Main Menu

Учиться, учиться и учиться

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Перед выборами регулярно смотрел теледебаты с участием претендентов на пост президента страны. Немного, конечно, удручающая картина. Все-таки как мало у нас в политической элите по-настоящему образованных людей. Как это ни прискорбно, но этот факт отражает картину в целом по стране. Все больше как-то амбициозных,  действующих по принципу «наглость — второе счастье». Хотя хорошо бы,  помимо столь нужной  решительности, и образованность хорошего уровня иметь.

Экс-президент Роза Отунбаева отметила как-то в одном из выступлений, говоря о проблеме всеобщего образования в Кыргызстане, о том, что многие дети не ходят в школу. Но куда ужаснее, что взрослые порой не видят в этом проблемы. Сейчас зарабатывать надо. Читать, писать, считать деньги умеет, с него (с ребенка) достаточно.
Учиться, учиться и учиться завещал великий Ленин. Многие, кто застал советские времена, помнят это фундаментальное выражение тех времен. Правда, на закате СССР эта фраза у молодежи стала носить больше  ироничный характер.
После революции 1917 года Россия переживала голод, разруху, гражданскую войну. Экономика в стране была в тяжелейшем положений, промышленность разрушена, острая нехватка специалистов почти в каждой области. Ленин в силу сложившихся обстоятельств понимал, что государство на одном всеобщем революционном энтузиазме не вытянешь. Первоначально даже в Красную Армию (при всем своем нежелании) вынуждены были призвать кадровых царских офицеров. Первые неудачи на поле боя заставили осознать, насколько необходимы профессионалы.
Что уж там говорить про  мирные области, где отсутствие специалистов сказывается еще  нагляднее. К примеру, если на той же войне еще можно какое-то время  на ура продержаться, то электростанцию уж точно не построишь на голом энтузиазме. В такой ситуации клич Ленина «Учиться, учиться и учиться»  точно отражал суть выхода из  кризиса для страны Советов.
Если убрать разруху, голод и гражданскую войну (и слава Богу!),  то можно найти какую-то аналогию с нашей страной в нынешний  период ее развития. Становление нашей молодой республики происходит в той же атмосфере нехватки специалистов, слабости  экономики и  политических потрясений. Вот уже 20 лет Кыргызстан бьется в  попытках выйти на более или менее достойный  уровень жизни. И всем необходимо  осознать: надо наращивать интеллектуальный и образовательный потенциал страны.
Молодое государство Кыргызстан должно понять, что становление сильной страны — это не только привлечение внешнего инвестора и поддержка местного бизнеса, но в первую очередь  надо поднять общий уровень образования в стране. Популяризация просвещения среди молодежи и развитие научного потенциала страны — задачи не менее важные, чем развитие бизнес-среды.
Небольшой экскурс в историю позволяет выявить очень четко проявляющуюся закономерность. Петр Первый для того чтобы превратить дикую отсталую Россию в европейскую державу, начал с того, что отправил за границу учиться боярских детей. При этом и  в самой России одновременно открывались различные специализированные учебные заведения. Петр и сам  усердно постигал науки, к концу жизни освоив 16 профессий: от корабельного плотника до инженера кораблестроения. Единственный путь к славе и силе государства он видел  во всеобщем просвещении.
И подобных примеров масса:  древняя Греция,  Древний Рим, Англия — владычица морей, Германия, Арабский халифат. При всех своих различиях эти империи  имеют одну общую черту — там долго и целенаправленно растили и пестовали  выдающихся ученых, философов, мыслителей, имели место расцвет наук, искусств и всеобщее образование. Все это создавало им  по сравнению с другими завоеванными народами более совершенный государственный аппарат и как следствие эффективную и мощную военную машину.
История учит, но, как сказал кто-то из российских историков, «она же и наказывает за неусвоенный урок».
У нас в Кыргызстане в последние годы очень выросло сознание патриотичности, однако если просто стучать себя по груди и кричать, что ты патриот, то от этого мало пользы.  Разве патриотизм не означает приносить максимум пользы своему Отечеству. Полезным же  родине может быть человек прогрессивный, образованный и, конечно,  трудолюбивый.
Развитие реформы в системе образования, продвижение научного потенциала страны,  популяризация просвещения среди кыргызстанцев — вот  то, что реально принесет  плоды и расцвет государству.
Качественное всеобщее образование, развитие наук, наличие профессионалов в каждой области могут превратить наш Кыргызстан из страны третьего мира в сильное развитое государство.
Так что лозунг «Учиться, учиться и учиться» должен стать девизом каждого настоящего патриота.

Бакытбек СТАМОВ.






Добавить комментарий