ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Двадцать лет спустя


В Бишкеке прошла международная научно-практическая конференция, приуроченная к 20-летию Института акыйкатчы (омбудсмена) Кыргызстана.

 

С НАИЛУЧШИМИ ПОЖЕЛАНИЯМИ…

 

Согласно советскому энциклопедическому словарю, омбудсмен в некоторых буржуазных государствах — должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за деятельностью правительства и учреждений (СЭС в редакции 1989 года).

 

С конца советской власти прошло десять лет, когда в Кыргызстане был принят закон об омбудсмене. И ещё через 20 лет акыйкатчы стала женщина Атыр Абдрахматова. В представленном гостям видеоролике показано, как всё начиналось при Турсунбае Бакир уулу, продолжалось при Турсунбеке Акуне, Кубате
Оторбаеве, Токоне Мамытове. И они все, почти все, присутствовали на нынешнем юбилее. И здоровались, общались с омбудсменами из других стран, потому что их связывает много общего.

 

Для сравнения. Можно ли себе представить вместе по какому-нибудь случаю, например, Акаева, Бакиева, Атамбаева? В голове не укладывается в контексте всего, что они натворили. А здесь — пожалуйста, потому что каждый из последующих омбудсменов вносил нечто своё. И так кирпичик за кирпичиком. И уже пара-тройка публичных заявлений (не в бровь, а в глаз) Атыр Абдрахматовой говорят о независимости оценок и суждений нашего Института акыйкатчы.

 

Но, похоже, надо двигаться ещё дальше. Как сказал в приветственном слове заместитель председателя Кабмина Эдиль Байсалов, «самое главное в работе Института омбудсмена — избежать формального отношения к людям и не превратиться в «почтовый ящик для обращений». Он от имени главы государства и председателя Кабмина поздравил присутствующих с юбилеем. И предложил как выверенное в верхах:

 

«Институт омбудсмена — это действенный механизм решения проблем, связанных с защитой прав человека, это важнейший инструмент, существующий в демократических государствах. Несомненно, закон об акыйкатчы нуждается в изменениях, которые сделают этот его по-настоящему истинным поборником справедливости и законных прав человека». А ещё Байсалов не преминул подчеркнуть, что «мы добились свободных, справедливых выборов. Самое главное завоевание — страна прошла уникальный путь и приобрела свои ценности».

 

Было видно, как в зале оживились при упоминании института юбиляра как поборника и предстоящих изменений в закон. Звучали приветствия от ООН, Европейского союза, коллег из Азербайджана, Казахстана, России, Турции, Узбекистана, Молдовы, Туркменистана, Дании: «Рады слышать о предстоящих изменениях в закон об омбудсмене…», «Вы служите посредником между государством и человеком…», «Этот институт должен быть освобождён от каких-либо ограничений…», «В Европе была долгая история по защите прав человека. Чтобы защитить права по всему миру, и должен существовать Институт омбудсмена…», «Лучшая защита человека — снижать бедность, изолированность…», «Мы можем (и должны) помочь сотням, тысячам людей — защитить права трудовых мигрантов, позаботиться о правах тех, кто оказался в местах лишения свободы…», «Мы — между гражданином и государством, между обществом и чиновниками…», «Чингиз Айтматов говорил: добро не лежит на дороге, его не подберёшь. Добро передаётся от человека к человеку…».

 

…И НОВЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ

 

Атыр Абдрахматова называет Институт акыйкатчы национальным правозащитным учреждением. На правовой защите стоят и органы милиции, и адвокаты, прокуратура и суды. Омбудсмен же проводит мониторинг и даёт оценку тем, другим, третьим. Кому-то эта оценка может не понравиться. С другой стороны, если, допустим, суд выносит справедливое решение, то почему его не похвалить, почему не поощрить правильную судебную практику! Нельзя постоянно критиковать.

 

«Скажут, раз идёт финансирование из бюджета, почему не поддерживаете правительство? Это не функции Института омбудсмена — кого-либо из властных структур поддерживать, — рассуждала среди коллег на юбилее Абдрахматова. — Сейчас меняется формат работы: каждый квартал обсуждаем вопросы в парламентских комитетах. Если все методы воздействия использованы, но ничего не меняется, мы ищем новые формы. Одна из них — национальная экспертиза в соответствии с международными правами человека. Недавно прошли парламентские слушания по адвокатской деятельности. Мы надеемся честно поработать вместе с адвокатами. Ждём их в Институте акыйкатчы.

 

Или: Минюст проводит реформирование, мы этот процесс мониторим. А вот еще: наши юристы рассматривают закон, чтобы матери-героини получали пособие. Но, считаю, такой же добавки от государства достойны и матери-одиночки. Очень много заявлений, в какие законы вносить изменения…».

 

Есть международные стандарты — конвенции, принципы (парижские), договорённости ООН. Но наши чиновники, по мнению Атыр Абдрахматовой, их зачастую не соблюдают, не приводят свою работу в соответствие. Иной раз бывает, что и омбудсмен остаётся один. И тогда он, как это делал Турсунбек Акун, вместе с гражданами выходит на митинги, проводит акции, чтобы верхи услышали.

