Main Menu

Дозорный по рубежу столетий

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В предновогодние дни, когда проходили торжества, связанные с вручением лауреатам премии имени Токтогула, вновь пришла мысль, что любой народ велик, независимо от того, мал он или многочисленен, если есть у него такие сыновья, как кыргызский поэт Анатай Омурканов. Народ мудр и проницателен, он безошибочно избирает тех, кто будет потом его славой и гордостью. Миссия, наложенная им, нелегка, но поэт несет ее с честью.

У Омурканова, как и у простых людей, лишь одно сердце, но в нем отозвалось сердцебиение всего народа, такое оно вместительное и сострадающее — сердце акына, сердце, терзающееся в мучительных поисках правды и справедливости для любимого, достойного лучшей доли Кыргызстана, для своего терпеливого народа.
К сожалению, я не был на малой родине поэта, как и во многих других местах, где хотел бы побывать. Жизнь человеческая коротка, а земля велика — всюду не поспеешь.
Но есть Слово, которому покорны и время, и пространство. С его помощью мы можем попасть не только в самые отдаленные места, но и в самые далекие времена. И не просто попасть, но и пожить той жизнью, какой жили люди той поры, которых Анатай Омурканов сделал героями своего поэтического сборника «Песнь одиночества». Можно почувствовать их теплое дыхание, услышать живую, трепетную речь, поплакать и посмеяться с ними и продлить таким образом свою жизнь до бесконечности. Есть в них нечто особенное. Это нечто можно назвать способностью дивиться окружающим миром, умением увидеть в единичном общее и особенное.
Надо ли говорить, что таким острым диалектическим умом прежде всего должен обладать сам автор. Все больше жизненных реалий  — прошлых и настоящих, единичных и остросоциальных — вовлекается в бурлящий, сверкающий радужными красками водоворот лирики Анатая Омурканова: «Мысль является у него чувством, и чувство переходит в душу так неуловимо». Причем самое примечательное в этой неуловимости — органическое сочетание лирики с публицистикой.
Омурканову претят абстрактная философия и риторика — и в поэзии, и в политике. Он полностью признает правоту идей диалектики. Для него она творческая система поэтического мышления — гибкая и революционная. Эта система находится в застое, но открыта и безгранична. Живая и яркая действительность требует, чтобы поэт творчески применял законы диалектики.
И вот над Кыргызстаном с грозным гулом прокатился поэтический реквием Анатая по семейному режиму. Это были знаменитые стихи «Токтогула!», «Эмне деген эл болдук», «Ай тетири тоголду, кыргыздын «ханы» жоголду», «Элин таштап Америкага кеткендерге». Затем появляется вершинное произведение поэта, пронизанное светом будущего, — поэма «Заман ой». Это свободнейшая и остроумная из его песен, хоть и пафосная, но правдивая, призывающая сжечь авторитарный режим, чтобы из его пепла, как птица Феникс, возродился Кыргызстан.
Постоянно наблюдая за противостоянием добра и зла, Омурканов все отчетливее слышит глас народа, недоступный остальным голос новой эпохи. Глубоко веря в свой Кыргызстан, он радостно и с некоторой грустью приветствует новые времена, новых людей, новое правительство:

Убактылуу окумот,
Убактылуу болбостон,
Тундукту бийик которгон,
Туболуктуу окмот бол.
Мунга муун мунбаган
Таалайы мол, багы зор
Жол болсун силер чапкан жол.

     И, что интересно, революционер все-таки побеждает в Анатае интеллигента. Пусть даже погибнет искусство, пусть личное растворится в общем, поэт все равно на стороне народа, на стороне революции!
Диалектика — мощная линза, усиливающая поэтическую зоркость таланта. Она формирует его философское отношение к изменчивости и противоречивости бытия, делает мудрым и зрелым. Поэтому в стихах Анатая соседствуют такие противоположности, как свобода и независимость, добро и зло, правда и кривда.
Эти и многие другие полярности неустранимы, и кыргызстанцам в трудный переходный период суждено жить среди них. Поэтому народному поэту чужды нетерпение и «лобовая атака», конфронтация и экстремизм. Ему необходимы выдержка, стремление докопаться до сути, компромисс, одиночество и рассудок. В этом суть и философия нового создания Омурканова «Песня одиночества». Однако одиночество бессильно прервать полет его мечты, кипение страсти, душевные порывы. Каждый миг жизни Анатая наполнен творчеством, исканием, сомнением, борьбой и верой:

Поистине, в одиночестве есть все:
И радость, и печаль, и воспоминания.
Стараюсь я и не могу взлететь,
Как старый беркут, опаливший
крылья.

Как дозорный по рубежу столетий, Анатай Омурканов продолжает бить в колокол правды и народной мечты.

Калыс ИШИМКАНОВ.

 

 



« (Previous News)



Добавить комментарий