Main Menu

Ревизия законодательной базы. Третье заседание Совета по регулятивной реформе

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Кыргызстан приступил к реализации второго этапа регулятивной реформы, начатой в прошлом году. Теперь дело за предпринимателями, их активностью и заинтересованностью. Бизнес-ассоциациям предстоит главное: оценить и прокомментировать результаты работы министерств и ведомств по «чистке» законодательной базы, что позволит значительно сократить количество инструкций и правил, регулирующих предпринимательскую деятельность. Наступило время четко разграничить обязанности государства и бизнеса.

1     «Мы с вами в одной лодке, вы ежедневно сталкиваетесь с проблемами, лучше знаете, что вам мешает работать, подскажите, какие нормативы следует изменить в силу их неэффективности, какие вообще убрать, так как потеряли актуальность, — попросил деловых людей премьер-министр Темир Сариев. — Вы и народ Кыргызстана — наши основные аудиторы, правительству необходимы обратная связь, доверие людей; наша общая цель — совершенствование законодательной базы, расширение производственной деятельности, повышение жизненного уровня населения».
Глава правительства убежден: если сохраним стабильность в стране и население получит правдивую информацию, то поддержит самые непопулярные, даже болезненные реформы, которые проводит исполнительная власть.
— Мы сами должны были провести тщательный анализ нашего законодательства, чтобы высвободить ресурсы, дать свободу частной инициативе, — заявил Темир Сариев. — Нам помогли финансами и консультациями сотрудники ОБСЕ, спасибо главе представительства этой авторитетной международной организации в Бишкеке Сергею Капиносу.
Премьер напомнил, что Кыргызстан уверенно поднимается вверх в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса», у иностранных и местных предпринимателей равные возможности и права. Необходимо и дальше освобождаться от дублирования функций, противоречивых законов, принятых в разные времена еще в бытность правления экс-президентов страны А. Акаева, К. Бакиева, да и после революции 2010 года. Конституция, по которой живем сегодня, тоже требует постоянного пересмотра. Государство не должно вмешиваться в дела бизнеса, надо помогать ему развиваться, крепнуть, это основная задача правительства.
В повестке очередного заседания Совета по регулятивной реформе три вопроса: насколько качественно выполнили     госорганы задание по ревизии документов, имеющих отношение к инвестиционному климату, перспективы работы с частным сектором и правительственный план работы на 2016 год.
Прежде чем передать слово министру экономики Арзыбеку Кожошеву, глава исполнительной власти напомнил, что на реализацию трехлетнего проекта регулятивной реформы пошли немалые деньги, предоставленные офисом ОБСЕ в Бишкеке, чиновники обязаны своевременно и качественно выполнять правительственные задания по созданию благоприятной среды для работы бизнесменов и инвесторов. Привел в пример Южную Корею, Армению, Боснию и Герцеговину. После снятия барьеров на пути бизнесменов в этих странах миллионы долларов остались в бюджете, а предпринимательские траты сократились в разы, что положительно сказалось на ВВП этих государств.
Куратором начатых работ по освобождению производителей от гнета различных запрещений по праву считается Министерство экономики, которое в свое время возглавлял Темир Сариев. В проводимых реформах он чувствует себя как рыба в воде, ибо стоял у их истоков, что дает право людям с предпринимательской жилкой надеяться на быстрые изменения к лучшему.

