Main Menu

Никто сладкой жизни в ЕАЭС поначалу не обещал, но действительность первых месяцев членства в экономическом объединении оказалась более грустной, чем ожидалось

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Об этом рассказали журналистам на пресс-конференции в информационном агентстве 24.kg Сергей Пономарев, президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг, и Дамира Долоталиева, председатель ЦК профсоюза работников торговли Кыргызстана. Оба эксперта — люди с многолетним стажем в сфере торговли и услуг, знающие проблемы рынков страны и работающих там людей не понаслышке. Тему они сформулировали острее некуда: «Кыргызстан в ЕАЭС: реальность превзошла пессимистические прогнозы». 

С. Пономарев: «Проблема международных перевозок — тема № 1 в ЕАЭС»  Сергей Пономарев предложил поговорить о том, какая ситуация сложилась на сегодня в экономике Кыргызстана, в частности в торговле: «Напомню, что в 2010 году, когда появился Таможенный союз, мы все обсуждали два сценария: плюсы и минусы как вступления в союз, так и воздерживания от него. Тогда мы детально обсуждали: если можно будет завезти в Кыргызстан довольно дешево товар или сырье из третьих стран, но вывезти потом свой товар невозможно, то такой сценарий предпринимателям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью, не подходит. Они сказали: пусть товар станет дороже, но граница — открытой. То же сказали швейники, сельхозпроизводители, переработчики первичной продукции — мелкие и средние предприниматели. Но к августу 2015 года, времени реального вступления в ЕАЭС, ситуация стала иной — произошло серьезное изменение курса национальных валют к доллару и евро, этот пункт в оптимистическом и пессимистическом сценариях не учитывался. В тот момент правительством при нашем участии разработаны госпрограммы развития рынков «Дордой» и «Карасуу». К сожалению, эти программы так и не заработали, остались на бумаге. Предполагая, что возникнут серьезные проблемы, мы инициировали снижение НДС по импорту до 5-7%, чтобы отечественный бизнес остался на плаву, писали об этом во все инстанции — никто нам не ответил. Мы привлекли экспертов, которые разработали рекомендации, как быстро ликвидировать налог с продаж (НСП), существующий в Кыргызстане, но отсутствующий в Казахстане. Этот налог является каскадным по своей сути: каждый в цепочке от обработки сырья до реализации покупателю накручивает свой уплаченный НСП на цену товара. Мы хотели разработать и внести в Налоговый кодекс такое понятие, как оптовая торговля с нулевой ставкой, снизив тем самым этот «каскад». Поясню: сейчас международные транспортные компании, доставив грузы для частных предпринимателей, согласно новым правилам, отправляют их на адрес юридического лица, которое обязано платить НСП. В результате каждая машина, привезя товар на «Дордой», дополнительно тратит 3 тысячи долларов на этот налог, а торговля становится менее конкурентоспособной”.
Следующая проблема торговцев — работа некоторых транспортных компаний. На взгляд членов ассоциации, есть несколько крупных компаний-перевозчиков, аффилированных с некоторыми депутатами парламента и между собой. С. Пономарев бьет тревогу: «Несмотря на поручение премьер-министра, данное 25 ноября прошлого года, собрать в трехдневный срок представителей Гостаможни, 48 транспортных компаний, которые ввозят грузы в Кыргызстан, Минэкономики, членов Ассоциации рынков, предприятий торговли и услуг, чтобы детально обсудить проблему транспортировки товаров, дискуссия не состоялась — транспортники не явились. Хотя их заказчиками как раз и являются торговцы, а в бизнесе — по поговорке «Кто платит — тот и музыку заказывает». А нас игнорируют. Почему?».
Президент ассоциации сообщил, что 4 декабря прошлого года вице-премьер-министр Олег Панкратов, курирующий экономические вопросы, дал поручение собрать всех участников, но из транспортников явились только представители пяти социально ориентированных компаний, а остальные — не соизволили. Тогда вице-премьер объявил выговор руководству ГТС и предписал всем вовлеченным в процесс сторонам собираться два раза в месяц, чтобы в этот трудный период первого года членства в ЕАЭС совместно решать все проблемы. Но по-прежнему таких встреч нет, таможенники не могут собрать транспортников. «А нам кажется, что они и не хотят выполнять поручения премьера и вице-премьера. Скорее всего, присутствуют внутренние меркантильные интересы. Я не понимаю, почему таможенники не могут собрать представителей 48 транспортных компаний?! К тому же и антимонопольное ведомство тогда же получило команду в 10-дневный срок разобраться в транспортном вопросе. Это логично, монополисты там, бесспорно, есть, и мы назвали конкретные компании. Но пока и с ответом антимонопольщиков все не ясно. А уже прошло более полутора месяцев».
«Нерешаемые проблемы, — серьезно обеспокоен глава ассоциации, — приводят к оттоку десятков тысяч бизнесменов из сферы. А в ней, только по официальным цифрам, трудятся свыше 400 тысяч человек. Если в торговле не прекратятся перечисленные проблемы, процесс станет необратимым. Специфика бизнеса такова: если проблемы не решаются сегодня, через месяц, через четыре появятся другие структуры, которые займут освободившиеся места. И не факт, что это станут граждане республики».
Он упомянул и о проблеме так называемой таможенной очистки товаров. По его словам, существуют шесть методик проведения такой очистки. ГТС оформляет грузы по методике №2, которая дороже методики №1, применяемой в Казахстане. С этим вопросом предприниматели давно обращались в правительство: «Сделайте так, чтобы мы все действовали либо по второй, либо по первой методике. Чем дольше решается эта проблема, тем хуже для торгового бизнеса — теряем часть покупателей». При этом предприниматель рассказал, что 4 декабря вице-премьер О. Панкратов дал поручение применять методику №1, на что один из руководителей таможни сказал: «Так Москва на нас давит, вот и берем по второй». Вице-премьер ответил, что применять надо первую методику — под его ответственность, а «с Москвой проведем консультации». Но все осталось по-прежнему.

Д. Долоталиева: «Выросли и размер, и частота поборов
на казахских и кыргызских дорогах» 

     Глава профсоюза работников торговли Дамира Долоталиева много лет является для торговцев рынков, в первую очередь «Дордоя», настоящей защитницей их интересов. На этот раз она рассказала, как недавно с группой предпринимателей, журналистов, налоговиков и правоохранителей посетила торговую зону «Хоргос», что на казахско-китайской границе. Одной из причин поездки стало желание проверить, соответствует ли действительности утверждение одного местного политолога, что большая часть предпринимателей с «Дордоя» купила контейнеры в «Хоргосе» и именно поэтому простаивает наша местная торговля. «Нашей целью ни в коем случае не являлось желание очернить рынок «Хоргос». На сегодня приграничная торговая зона построена только процентов на 20-30, не более. Мы увидели, что там нет контейнеров. Сейчас действует всего три здания, в одном из них все места заняты, но во время нашего визита все магазины оказались закрытыми. Во втором здании — продажа мехов, а в третьем — тканей, постельного белья. Весь товар — китайский ширпотреб. Я вспомнила, как мы в 90-е годы ездили на китайские рынки за товаром — впечатление схожее. Нельзя считать «Хоргос» угрозой «Дордою», но и скидывать с весов эту торговую площадку также ни в коем случае нельзя», — предостерегает глава профсоюза торговли. Выход она видит в создании аналогичных приграничных зон на нашей территории в целях паритетности.
Затем Д. Долоталиева с горечью рассказала о поборах и мытарствах во время 12-часового пути на «Хоргос»: «Проблемы начались сразу же на КПП «Акжол» на кыргызско-казахской границе. Мы выехали на трех авто, одна из машин почему-то не понравилась таможеннику, ее перегнали на задний двор, заставили водителя снимать сиденье и в итоге вынудили его заплатить 30 тысяч тенге (свыше 6 тысяч сомов). А вначале требовали 50 тысяч! Водитель просто устал добиваться правды, и мы устали и замерзли за 2 часа остановки. За 12 часов пути нас останавливали много раз и каждый раз торговались и часами вымогали взятку. Мы сказали водителям: ничего им не давайте, если нарушили правила — отдайте права, пусть выдадут временные, а после будете разбираться на более высоких уровнях. То 30 тысяч у водителей вымогали, то 20, а с одним сторговались за 15 тысяч… Я понимаю и казахских предпринимателей, которые приезжают к нам и говорят: «Надоело к вам ездить, поборы на кыргызской стороне со стороны ДПС продолжаются под разными предлогами и сейчас». Вот и я ощутила на себе, что такое ездить по казахской территории. Хочу обратиться к руководству ГКНБ, МВД, к правоохранителям Кыргызстана и Казахстана: неужели поборы на дорогах непобедимы?».
По словам Д. Долоталиевой, не так давно высокопоставленный чиновник, призванный обеспечивать порядок на дорогах Кыргызстана, сказал торговцам: «Стояли на дорогах и будем стоять, брали и будем брать. Что вы, дордойцы, нервничаете? Раньше вы гребли золото лопатой, сейчас — совочком. А нам откуда зарабатывать?». (Как говорится, комментарии излишни. Приплыли, господа! Так мы в ЕАЭС далеко не уплывем — кто приедет к нам со своим товаром и куда поедет наш? — Прим. автора). Как она утверждает, сказано это было во время совещания, созванного по указанию вице-премьера, 25 ноября прошлого года в кабинете замминистра внутренних дел.
Д. Долоталиева сетует, в частности, на то, что сотрудники ДПС требуют от казахских грузоперевозчиков подтверждения, что конкретное лицо находится в списке частных предпринимателей, требуют предъявить международную лицензию на провоз багажа, справку от нарколога, документы на груз, а также товарные чеки, и вся эта процедура занимает по несколько часов. Но ведь существует перечень документов, которые перевозчик должен иметь с собой обязательно. А справки от ДПС о ввозимом товаре — противозаконны. Значит, все остальные требования — из области «щас я к столбу придерусь — что это он тут стоит»…
Она сообщила, что в день из Казахстана к нам на «Дордой» сейчас приходят по 15 автобусов с челноками. Они рассказывают, что останавливающие их уже на нашей территории сразу за КПП «Акжол» предлагают им «сопровождение»: если заплатишь на границе 30 тысяч тенге, то спокойно доедешь до рынка и обратно. А тех, кто отказывался платить, под разными предлогами останавливали и часами начинали «грузить» на всех последующих этапах пути до рыночного комплекса. (На это С. Пономарев сделал ремарку: «Дикость какая — сопровождение! Как будто по вражеской территории»).

О первых фактических плюсах и минусах нашего членства 

     С. Пономарев подчеркнул, что выбор Кыргызстана по вступлению в ЕАЭС был осознанным, что наше невступление могло привести к катастрофическому сценарию — отсутствию возможности продвижения кыргызстанского товара на рынки сбыта (ведь раньше более 60% нашего экспорта уходили в Россию и Казахстан). «Такой исход смерти подобен: мы потеряли бы рабочие места и обрушили экономику. Но сегодня я говорю о внутренних ресурсах, которые, к сожалению, пока не использованы. Для Кыргызстана, который ощутимо меньше братских Казахстана и России, необходима более мобильная экономика с более либеральным налогообложением. Увы, в Казахстане оно либеральнее. А нас тянет назад упомянутый налог с продаж. Итого 12 процентов составляет НДС плюс 8-9 от НСП. Кто за это платит из своего кармана? Все мы — потребители, покупатели. При этом мы неконкурентоспособны. Во многих странах мира электричество для предпринимателей дешевле, чем для населения, потому что там понимают: экономика держится на производстве. Если предприниматели не конкурентоспособны,  не будет страны. Это путь к кризису, нестабильности, смене власти. Мы не требуем дешевого электричества для бизнеса — у нас и так в СНГ самая дешевая электроэнергия. Но что мешает решать перечисленные выше вопросы? Отвечу опять: нерасторопность некоторых чиновников и их личные меркантильные интересы. Ведь в случае с ГТС и транспортниками у первых есть виды контроля, которые таможня может применить к «неявленцам». С другой стороны, как это компании могут не подчиняться приказу премьер-министра? Вице-премьера? Значит, чего-то боятся?      Или кого-то? А у нас к ним есть предложение обсудить тему, к примеру, создания логистических центров или вопрос разделения транспортных компаний по видам вывозимой продукции. Также и проблема поборов на дорогах основана на меркантильных интересах отдельных чиновников, которые плевать хотели на политику правительства в ЕАЭС, поскольку свой карман им ближе. Где правоохранительные структуры, которые не могут с ними разобраться? Эти  безобразия переполнили чащу терпения. На мой взгляд, непреодолимых препятствий в урегулировании всех этих вопросов нет. А если кто-то с какой-то известной фамилией не хочет честно работать — уйди, дай место другому, который и хочет, и может».
Д. Долоталиева подчеркнула: «Мы не можем решить даже несложные внутренние проблемы. Но пока мы с ними разбираемся, теряем потенциальных покупателей».
Что касается несомненных плюсов от вступления в ЕАЭС, председатель ЦК торгового профсоюза напомнила, что до августа 2015 года в связи с членством Казахстана в ТС границы закрыли, вес ввозимых и вывозимых грузов ограничивался 50 кг, а с 12 августа с открытием границ это ограничение снято. Второе — на «Дордой» вновь стали ходить автобусы с предпринимателями. В-третьих, уже не везут товар контрабандой, как было недавно и нередко.
Глава ассоциации дополнил: в Кыргызстан беспошлинно поступает ГСМ, есть возможность выходить на новые рынки сбыта, снимается много административных барьеров (к примеру, лабораторные испытания). К сожалению, период вступления совпал с разгорающимся кризисом в странах-партнерах и в мире. Так что надо рассчитывать на внутренние ресурсы, грамотное и мобильное управление.
Остается добавить, что эксперты, аналитики честно говорили: в первый период вступления в ЕАЭС «молочных рек с кисельными берегами» Кыргызстану ждать не стоит. Но потом ситуация нормализуется (по крайней мере должна) и многие вопросы отпадут сами собой. А насчет мобильного и грамотного управления — это вопрос к правительству.

Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий