Main Menu

О лидерстве Турции и Казахстана в период глобализма

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Тюркский мир подобен реке, текущей в беспредельном, бесконечном пространстве и времени. За свою более чем пятитысячелетнюю жизнь тюркские народы то убывали, то прибывали, но как бы ни тлели, ни иссякали, как бы ни убавлялись — становились сильнее.

Древние тюрки дали человечеству образцы многих и многих цивилизаций: на тюркских языках составлены неиссякаемые источники культуры, духовных ценностей и верований, «строили государства, закладывали традиции, приводили все в порядок».

Турецкие учёные Текин Альп, Полат Койа, великий казахский мыслитель Олжас Сулейменов, русские учёные Л. Гумилёв, В. Бартольд и другие в ХХ веке в своих научных трудах писали, что древние — шумеро-эламская, хеттская, эгейская — цивилизации созданы древними тюрками.

Древние тюрки приручили лошадь и других животных, окультурили многие сельскохозяйственные растения, создали и развили кочевую цивилизацию, распространившуюся на широких пространствах Евразии. «Конь — крылья тюрка. Подобно тому, как птица летит, куда захочет, так и тюрки летят на своих конях, куда захотят», — писал Махмуд Кашгари. Роль древних тюрков в истории человечества была исключительной: «сложные формы общественной жизни и социальных институтов тюрков: эль, удельно-лестничная структура, религиозная иерархия чинов, военная дисциплина, дипломатия, а также наличие четко выработанного мировоззрения, способного противостоять идеологическим системам соседних стран, вызывают всевозрастающее удивление», — пишет автор глубокого исследования «Древние тюрки» Л. Гумилёв. К сожалению, в последующие века тюркские материальные и духовные памятники уничтожили, а сами тюрки оклеветаны и преданы забвению. Теперь, уже в ХХI веке, происходит объединение и сближение тюрков, наступает эра их возрождения. Быть достойным этого — святая обязанность каждого тюрка.

Великие каганаты, империи и державы тюрков, которые переворачивали мир, потрясали землю — Великий каганат хуннов, Великий каганат кёктюрков, Уйгурский каганат, Кыргызское великодержавие, империя Чингисхана, империя Эмира Тимура, Казахское ханство, Османская империя, — являлись сердцем Евразии. Великая Степь была территорией, созданной, развитой и занимаемой тюрками. Она простиралась от Великой китайской стены до Карпат, с юга граничила с Афганистаном и Ираном, а с севера — с тайгой (непроходимыми лесами) Сибири.

На широких пространствах Евразии со II века до нашей эры и до 20-х годов ХХ века нашей эры влияние тюрков «с львиными сердцами» было очень сильным. Назидание Мете, первого кагана империи хуннов, самого первого государства тюрков: «Земля — основа государства, разве можно её отдать другим? Землю создал для каждого народа Великий Тенгри. Будет земля — будет народ, будут условия для создания государства», — как доказывает седая история, это одно из основных правил управления государствами последующих тюркских каганов, ханов и султанов. В начале ХХI века это завещание возрождает историческую память тюркских народов, даёт осознание себя, веру в старания нового строительства нашего исторического здания, веру каждому тюркскому народу в сегодняшний день и будущее в условиях глобализма.

