Main Menu

Ольга Лаврова: «Главное,чтобы развивалась экономика»

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Накануне своей отставки экс-министр финансов Ольга Лаврова в рамках правительственной акции "Министр на связи" дала интервью нашей газете. Поскольку это стало отчетом о деятельности министерства, мы посчитали нужным опубликовать эту беседу. Разговор состоялся в Минфине. Ольга Владимировна оказалась интересным собеседником, не уходила от каверзных вопросов, была предельно откровенна, продемонстрировав эрудицию, разносторонние, глубокие знания, причем не только в финансовой сфере.

Lavrova     — Мой первый вопрос касается бюджета развития, ведь улучшение жизни кыргызстанцев напрямую зависит от успехов в экономике. Какие средства закладываются в казне на финансирование строительства инфраструктуры? Без хороших автодорог, железнодорожных узлов, авиасообщений не придут в Кыргызстан инвесторы, без их капиталов не может быть и речи о прогрессе в развивающейся стране. 
     — В рамках ПГИ реализуются проекты в образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве, энергетике и др.
     На 2015 год средства инвесторов предусмотрены в размере 40,1 млрд. сомов. Из них грантовая часть — 8 млрд. сомов, кредитная — 32,1 млрд. сомов, а наше софинансирование составляет 1,4 млрд. сомов.
     В июле 2014 года Российская Федерация перечислила Кыргызской Республике 30 млн. долл. США на: перевод потребителей природного газа на сжиженный; освоение территории жилых массивов Кен-Сай и Ачы вблизи Оша; переселение жителей эксклава Барак; финансирование проектно-сметной документации и строительства эстакадного моста по ул. Навои в Оше; обеспечение жителей южной столицы чистой питьевой водой.
     Крупные национальные проекты в горнодобывающей промышленности, гидроэнергетике, сельском хозяйстве, туризме, сфере услуг и т.д. станем воплощать в жизнь с помощью механизма государственно-частного партнерства. 
     — Мы перешли на двухуровневый бюджет, некоторые айыльные аймаки перестали быть дотационными, стали самодостаточными. Сохранят ли для них выравнивающие гранты?
     — Гранты рассчитываются по определенной методике, их цель — выравнивание бюджетной обеспеченности айыл окмоту. Учитываем расходные обязательства местных бюджетов, применяем корректирующие коэффициенты. Расчеты выравнивающих грантов производятся на три года (из них 2 — прогнозных), затем они утверждаются законом о республиканском бюджете. Если местный бюджет перестает получать гранты, для него остаются другие компенсационные выплаты. 
      Вся работа направлена на стимулирование органов МСУ на поиск местных источников доходов, укрепление их финансового положения. 
     Правительство настоятельно рекомендует сельским парламентам увеличить земельный налог, умело пользоваться муниципальной собственностью, проводить аукционы, сдавать в аренду площади несельскохозяйственного назначения.      К сожалению, многие муниципалитеты инертны, безынициативны. Убеждена: благополучие айыльного аймака зависит от руководителей, специалистов, которые работают в айыл окмоту. Увы, большинство предпочитают ходить с протянутой рукой, боятся, что у них при повышении собственных доходов отберут бюджетные субсидии.
     Между тем в ближайшее время мы начнем компенсировать МСУ расходы по увеличению тарифов на тепло и электроэнергию, при этом надо   своевременно оплачивать счета по своим обязательствам. Учиться жить по средствам, сохранять баланс между доходами и расходами, заблаговременно планировать траты. По итогам 2014 года айыльные аймаки приобрели своеобразную финансовую подушку безопасности, в совокупности она составляет более 1 млрд. сомов. Мы не стали забирать эти средства в республиканский бюджет, оставили на местные нужды. Эти деньги можно направить на погашение задолженностей по защищенным статьям расходов, коммунальные услуги, ремонт школ, клубов, спортзалов и т. д., расходы в обязательном порядке надо согласовать с сельскими и городскими кенешами. 
     А для получения стимулирующего гранта местные сообщества обязаны вложить свои средства в объеме от 10 до 60% от стоимости проекта. Заявки рассматриваются на республиканском уровне. Есть ограничения: стоимость строительства новых зданий или ремонта старых не должна превышать 3 млн. сомов. 
— Проведенный недавно Счетной палатой аудит хозяйственной деятельности в Министерстве образования выявил нерациональное использование казенных денег. Только в вузах наш бюджет ежегодно теряет до 50 млн. сомов, но ведь еще есть и помощь доноров, и средства попечительских советов. Эти деньги, мягко говоря, уходят в песок?
     — Не совсем так. Далеко не все деньги, как вы говорите, уходят в песок. Минфин регулярно перечисляет образовательному ведомству утвержденные суммы, которые растут из года в год. Помощь из внешних источников контролируется самими донорами, они вносят свои замечания и предложения по рациональному использованию грантовых средств. В Минобразовании обязаны самостоятельно проводить внутренний аудит, собственные аналитические исследования. Видимо, с этим не все там в порядке.
     — В нашей стране действует старый советский способ перераспределения государственных денег. Все налоги, таможенные и нетаможенные сборы аккумулируются в центре, в государственной казне, а затем ими пополняют бюджеты дотационных регионов, разве такое распределение справедливо при рыночной экономике?
     — Такой принцип действует во многих передовых странах мира, к примеру в Германии, там существует нечто похожее на то, что было в нашем Советском Союзе. Думаю, перераспределять средства из центра к периферии очень даже справедливо и при рыночной экономике. Не секрет, что все наши регионы с разными климатическими условиями и материальными ресурсами. Некоторые муниципалитеты при рынке стали бурно развиваться, возьмем такие города, как Бишкек, Ош, а также Чуйскую долину или, скажем, Иссык-Кульский район одноименной области, где много здравниц, отелей, домов отдыха, пансионатов, отчисляющих налоги в местные бюджеты. Другие территории находятся в предгорьях или в труднодоступных высокогорных районах, там бизнес в силу объективных причин ограничен.
     Баткенская область приграничная, чтобы ее обустроить, необходимы солидные финансовые вливания, это же наша земля, кыргызская. Экономика, считаю, всегда первична, а доходы вторичны. Все регионы должны развиваться равномерно, это аксиома.
     — Как отразится на пополнении республиканского бюджета вступление Кыргызстана в Евразийский союз?
     — Пока по цифрам трудно сказать, в Министерстве финансов создана рабочая группа, эксперты просчитали риски и намечающиеся перспективные тенденции, подготовили документы, направили их в администрацию Президента. Предложения наших сотрудников добавят к договорным обязательствам Кыргызстана при присоединении к интегральному альянсу. Мы обращаем внимание, каким именно направлениям деятельности при вступлении в Евразийский союз следует уделить больше внимания. 
     Отмечу, что бюджет нынешнего года формировался до подписания "дорожной карты" вступления страны в Таможенный союз и Единое экономическое пространство, поэтому смета доходов сверстана без учета распределения таможенных сборов. Сегодня макроэкономическая ситуация в России — основном торговом партнере Кыргызстана — гораздо хуже, чем была до введения внешних санкций, запретов со стороны США и европейских стран. В связи с этим сократился поток импортируемых из Российской Федерации товаров, значит, станет меньше и предполагаемых денежных отчислений в казну.
     Мы не можем рисковать, не считаться с изменившимися внешними обстоятельствами. Возможно, придется отложить реализацию новых проектов до лучших времен, перенаправить финансирование в другие, более важные на сегодня отрасли хозяйствования.
     Присоединение к Евразийскому союзу считаю очень перспективным: расширится рынок сбыта товаров, продуктов питания, наши сельхозпроизводители смогут хорошо заработать. Трудовые мигранты получат возможность работать легально, а предприятия, домашние хозяйства — интенсивно развиваться. 
     Бюджет недавно созданного Кыргызско-Российского фонда внушительный: $1 млрд. Предприниматели могут взять там кредиты на реализацию инвестиционных проектов. На нашем внутреннем рынке появится больше отечественных товаров, будет расти ВВП, увеличится количество рабочих мест, а значит, в казну придут новые поступления, налоги. 
     Государство сможет увеличить размер социальных пособий, заработную плату сотрудникам бюджетных учреждений, поднять базовую часть пенсий, которая выплачивается из республиканского бюджета. Вообще, любая интеграция — это благо, Кыргызстан должен тесно сотрудничать не только с государствами Евразийского союза, но и со странами дальнего зарубежья, входить в различные экономические альянсы.
     Бюджет будущего, 2016 года верстается в мае с учетом изменений в макроэкономике и у наших торговых партнеров, Думаю, через 2-3 года наступит время для реализации самых амбициозных планов. 
     Что касается государственного долга, то на конец 2014 г. он составлял $3 млрд. 647 млн., из них внешний — 
$3 млрд. 437 млн., внутренний — $200 млн. На его обслуживание ежегодно в бюджете закладывается 14-15 млрд. сомов. В 2015 году на это дело планируется направить 15,7 миллиарда сомов, из них 6,9 миллиарда — на внешний, 8,8 миллиарда — на обслуживание внутреннего долга. Кроме этого, идет постоянная работа по списанию или реструктуризации долга. С 2012-го по 2014 год списано Турцией $49 миллионов, Россией — $188,9 миллиона. С 2016-го по 2025-й постепенно спишут еще $300 млн. Есть договоренности по конверсии долга с Кореей, Германией. Уровень госдолга снизился на $238 млн.
— Спасибо за беседу.

Интервью вела Галина ЛУНЕВА.
Фото пресс-службы Минфина.

 






Добавить комментарий