Main Menu

Иссык-Куль — проблемы и реалии

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Проблемы Иссык-Куля возникли в результате существующей практики застройки его курортно-рекреационной зоны (ИКРЗ). «СК» уже писала о них 22 октября 2014 года в  статье «Ползучая трансформация» Иссык-Куля». 

1     В ней были описаны условия нелегитимной смены целевого назначения земель территории объектов отдыха в 500-метровой санаторно-оздоровительной зоне и земель государственного лесного фонда на берегу озера. Так что проблема является рукотворной, возникшей спонтанно либо по недомыслию органов местных администрации и архитектуры, не учитывавших отрицательные последствия, либо связанно с коррумпированной моделью их мышления. И поскольку мы глобальных успехов в предотвращении таковых еще не достигли, то вновь вынуждены вернуться к рассмотрению этой общегосударственной проблемы нашего Иссык-Куля.
Совсем недалека перспектива возникновения сплошь и рядом на берегу Иссык-Куля целых колоний нелегитимных суррогатных поселений (кыштаков). В основном на территории объектов самодеятельного отдыха (пансионатов, домов отдыха и др.), которые рождаются в результате их дробления и последующей распродажи коттеджей под видом жилья. Это, напомним, не только ведет к искажению налоговых отчислений, но чревато появлением социального напряжения среди новоявленных собственников суррогатных поселков, ведь у них, понятно, не предусмотрено необходимой социальной инфраструктуры (детсадов, школ, ФАПов и др.).
Это также проблема сдачи в аренду на территории Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны гослесхозами земель Гослесфонда на 49 лет, где строят якобы «временные сооружения» массового отдыха. По факту, они создают условия для нелегитимной формы использования территории и ведут к смене целевого назначения земель лесного хозяйства.
1     Так, общая картина по обустройству Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны (и это при наличии Земельного кодекса, регламентирующего целевое назначение земельных участков, существующих законодательных документов и государственных актов, целой структуры существующих органов государственной власти, градостроительной документации!) ведет к нарушению Закона (№115 от 24 августа 2004 г.) «Об устойчивом развитии эколого-экономической системы «Иссык-Куль», а также постановления правительства (№455 от 2 октября 2007 г.) «Об утверждении правил застройки курортно-рекреационной зоны озера Иссык-Куль».
Этому и было посвящено выездное совещание руководства Госстроя республики (во главе с Т. Мамбетовым) в Караколе 18 июня 2015 г. с участием представителей администрации и руководства органов архитектуры области и районов, а также института «Иссык-Куль НИПИ курорттуризм».
Проектный институт «Иссык-Куль НИПИ курорттуризм» в соответствии с протоколом правительства (№8 от 23 мая 2014 г.) в настоящее время работает над вторым этапом Генеральной схемы районной планировки Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны. В целом градостроительное развитие Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны планируется по следующим основным приоритетам: бальнеологическим (санаторно-оздоровительный), туристическим (культурно-познавательный) и экологическим (природоохранный).
Иссык-Куль необходимо рассматривать как природный градообразующий и градоформирующий фактор, на территории которого сосредоточено порядка 95% всего населения этой котловины, и основной производственный потенциал области. Из 61 айыл окмоту территории 30, а также двух городов непосредственно граничат с акваторией озера, отношение к которому у всех субъектов области должно быть идентичным.
Вопрос проведения единой градостроительной политики побережья является особо актуальным, и реализовать ее надо даже в масштабах отдельно взятого района под единым началом и управлением районных администраций, органов градостроительства и архитектуры, а также при общей координации областного руководства.
В ряду проблем реализации единой градостроительной политики есть целый ряд вопросов, не требующих бюджетных средств, но решение которых является очевидным. Это прежде всего состояние территории двухкилометровой санитарно-защитной водоохранной зоны  Иссык-Куля, где могут размещаться объекты жилья, соцкультбыта и производства, имеющего IV категорию экологической безопасности, и санитарно-защитной зоны до 50 м.
При этом объекты сельхозпроизводства, промышленные объекты, имеющие повышенную экологическую опасность менее IV категории, а также централизованные очистные сооружения, мусоросвалки, кладбища, могильники должны размещаться за пределами двух километров от санитарно-защитной водоохранной зоны озера.
Институт «Иссык-Куль НИПИ курорттуризм» в целях реализации закона «Об устойчивом развитии эколого-экономической системы      «Иссык-Куль» и опыта обустройства курортно-рекреационных зон отдыха считает необходимым безотлагательно решить ряд острых вопросов.
Необходимо провести сплошную и качественную инвентаризацию существующей застройки территории двухкилометровой водоохранной санитарно-защитной зоны с нанесением на картографический материал М 1:5000 всех объектов оздоровительного отдыха (санатории, дома отдыха, пансионаты, турбазы, лагеря и т.д.); объектов сельскохозяйственного назначения (кошары, птичники, фермы и т.д.); объектов промышленного производства и стройматериалов (цемзаводы, карьеры, ПМК, склады ГСМ и химудобрений); объектов коммунального назначения (котельные, водозаборы, очистные сооружения, кладбища, скотомогильники, мусоро-   свалки и т.д.). Инвентаризация необходима для санации и с целью выявления источников негативного воздействия на экологию Иссык-Куля.
Надо ограничить массовую застройку 500-метровой санаторно-оздоровительной зоны методом коттеджного строительства объектов отдыха. Иначе это приведет к смене целевого назначения территории. Образования «кыштаки» без должной инфраструктуры со временем станут источником социального напряжения.
Есть резон установить минимальные градостроительные габариты и размеры территории объектов для всех видов отдыха площадью земельного участка не менее 5 га и шириной территории каждого участка не менее 150 м. Это позволит обеспечить нормативные функциональные и эстетические требования к обустройству объектов отдыха, а также их соответствующую экологию.
Во всех законодательных, правоустанавливающих и регламентирующих документах (законы и постановления, акт выбора земельного участка, государственный акт на право собственности на землю, архитектурно-планировочные условия, генеральные планы и т.д.) необходимо указывать условие о неделимости земельных участков территории, выделяемых для размещения объектов отдыха. Это предотвратит их дробление и последующую перепродажу.
В архитектурно-планировочных условиях (АПУ) необходимо устанавливать количественные показатели по структуре гостиничного фонда койко-мест в процентном соотношении. Из расчета не менее 50% койко-мест, размещаемых в многоэтажных спальных корпусах; не более 30% койко-мест, размещаемых в спальных корпусах таунхаусов (блокированные коттеджи); не более 20% койко-мест, размещаемых в отдельных особняках-коттеджах. Это необходимо для обеспечения доступности объектов отдыха клиентам различного материального достатка, в том числе и местного населения.
Необходимо разрешить на территории гослесхозов, входящих в 500-метровую санаторно-оздоровительную зону ИКРЗ, капитальную застройку объектами всех видов массового отдыха, исключив при этом срок 49-летней аренды территории гослесхозов. Сдача в аренду земель Гослесфонда на 49 лет со строительством на них якобы «временных сооружений» массового отдыха фактически обуславливает в перспективе нелегитимную смену целевого назначения земель лесного хозяйства. Либо надо прекратить сдачу в аренду земель гослесхозов.
Срочно закрепить на местности границы режимных территории ИКРЗ (заповедники, водноболотные угодья) дирекции биосферы Иссык-Куля путем установки пограничных столбов и обеспечить их визуальной охраной. Отсутствие таких границ не удостоверяет их соответствие фактическим параметрам.
Правовая основа действующего законодательства по сохранению биоразнообразия в Кыргызской Республике на территории ИКРЗ представлена в общей сложности порядка 40 документами различной юридической компетенции: кодексами, законами, постановлениями и т.д. Проблема не в том, чтобы принимать очередные правовые меры по регулированию жизнедеятельности на его территории, необходима активизация работы государства по разумному взаимоприемлемому взаимодействию бизнес-сообщества и биосферы. В этом, собственно, и должна заключаться идеология госуправления на биосферных территориях.
Вся территория Кыргызстана по существу является биосферой. Однако на практике этой идеологии не чувствуется. Более того, по предложению депутатской фракции «Ар-Намыс» самостоятельный проектный научно-исследовательский институт по курортно-рекреационным комплексам «Кыргыз НИИП курорттуризм» был низведён до уровня филиала, что лишило его всяких перспектив развития и использования для решения проблем озера кадров архитектурной науки.
Нет никакой необходимости в принятии еще одного закона, инициируемого Жогорку Кенешем Кыргызской Республики «О биосферной территории «Иссык-Куль», который при этом еще повторяет требования предыдущих документов. Предлагаемый законопроект вообще обходит вниманием бальнеологический аспект ИКРЗ и необходимость развития существующей санаторно-оздоровительной базы побережья. Хотя этот вопрос приоритетный в обеспечении круглогодичной занятости населения Прииссыккулья.
Вместо новых законотворческих инициатив надо поставить под государственный контроль Министерства здравоохранения функционирование всех объектов ИКРЗ лечебно-оздоровительного профиля (санатории, профилактории, водо-грязелечебницы), дабы обеспечить качественным медицинским сопровождением и контролем объекты самодеятельного отдыха, предоставляющие медико-профилактические услуги (водолечебницы), должны быть налажены лицензирование лечебно-оздоровительной и материально-технической базы и аттестация персонала.
Следовало бы создать при администрации полномочного представительства правительства в Иссык-Кульской области единицу с основной функцией координации и консолидации усилий субъектов области для устойчивого развития Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны.
Также следует произвести ревизию существующей законодательной базы в отношении биосферы Иссык-Куля на предмет ее актуальности и для ее совершенствования. Прежде всего в интересах сбережения объекта международного значения — озера Иссык-Куль, конечно! Важно это и для утверждения международного имиджа Кыргызской Республики под брендом «Иссык-Куль».
Надо установить юридическую статусность прибрежных территорий ИКРЗ, закрепив картографически их физические границы.      Это необходимо для юридической защиты их целевого назначения и для соответствующего (курортного) налогообложения субъектов, использующих территории парко-пляжной зоны озера, санаторно-оздоровительной и водоохранной санитарно-защитной зон озера.
Заметьте, все эти предложения не столь затратны, но их реализация даст значительный эффект по снижению антропогенной нагрузки на биосферу Иссык-Куля.

Юсуф ТАГИРОВ, заместитель директора по архитектуре «Иссык-Куль НИПИ курорттуризм». 






Добавить комментарий