Последние два века (XIX-XX) стали сложными и трудными для тюркского мира и каждого тюркского народа, за исключением анатолийских тюрков. Османская империя, сохранявшая до XIX века свои внешние границы и включавшая многие европейские народы, начала слабеть экономически и политически, постепенно утрачивая целостность территории. В техническом и культурном планах во многих отраслях жизни стало исчезать ее былое величие. В результате империя начала отставать от Европы по многим направлениям. Союзные государства, куда входила Османская империя, проиграли Первую мировую войну, начавшуюся в 1914 году. Ещё до ее окончания, точнее сказать, в 1915 году, Англия, Франция и Россия по так называемому Лондонскому договору поделили между собой турецкие территории, к ним присоединилась и Италия. В сложившихся условиях турецкий народ должен был, создавая национальные организации, принять решительные меры для сохранения национальной независимости и целостности Родины. Для объединения разрозненных турецких организаций, спасения всего турецкого народа избрали вождя-гения — Мустафу Кемаль Пашу. История побед и строительство невиданного до этого национального государства турецкого народа, испытавшего горечь поражения в Первой мировой войне, распада территорий, понесшего огромные потери из-за захватнической политики европейских государств, очень ясно и всесторонне изложена в книге Мустафы Кемаля «Нутук кеп» («Путь новой Турции. 1919-1927 гг.»). Мустафа Кемаль Ататюрк — мудрый и дальновидный деятель, искуснейший политик, человек, рожденный для счастья турецкого народа, на месте побеждённой в войне и оккупированной (захваченной) Османской империи основал Турецкую Республику, укрепил и заложил основы развития в будущем, всесторонне обосновал стратегию и тактику свободного, независимого и последовательного развития. Благодаря неимоверной воле, неиссякаемой энергии и уму Мустафы Кемаля Ататюрка, исламскую религию, бывшую в течение 625 лет религиозной основой Османской империи, отделили от государства и светскость государственной власти Турецкой Республики стала открытием её истории, новым стратегическим направлением будущего развития. Положения и новые политические понятия о том, что турецкое государство — республиканское, национальное, народное, гражданское и революционное, включили в Конституцию страны.

Личностные качества Мустафы Кемаля Ататюрка как прозорливого, глубоко мыслящего политика-стратега способствовали формированию у турецкого народа «ощущения себя как нации», основанию цивилизованного общества на основе национального самосознания и единства. Он создал условия для развития и повсеместного внедрения турецкого национального языка и национальной истории. Таким образом, прозорливый лидер Ататюрк, проводя мудрые внутреннюю и внешнюю политики, вместо многовековой империи, включавшей в себя Малую Азию, Северную Африку и Османскую империю, основал современную Турецкую Республику, которая в ХХ веке, как независимое государство, превратилась в активного субъекта международной политики. После кончины Ататюрка его последователи достойно продолжили его плодотворную деятельность. В начале ХХI века Турецкая Республика показывает завидные темпы ускоренного социально-экономического развития, превращаясь в истинного лидера тюркских стран.

В 1932 году на собрании в честь 10-летия основания Турецкой Республики, Ататюрк произнес речь, посвященную будущему народов мира, в особенности оказавшихся в различных условиях тюркских народов, где показал свойственную ему мудрость и прозорливость. Он предсказал, что, как и Османская империя, советская империя тоже распадётся. “В той стране много наших братьев. Они по духу, языку, культуре и истории родственны нам. Вы, турки, должны быть готовы помочь им, когда они обретут свободу”. Как и было предсказано, в 1991 году советское государство прекратило свое существование и образовались пять новых независимых тюркских государств — Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан. В то же время в составе Российской Федерации остались автономные республики — Башкортостан, Татарстан, а также крымские татары, в Сибири, Поволжье и на Кавказе более двадцати тюркских этносов, а в Молдове — тюрки-гагаузы. В Китайской Народной Республике — тюрки-уйгуры, казахи, кыргызы и др. В целом сегодня в мире в различных географических и политических условиях проживает более 250 150 000 человек, принадлежащих к тюркским народам.

Вновь появившиеся тюркские государства на постсоветском пространстве приложили и прилагают усилия к достижению лучших условий и качества жизни для своего населения путем развития экономик. Из тюркских государств Центральной Азии сегодня Казахстан развивается с завидным опережением, а Президент Нурсултан Назарбаев стал настоящим лидером не только казахского, но и всех тюркских народов и евразийских стран. За двадцатипятилетний период независимости Казахстан под руководством Н. Назарбаева достиг огромных социально-экономических успехов, выработал модель межэтнического единства, обеспечил на деле равенство прав и возможностей, качество жизни и безопасность граждан. Ассамблея народа Казахстана уже стала по-настоящему общегражданским, надполитическим и общенародным институтом. Эти исторические достижения Казахстана дали Президенту Н. Назарбаеву еще большую возможность заглянуть в далекое будущее и предложить Стратегию Казахстана — 2050: один народ — одна страна — одна судьба. Он объясняет эту формулу так: «один народ» — это единые для всех национальные интересы; «одна страна» — это наша единая для всех Родина; «одна судьба» — это трудности и победы, которые мы прошли вместе! Это наша общая перспектива — благополучный и процветающий Казахстан! 17 января 2014 года в Послании народу Казахстана он предложил конкретный план реализации Стратегии-2050, который обеспечит вхождение Казахстана в число 30 самых развитых стран мира!