НЕ ДЛЯ ГАЛОЧКИ

     Министр экономики А. Кожошев рассказал о результатах первого этапа регулятивной реформы: госорганы проделали колоссальную работу, проанализировали свыше 3 тысяч нормативных документов, создав досье на каждую инструкцию в специальной базе. В досье отражено, насколько НПА целесообразен и законен, какие несет коррупционные риски, насколько документ дружелюбен к бизнесу, понятен и прозрачен. Госслужащие сделали свои рекомендации — стоит ли оставлять нормативный акт без изменения, надо ли признать его утратившим силу или достаточно внести некоторые поправки.
Анализом и оценкой процедур занимались 34 рабочие группы — более 500 сотрудников. Ревизии подвергли не только НПА, но и приложения к ним — кодексы, законы, президентские указы, постановления Жогорку Кенеша, правительства, местных органов власти, ведомственные приказы. Добросовестно проработанных документов оказалось большинство — 51%. От чиновников поступили следующие рекомендации: 79% документов оставить без изменения, 8% признать устаревшими, в 10% инструкций внести изменения и дополнения, из 1% исключить отдельные нормы.
В ходе проверки клерки выявили 2 тысячи административных процедур, отобрали только приоритетные — свыше 200, дали свои предложения по их оптимизации. Если ранее затраты бизнеса на прохождение административных процедур выливались в солидную сумму — 5,4 млн. сомов, то после их сокращения расходы уменьшатся вдвое.
Упростится регистрация юридических лиц, оплатить патент можно будет через коммерческие банки. Контакты чиновников с бизнесменами сведут к минимуму, что приведет к сокращению коррупционных схем, как и при пользовании госуслугами через Интернет. Министр привел факты по так называемым быстрым реформам: при переходе на электронный документооборот в карманах предпринимателей останутся значительные суммы, от внедрения принципа «молчание — знак согласия» — еще почти 300 млн. сомов; от облегчения процедур по оплате патента — 17 млн. сомов. А. Кожошев назвал министерства, которые отнеслись к порученному делу формально, представившие некачественный анализ документов: среди таковых Госагентство связи, МЧС, Агентство по геологии и минеральным ресурсам, министерства здравоохранения и социальной защиты.
Последовала мгновенная реакция премьера: немедленно исправить ошибки, нельзя работать для галочки, следует представить качественные документы в Минэкономики до 15 декабря т. г. Виновные пытались, как всегда, оправдаться, но Т. Сариев подверг резкой критике все их доводы, посчитав их необоснованными: нужны не отговорки, а результаты, чтобы бизнес чувствовал положительные изменения от проведения реформ.

ГДЕ РАЙ ДЛЯ БИЗНЕСА?

     Услышав, что предприниматели не проявляют инициативу поучаствовать в ревизии ведомственных инструкций, премьер-министр напомнил чиновникам известную пословицу «Если гора не идет к Магомеду, то он сам шагает к горе». «Нечего сидеть по кабинетам, смелее вовлекайте деловую элиту в процесс реформирования, ведь есть предприниматели, которые не читают газет и не заходят на сайты Минэкономики, что не делает им чести (на этом сайте, кстати, все желающие могут оставить свои комментарии).
Команда продвинутых чиновников готова работать с бизнесом. С нового, 2016 года для всех ассоциаций деловых людей организуют консультации, а их рекомендации по совершенствованию законодательной базы пополнят созданный госструктурами реестр. Соответствующие формы — как и кому подавать заявки-предложения — имеются, их нужно заполнить на кыргызском или русском языке. Запланированы круглые столы по проведению регулятивной реформы.
Темиру Сариеву не понравились общие расплывчатые фразы плана работы на 2016 год. Он потребовал обозначить конкретные сроки и назначить ответственных. Не откладывая в долгий ящик, премьер тут же решил проблему иностранцев, вкладывающих в наш край инвестиции, дал поручение упростить условия приобретения ими временного или постоянного жилья, а госпредприятию «Единое окно» — позаботиться о переводе реестра услуг на английский язык.
Глава правительства согласился с доводами ассоциации иностранных инвесторов: Кыргызстану не следует принимать неквалифицированную рабочую силу. Лучше упростить порядок привлечения классных специалистов. Пусть кырыгзстанцы перенимают навыки, современные нано-технологии, учатся новому, передовому. Не случайно в новом составе кабмина предусмотрели наличие Госслужбы по миграции.
— В продвижении ускоренных реформ правительство применит исключительно экономические регуляторы, стимулирующие деятельность инвесторов, а не административные рычаги, — пообещал премьер-министр. Отобраны четыре пилотных направления: привлечение в Кыргызстан высококвалифицированных иностранных специалистов, повышение эффективности информационной системы “единого окна”, обеспечение нормативами сроков ликвидации предприятий и упрощение процедур продления патентов для индивидуальных предпринимателей.
Темир Сариев поручил вице-премьр-министру Олегу Панкратову подготовить предложения по изменению инвестиционного климата, сделав акцент на превентивных мерах по сохранению капиталов, другой собственности, а также предупреждению возможных рисков для предпринимательской деятельности. Комфортная среда для работы не оставит равнодушными толстосумов, они ринутся к нам со своими предложениями, только так мы сможет поднять экономику.

Галина ЛУНЕВА






Related News

Ала качуу — несмолкающий стон кыргызских женщин…

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintНесколько дней назад общество сотрясла страшная весть об убийстве Айзады Канатбековой — очередной жертве алаRead More

Сильный Основной закон — сильное государство

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПрезидент Садыр Жапаров проголосовал на выборах депутатов местных кенешей и референдуме по проекту новой КонституцииRead More

Добавить комментарий