные исследования по маркетингу легкой промышленности Киргизии и успешно защитил докторскую степень в 90-м году. Именно профессор А. Асанова была у истоков создания возглавляемого ею Института управления и бизнеса, где впервые в стране начали осваивать рыночную экономику, менеджмент, маркетинг, а сейчас еще и науку управления человеческими ресурсами.
     — Айсалкын Асановна, как вы относитесь к инициативе главы государства о необходимости воссоздать взаимосвязь между наукой, образованием и производством? 
— Совершенно естественно и очевидно, что образование, наука и производство должны быть тесно взаимосвязаны, должны дополнять друг друга. Такое взаимодействие работает, и очень эффективно во всех экономически развитых странах.
Понятно, что академия занимается фундаментальными науками, и это важно. Однако если взять западный опыт (а мне частенько и по работе, и по личным обстоятельствам приходится ездить в Америку), то он силен именно тем, что эта взаимосвязь науки, образования и потребностей производства там четко работает и эти области человеческой деятельности нацелены на решение реальных жизненных задач, потребностей общества.
Если ученый сам провел какие-то серьезные исследования, помог решить те или иные проблемы, стоящие перед производством, государством, ему есть что рассказать и своим студентам, молодым ученым. Те знания, которые он, как исследователь, добыл, могут по-настоящему заинтересовать учеников, потому что любой педагог способен научить только тому, что сам хорошо знает.
Кроме того, нельзя обманывать ожидания молодого поколения. Студенты должны получать знания, которые смогут потом реализовать в жизни, а не голую теорию из чужих учебников. Получая дипломы, начинающий специалист уже должен представлять себе, где хотел бы применить свои знания, энергию и талант. Добиться этого можно, только получив знания, основанные на реальной практике.
Я сама всю жизнь занимаюсь наукой, последние годы приходится  много времени отдавать административной работе, но зуд научного творчества истинному ученому, наверное, никогда не даст покоя. Мне до сих пор многое интересно, я сама все время изучаю ту или иную проблему в своей профессиональной области. Причем на реальном производстве, на возникающей в бизнесе проблеме. Вот буквально недавно закончила работу по атикризисному управлению. Мне самой важно было выяснить все нюансы этого сложного экономического процесса.
     — Айсалкын Асановна, а как вы считаете, НАН готова к таким кардинальным переменам? И как необходимо скоординировать науку и образование, да еще и производство в эту цепочку включить?
— Я далека от мысли, что наша Национальная академия наук не хочет реформ, оптимизации и обновления. Но мы, ученые, как никто другой, знаем, что наука всегда страдает определенной долей консерватизма. Так что борьба инноваций и устоявшихся постулатов, наверное, была и будет всегда. Да, основу науки составляют авторитеты, но ее развитие движут новые идеи, дерзкие гипотезы и свежие взгляды. Так что надо подходить к мотивации научного потенциала страны разумно.
В этом плане, по-моему, уже есть позитивный опыт у России, где был также создан фонд развития науки, отделена материальная база. Примерно по такому же пути, как я понимаю, решено идти и в Кыргызстане.
На самом деле, когда Национальной академии из бюджета выделяют 250 млн. сомов и почти все средства идут на заработную плату, это трудно назвать эффективным вложением государственных средств.
Если же говорить о том, как поставить взаимосвязь науки, образования и производства, то такие процессы в мире апробированы давно и успешно работают. Перед учеными, высшими учебными заведениями ставят определенную и конкретную задачу. Ну например, как необходимо разрабатывать то или иное месторождение? Или какие последствия, какие рекомендации может дать наука по присоединению Кыргызстана к Таможенному союзу? Любой вуз, исследовательский центр может подавать свои заявки для участия в этом исследовании, предлагать свои идеи и методики.      Тот, кто выигрывает, тот и получает средства на проведение такой работы. Так это работает во всем мире. На этой практической основе строится взаимосвязь науки, образования и производства.
В науке, чтобы не стать консерватором, надо каждый раз доказывать свою состоятельность ученого. Исследователь как человек творческий не может «спать» на старых лаврах, он должен быть в тонусе, в поиске  всегда, тогда он будет полезен стране и обществу. Наука не имеет права не считаться с требованиями, которые предъявляет сама жизнь, иначе она становится ненужной…

Интервью взяла
Чинара АСАНОВА.

 

 






Добавить комментарий