Main Menu

Царство деятельной мысли

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Приветливо журча, перекатываясь и переливаясь изумрудными волнами, встретил недавно Иссык-Куль группу учителей — представителей почти всех регионов страны и постоянных авторов «Кутбилима» — на организованном редакцией производственно-методическом семинаре в двух школах Джеты-Єгїзского ( им. Д. Иманова) и Тюпского (№20 им. Ж. Ашымова) районов. 

Коллеги благодатного края встречали нас с искренними улыбками и добрыми пожеланиями. Директор СШ имени Д. Иманова Айнагуль Кадыркулова  кратко ознакомила нас с историей этого учебного заведения. Почти 80 учителей обучают и воспитывают тут более 900 учащихся. Нравственно-патриотическое воспитание начинается с порога — со стенда с именами известных и уважаемых людей села и края — ветеранов войны, тыла и труда. Достойно представлен и стенд с выпускниками школы, многие из них являются ее помощниками и спонсорами. О таких людях, творящих добро, надо знать.
Вот портрет Султанбаевой Нурбюбю, постоянно принимающей участие в оформлении интерьера школы. Предприниматель Сапарбек Бекбоев и фермер  Зайна Бейшекеева оказывают материальную помощь. Преподаватель КГУСТА Эрке Буланова опекает спортивный зал. Школьная библиотека пополняется учебниками, об этом заботятся Сактанбек Кадыралиев и Дженишбек Урумов. Они же основали фонд периодических именных стипендий. Свою лепту в жизнь родной школы вносит и Азамат Кадыралиев. В настоящее время он находится на дипломатической службе, продолжает, так сказать, линию Ч. Айтматова за рубежом.
Всем бы иметь таких выпускников, благодарных «царству деятельной мысли», как называл школу талантливый педагог-новатор минувшего века В.  Сухомлинский. Роль этого «царства» особенно проявляется в рукотворной деятельности детей всех возрастов. Коллеги представили нам великолепную, содержательную выставку прикладного творчества — полёт мыслей, идей, мечты, желаний и надежд учащихся. Искусно выполненные фрагменты предметов и изделий национального быта, картины, этюды, мозаичные работы… Волнуясь, что не успеют рассказать, показать, будущие мастера  спешили продемонстрировать свои работы: конструкции, технические сооружения, макеты будущих мостов, туннелей и ГЭС, железнодорожных путей в горных условиях. В ход шло все: дерево, камень, песок, железо, фанера, картон… — в общем, все, что есть под руками. Вот плывет стайка гордых белоснежных лебедей, сотканных из обычной писчей бумаги; чирикают на ветке воробышки из… семечек; торжественно распустил свой  неповторимый хвост павлин; недалеко от него готова взлететь жар-птица; к облакам мчится огненно-сверкающий тулпар… Бесконечная фантазия учащихся.  И за всем этим стоит талантливый учитель, творящий добро и красоту.
О чем может и должна идти речь в кругу учителей?  Естественно, о состоянии общеобразовательной системы, методах и средствах обучения, проблемах развивающего обучения. Весь этот комплекс реализуется в учебно-воспитательном процессе, что мы и увидели в посещённых нами школах. Это не значит, что все идет на «ура». У кого и где нет проблем, ошибок, недостатков? Они есть у всех и всюду. И учитель не бывает «белым и пушистым». В современном сложном мире школа, к сожалению,  далеко не совершенна. Для определенной части общества она является объектом конфликтов, возможностью взвалить вину за пробелы в воспитании своего чада, ведь учитель, чтя свой статус, не перейдет черту. По крайней мере  вслух. Проявляя такт и терпение во взаимоотношениях с родителями, он постарается увидеть и  услышать «разумное, доброе, вечное».
В работе семинара участвовали и директор Иссык-Кульского института образования, координатор образовательных организаций области Женишбек Урумов и зав. лабораторией школьного менеджмента и педагогики  этого же института Тамара Мамырова. Их ведомство курирует преподавательскую деятельность учителей, оказывает им профессиональную помошь. Актуальные проблемы школы отражаются на страницах местной газеты для учителей.
Разделившись на группы, мы посетили уроки и мероприятия. К 70-летию Победы подготовили выступление третьеклассники под руководством  Айсакуловой Анары. Под скорбную мелодию комуза они искренне и трогательно читали  стихи, разыгрывали мини-сценки на военную тему, вызвав слёзы зрителей. Среди них был Кубанычбек, внук ветерана Великой Отечественной войны Байтемирова Иманалы, присутствовавшего в тот день на мероприятиях. Он прошел боевой путь от Германии  до Японии. Уважаемый аксакал принял участие в Параде Победы в Москве. «Я горжусь своим дедом», — гордо сказал Кубанычбек. Это был урок мужества и патриотизма. Верится, что судьба этих мальчишек и девчонок будет радостной и счастливой.