 

Безусловно, международные стандарты должны выполняться. Но и международные организации тоже должны об этом громко заявлять. Могут сказать: у Института омбудсмена — мониторинг, а у прокуратуры — надзор, у парламента — контроль. «Мы посмотрели мировой опыт, но статью не нашли, чтобы рекомендации омбудсмена неукоснительно выполнялись другими органами. Надежда, чтобы законопроект по изменениям в наш закон прошёл, — делится Абдрахматова. — Что это необходимо, говорит такой факт: много критики в адрес прокуратуры, нередко закрывающей дела по фактам насилия над детьми, женщинами. Поэтому Институт омбудсмена Кыргызстана направил в Спецкомитет ООН альтернативный отчёт».

 

Или вот ещё что: есть Национальная сеть предотвращения пыток. И омбудсмен со своей командой работает вместе с ней. О чём настаивал всегда Турсунбек Акун.

 

«Если сказать в целом, у нас много обязанностей: человек родился — и уже надо ему помогать, а школьный буллинг, насилие через интернет, проблемы миграции, гендерный дисбаланс. И только одно право — всех защищать, — подытожила Абдрахматова».

 

ДЕТИ У НИХ…

 

Омбудсмены работали по тематическим панельным дискуссиям: информационная и цифровая безопасность и права человека; окружающая среда в аспекте предпринимательской деятельности; роль национальных правозащитных учреждений в продвижении гендерного равенства.

 

Нам показалась особенно значимой дискуссия по защите прав детей мигрантов. Миграция — бич или данность? Сегодня в мире более двухсот миллионов мигрантов, в их числе 36 миллионов детей. А ещё — 36 миллионов беженцев. Дети мигрантов, переселенцев, беженцев подвержены высокому риску насилия, трудовой эксплуатации, жестокому обращению.

 

С чем столкнулись в Азербайджане, рассказала омбудсмен Сабина Алиева. Миллион вынужденных переселенцев в связи с конфликтом на азербайджано-армянской границе. А ещё — с ноября 2020 года по сегодняшний день 263 человека пострадали на минах. Необходимы точные карты минных полей, но их не предоставляет армянская сторона. По международным канонам налицо два преступления: установка мин и утаивание мест их расположения. Кроме того, с 1991 года в Азербайджане числится 3 890 пропавших граждан. У одной азербайджанк

 

и пропали четверо детей. Куда только омбудсмен Алиева ни обращалась, никакой информации…

 

Транзитной страной стала Молдова. Народный адвокат (омбудсмен) Чеслав Панько информирует, что на октябрь зарегистрировано более 600 тысяч транзитников в стране с населением всего 2,6 млн. человек. Более 10 тысяч прошений о статусе беженца властями было удовлетворено. Безусловно, в такой ситуации гражданского перемещения более всех страдают дети.

 

Каким-то тёплым ветерком повеяло от выступления Клаве Хеде, директора по международным связям Института датского парламентского омбудсмена. Оказывается, в этой стране сильно развита работа гражданских общественных организаций (психологи, юристы, волонтёры). И омбудсмен с ними тесно сотрудничает. Одно только утверждение: в Дании для детей мигрантов — свободный доступ к образованию, что ставит эту страну в ряд самых продвинутых.

 

…И ДЕТИ У НАС

 

А что в нашей стране? По статистике, приведённой инспектором Института акыйкатчы Абдукеримовым, Кыргызстан — одна из самых мигрантских стран. Свыше 700 тысяч (только по официальным данным) трудятся в России, ещё 100 тысяч — в Казахстане, Турции, Европе. Число оставленных без родительского присмотра детей — более 70 тысяч. Причём родители не оформляют опеку, попечительство. А это нужно именно для их детей, пока они в отъезде, чтобы было, с кого спрашивать. Это не отказ от ребёнка, это временная мера.

 

Какие проблемы? У оставшихся здесь детишек сложные отношения со сверстниками, с родителями, которые общаются разве что по интернету, психологические срывы. Примерно 30-40 процентов детей всё-таки выезжают со своими родителями за рубеж. А там, в той же России, нет оформления для семьи мигранта медицинской страховки. Дети не могут… лечиться. Нонсенс какой-то!

 

В стране около миллиона внутренних мигрантов — Бишкек, Чуйская область, Ош. В новостройках плохо с инфраструктурой: нет газа, водопровода, особенно если ехать в сторону мусорного полигона. У детей в таких семьях нет доступа к образованию, они страдают от домашнего насилия.

 

Руководитель общественного фонда «Лига защитников ребёнка» Назгуль Турдубекова добавляет:
— Более 5 400 детей мигрантов живут у лиц, не имеющих с ними родственных связей. Нет соцработников, специализирующихся на вопросах защиты детей. Уровень миграции у нас не уменьшается. Зачастую поэтому разрушаются семьи. В детдомах и интернатах воспитываются дети, 90 процентов из которых имеют родителей. На детдома и интернаты государством выделяются немалые средства, которые сложно перенаправить на детей мигрантов.

 

А ещё Назгуль Турдубекова ратует за систему приёма жалоб от самих детей, чтобы любой ребёнок мог рассказать об ущемлении своих детских прав.

 

Такие вот недетские дела…

 

 

Что обнадёживает, в конце этой встречи по случаю юбилейной даты был подписан ряд меморандумов: нашим омбудсменом с российским — Татьяной Москальковой, нашим и уполномоченным по правам человека в Свердловской области Татьяной Мерзляковой, нашим и молдавским. Будем надеяться, только бумагами дело не ограничится. Раз скучно не было на этой конференции, значит, люди на ней собрались интересные, с высоким потенциалом.

 

Геннадий КУЗЬМИН.
Фото из интернета.

 

 

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:43, 01-11-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова