Main Menu

ГОСТИ ИЗ КРАЯ, ГДЕ РОЖДАЮТСЯ МОРОЗЫ

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

3     В каждом из нас, сколько бы нам не было лет, живет ребенок. Только нескончаемые заботы,  круг проблем  и невероятная скорость нашего времени  как будто нарочно заставляют нас  забыть это. Но все мы родом из детства. И  наши достижения или неудачи тоже. Порой так хочется вернуться в ту пору, где все  было по-другому и мы сами  были другими. Однако возврата быть не может, знает каждый из взрослых. А вот и не так…
«От пятилетнего ребенка до меня только шаг», — заметил однажды Лев Толстой.  В правоте слов писателя я убедилась на днях благодаря  одному из героев моих публикаций, с которым свела журналистская  судьба. И я благодарна ей за то, что этот  удивительный  человек  стал мне еще и настоящим другом. Таалайбек Уметов — доктор педагогических наук, академик Международной  академии имени Ч. Айтматова  и Академии педагогических и социальных наук Российской Федерации, отличник образования и здравоохранения КР. Человек инициативный, наиактивнейший и  неуемный, работающий со студентами в вузе, является, по его собственному признанию… «дошколенком по жизни». Отсюда и идея     создать международный социальный проект  под  названием «Мир детства — вопросы, связанные с детством, не имеют границ и расстояний».

Человек богат единомышленниками

9     И их Уметову судьба посылает, не скупясь. Зародившаяся идея неожиданно нашла поддержку в Республике Саха (Якутия) в лице доктора философии педагогических наук стран Европы и Азии, члена-корреспондента Академии социальных и педагогических наук РФ Александры Ушницкой. И вот уже к нам в Кыргызстан прилетела первая «ласточка» — якутская делегация для участия в работе первого семинара, участников которого привлекла его тема «Народные игры как средство развития и коррекции детей».
5     Человек держится помощью, а птица — крыльями, гласит японская пословица. Нашлись желающие не только помочь в организации мероприятия, но и охотно поучаствовать в нем, и в нашей республике. Семинар прошел под «благословением» Министерства образования и науки и управления образования мэрии Бишкека. Начальник второго — С. Мээрманова дала «добро», а главный специалист по дошкольному воспитанию Ч. Майтикова не просто присутствовала, но и принимала активное участие в работе семинара. Площадку для тренингов охотно предоставили директора столичных детских садов Н. Касымова (№162), А. Ким (№47), Т. Байзакова (№9) и Ш. Кушбекова (№111), которым есть что показать и рассказать любым гостям. А груз множества организационных вопросов по проведению мероприятия взяла на себя член мини-оргкомитета, не пожелавшая из скромности назвать свое имя.

Мелодия — душа всего

48     Когда нас, журналистов, приглашают на какой-либо семинар, то уже само слово чаще всего не обещает никаких неожиданностей в организации. Сели — поговорили. Обычно в таком мероприятии переплетаются элементы и лекции, и семинара. Первое — это скелет обозначенной темы, второе — плоть, то есть его практическая часть, не предусматривающая ни в коем разе игры в одни ворота.
Семинар проекта «Мир детства не знает границ» начался неожиданно. Приехавшая из Якутии вместе с родителями Саргылана Афанасьева, ученица 7-го класса Таттинского лицея, и Сезим Акималиева, восьмиклассница бишкекской школы №66, встретились и познакомились всего за час до начала мероприятий первого дня. У одной в руках был хомус, у другой — темир-комуз. Продемонстрировав друг другу игру на национальных инструментах, попробовали сыграть вместе. Получилось замечательно, и после исполнения гимнов двух республик полпреды детства России и Кыргызстана выступили дуэтом. Диалог двух похожих и в то же время разных народных изобретений звучал символично и завораживающе красиво. Ведь музыка так же, как и всякий другой человеческий язык, должна быть неразлучна с народом, почвою его, историческим развитием. В этой ситуации лучше Эдварда Грига не сказать: «Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем».

Обмен опытом

6     После короткого знакомства с народным искусством (детсадовцы и девчонки из соседней школы в ярких национальных костюмах просто «зажигали» в кыргызском и уйгурском танцах) пошел разговор по теме. Координатор проекта «Садики на джайлоо» Фонда Р. Отунбаевой А. Жоодонбеков рассказал о работе его и об особенностях. Оказалось, что и в Якутии родилась идея создания детсадов в таежных немногочисленных поселениях.
7     Директор детсада №162    Н. Касымова, первой принявшая гостей, поделилась рассказом о традициях в подопечном ей учреждении. Как ежегодно 22 марта здесь до 12 ночи варят сумелек — блюдо, объединяющее народ всей страны, и угощают им воспитанников, сотрудников и родителей детей. Как на обычные занятия ребятишек один раз в неделю неожиданно приходят «незваные гости» (воспитатели и другие сотрудники коллектива в костюмах) — то лиса, то клоун, то еще кто-либо из сказочной страны… Как отказались от работы с пластилином и отдали предпочтение тесту… Как в конце сентября — начале октября устраивались ежегодно катания на конях, но теперь последних заменил ослик, он более мобилен в познавательном путешествии по микроучастку, ведь мини-родина начинается с места и улицы, на которой живем. Хозяйка рассказала и о внедрении инклюзивного образования у себя.
2     — У нас считается почетным, если мы доверяем педагогу ребенка с ограниченными возможностями здоровья, — акцентировала она. — А общение с ним здоровых деток воспитывает в последних такие необходимые человеку качества, как доброта и внимательное отношение к нуждам другого человека. Стоит малышу уронить игрушку, тут же стараются поднять ее и отдать в руки. Возятся в песочнице, стараются не задеть и не толкнуть невзначай такого сверстника.
10     Ознакомление с жизнью в краю морозов и краткого, но знойного лета началось с демонстрации народных обрядов этой республики и выступления руководителя делегации Н. Портнягиной, которая рассказала о ситуации с дошкольным образованием в Республике Саха. Оказывается, несмотря на малочисленность населения, проблема нехватки детских садов существует и там. Однако такой наполняемости детей в группах, как в Бишкеке, у них нет.
В тот же день гости возложили цветы и мешочек с якутской землей к памятнику Максима Амосова в Дубовом парке столицы. Человек этот, можно сказать, стоял у истоков киргизской государственности. Под его непосредственным руководством была принята Конституция Киргизской ССР. Судьба Амосова, как и многих его современников, трагична. Приехав в наш горный край в марте 1937 года, в ноябре он был уже арестован во Фрунзе, а в 1938-м расстрелян в Москве.
Во второй день семинар перекочевал в детский сад №47, где опытом делились больше гости. Воспитатели принимающего садика подняли вопрос защиты авторских программ в соответствии с госстандартом нашей республики по дошкольному образованию. А якутяне рассказали, как язык Олонхо используется в играх детей, как можно развивать мелкую моторику посредством его и ценностный потенциал детей дошкольного возраста на этом материале. На следующий день семинар продолжил работу в детском саду №9. Но настоящим праздником народных игр, в котором участвовали на равных и взрослые, и дети, стал день в детском саду №111. Ребятишки в ярких национальных костюмах, разбитые на две команды, отнеслись к показательному выступлению со всей серьезностью. Но возраст, азарт и детская непосредственность брали свое. Состязания в аркан-тартыше (перетягивание каната), бука-тартыше (кто из волов сильнее), ит-тартыше (собаки), кол-куреше (борьба руками), кызыл короз — ак корозе (бой петухов), ордо и сражении подушками так увлекли ребятишек, что они забыли о присутствии воспитателей и об их наставлениях вести себя красиво. Особенно непоседливые соскакивали со стульчиков, кричали, подбадривая соревнующихся, ложились рядом с ними на ковер… Впрочем, азартом детей нескрываемо были заражены и взрослые, что доказывает еще раз слова классика о том, что от пятилетнего ребенка до каждого из нас действительно всего лишь шаг.
1     Когда были продемонстрированы кыргызские народные игры, гости из Республики Саха стали показывать детсадовцам и зрителям, во что и как издавна развлекаются у них.
— Игра всюду игра, — резюмировала в выступлении главный сотрудник по дошкольному образованию министерства А. Камалова. — И она очень важна в развитии детей.
Сегодня на сайте «Одноклассники» нередки ностальгические воспоминания взрослых об играх их детства и сетования, что друзей и дух командной игры нынешнему поколению заменил Интернет. А ведь мы, взрослые, тоже в этом виноваты. Нам не до игр с детьми во дворе. Между тем день в последнем детсаду доказал, что дети охотно играют в народные игры. Надо только их научить и организовать. Тогда они передадут знание следующему поколению.

Тамара НЕШКУМАЙ.
Фото автора.

Cлова на посошок

     В последний вечер перед отъездом на родину представители якутской делегации передали Т. Уметову тетрадку, в которой дали оценку работе семинара, свои пожелания и замечания, а также благодарность за теплый и радушный прием.
«Надеемся на дальнейшее сотрудничество. У нас в селе есть музей народной педагогики имени К. Чиряева, в котором      мы можем использовать при работе с детьми идеи, зародившиеся в ходе работы семинара.
Пусть связи между нашими народами и странами расширяются не только в экономической сфере, но и в культурных и социальных проектах!
 Наталия Захарова, Акулина Спиридонова. Верхневилюйский улус, село Оросу».
«Желаем дальнейшего развития проекта и планируем еще приезд в Кыргызстан всем детским садом.
   Татьяна Дьяконова, Прасковья Петрова. Таттинский улус, село Итык-Кюель».
«Спасибо за гостеприимство и организацию проекта «Мир детства не знает границ», за интересные экскурсии по Бишкеку и знакомство с великолепным озером Иссык-Куль, музеем «Рух-Ордо».
 Наталия Портнягина, учитель начальных классов Мирюнской школы №1 Усть-Алданского улуса».
«Отрадно, что в будущем планируется расширить число участников проекта из разных стран. Пусть тюркоязычные народы узнают друг друга ближе и станут родными. По приезде домой обязательно научим своих учеников почитать национальный флаг и гимн так, как ваши ребятишки. Понравились танцы — энергичные, зажигательные. У нас 9 месяцев зима, поэтому народ спокойный, живущий в размеренном ритме. Только мы, педагоги, люди шумные. И национальные танцы у нас легкие и нежные. Понравилась кыргызская музыка, задающая задор и характер национальным играм.
     Владилена Винокурова, Софья Николаева, учителя Карбалахской школы Таттинского улуса».
«Гордимся, что идеи проекта возникли в вашей голове именно во время посещения Таттинского улуса на земле Олонхо. Предлагаем на будущее побольше мастер-классов, круглых столов по семейному воспитанию, использованию народных традиций в воспитании ребенка.

Семья Владимир, Павлина, Саргылана Афанасьевы».






Related News

Призываю молодёжь быть гражданами, которые ставят интересы нашего народа на первое место

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrint«Только любя свою страну, мы можем добросовестно служить своему народу. Поэтому я призываю молодых людейRead More

Работать во имя будущего, или Не оставаться у времени в плену

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintОбщественное объединение «Правозащитное движение Бир дуйно — Кыргызстан является правопреемником правозащитного центра «Граждане против коррупции».Read More

Добавить комментарий