100-летию любимого народом поэта Алыкула Осмонова учителя посвятили  пронизанный болью и драматизмом сюжет из короткой жизни поэта, талантливо сыгранный учениками. Были исполнены и песни на слова А. Осмонова. И вновь следует отметить творческую роль учителя кыргызского языка и литературы Айткул Деркенбаевой и всего педагогического коллектива.
Впервые я присутствовала на занятиях по начальной военной подготовке.  Казалось, всё знакомо. Но было захватывающе воочию увидеть демонстрацию навыков и умений старшеклассников в процессе оказания первой помощи в экстремальных ситуациях. Чётко и быстро действовали команды спасателей. Девчушка со звонким голосом подавала команды и комментировала этапы работы. Дети оказали первую помощь при сильном кровотечении, ожогах, профессионально провели сердечную реанимацию, быстро транспортировали пострадавшего, оказавшегося под завалом. Ребята подготовлены к экстремальным ситуациям и всегда смогут оказать помощь попавшим в беду. И вновь за всем этим стоит учитель — наставник.
Вторую часть занятия отвели постановке строя, шага, удивительным поворотам, чередованиям рядов в движении, трюкам с оружием (муляжи по форме и весу соответствовали оригиналам). Играючи перехватывали их школьники на ходу. В строевом марше, чеканя шаг, торжественно прошли  они со знаменем. В подготовку допризывников вложен огромный труд нашего коллеги Батырбека Байжарыкова. Выпускник географического факультета  КНУ им. Ж. Баласагына с благодарностью вспоминает военную учебу в студенческие годы. Затем была отличная служба в Германии. Последующие периодические переподготовки способствовали формированию качеств, необходимых преподавателю такого профиля. Почти тридцать лет Батырбек обучает старшеклассников военному искусству. Воспитанники капитана будут настоящими гражданами и защитниками нашей Родины.
В беседе с нами социальный педагог Жазылган Кусеева подчеркнула, что коллектив школы особое внимание уделяет патриотическому воспитанию детей. Тут постоянно проводятся познавательные классные часы, военно-патриотические и спортивные мероприятия по программе «Шумкар». Не забыты и воспитательно-обучающие игры из недалекого прошлого — «Зарницы». В 2013 году школьная команда заняла первое место по республике, а в 2014-м — второе по области. Все лучшее, ценное, выработанное десятилетиями в воспитательном процессе, до сих пор актуально и применимо.
По-доброму говорила Ж. Кусеева об организаторской деятельности методиста Бактыгуль Тургунбаевой. Она отвечает за воспитательный процесс и подготовку учащихся к производственно-общественной жизни.
Программа творческого дня была насыщенной. Нам показали концерт с участием учителей всех возрастов — наставников,  руководителей кружков, студий, ансамблей. И даже  программу с юмором и комментариями вёл уже знакомый нам товарищ капитан Батырбек байке.
Изюминкой дня стал учительский КВН. Участвовали 3 команды: математики, учителя английского языка и начальных классов. Приветствие, конкурсы, взаимные вопросы и задания с юмором и подтекстами, миниатюры из школьной жизни… — коллеги проявили артистическое мастерство. Все было на профессиональном уровне.
Мне понравились «англичане». Не зная языка, я понимала все, о чем они говорили, шутили, пели, играли. Весь спектакль они вели на английском. Но по праву первое место завоевала начальная школа. Всем в тот день было весело и смешно. Зал благодарил коллег аплодисментами.
Пока есть такие одарённые, озорные, талантливые учителя, будет дышать, думать, творить и жить школа — царство деятельной мысли!

Марьям ИРИСОВА,
учитель русского языка и литературы ПДА «Алтын Шаты», отличник народного образования.
Подготовила к печати
Мира ЖУНУСОВА.

 






Related News

Перебоев с энергией не будет

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintМинистр энергетики и промышленности Кубанычбек Турдубаев доложил Президенту о шагах, которые предпринимает его ведомство дляRead More

Как вернуть чистый воздух Бишкеку?

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintОпыт Лондона, Мадрида и Боготы. Энрике Пеньялоса сказал, но мы его не услышали

Добавить комментарий