В 2015 году в своем выступлении на общих дебатах 70-й сессии Генассамблеи ООН Н. Назарбаев озвучил ряд поистине глобальных инициатив. Он предложил разработать План глобальной стратегической инициативы — 2045, который ставит в качестве центральной задачи человечества к столетию ООН разрубить гордиев узел войн и конфликтов и перейти к новому вектору развития на основе справедливых условий доступа всех наций к мировой инфраструктуре, ресурсам и рынкам. Первоочередным шагом по реализации этого плана обозначена разработка под эгидой ООН концепции «Новое будущее». Это — ядерная, энергетическая, водная и продовольственная безопасность, доверие, взаимопонимание и реформы. Президент Назарбаев призвал сделать построение мира без ядерного оружия главной целью человечества в XXI веке, предложив принять Всеобщую декларацию ООН по достижению мира, свободного от ядерного оружия, и создать Глобальное антиядерное движение. Отмечая опасность эрозии международного права и ослабления глобальных институтов, он предложил в 2016 году созвать Международную конференцию ООН на высшем уровне, призванную подтвердить базовые принципы международного права. В связи с превращением терроризма и религиозного экстремизма в глобальную угрозу, Н. Назарбаев высказался за учреждение под эгидой ООН единой мировой сети противодействия международному терроризму и экстремизму и принятие всеобъемлющего документа ООН. Следующим его масштабным предложением стало открытие в Астане Международного центра по развитию зеленых технологий и инвестиционных проектов на основе инфраструктуры выставки ЭКСПО-2017, которая пройдет в Казахстане.

Весьма позитивно и с гордостью восприняло высказанные предложения елбасы и социологическое сообщество Кыргызстана.

Прежде всего это касается предложения о «переводе штаб-квартиры ООН в Азию», что вполне соответствует духу ХХI века, когда центр развития переносится на самый большой континент — Азию, где живет 2/3 населения планеты и сосредоточены огромные ресурсы. Инициативы и продолжения, озвученные Президентом Н. Назарбаевым с мировой трибуны, еще раз доказывают его роль и значение как мыслителя, провидца и лидера глобального масштаба! Мы гордимся им как настоящим сыном тюркского мира и всех евразийских народов!

Как, куда, с какими политически обособленными или организованными силами начнет развиваться тюркский мир в ХХI веке? Когда и как тюрки обретут истинную свою историю? Эти вопросы интересуют не только тюркский мир, соответствующие государства и этносы. В их решении есть и политические силы, противодействующие или не заинтересованные в гармоничном развитии взаимоотношений тюркских народов.

В последней четверти ХХ века в мировом развитии начали проявляться и доминировать политико-экономические направления — глобализм и глобализация. Я считаю, необходимо и полезно различать эти два понятия. Глобализм в научном понимании представляет собой объективный ход, итог и совокупность развития мировой науки, новой техники и технологии. Чтобы тюркский мир не отстал от прогресса, надо коренным образом улучшить образование в школах и высших учебных заведениях. Поднять на качественно новый уровень профессиональную подготовку, это неотложная задача нового времени. В данном контексте я склонен понимать и воспринимать глобализацию как политику, проводимую Соединенными Штатами Америки и странами Западной Европы по «американизации», «западнизации», и политику становления силы западного превосходства над странами Азии и Африки, и в том числе тюркского мира, которые ищут пути самостоятельного развития. «Этот процесс еще только начался. Он заполнит всю историю человечества в ХХI веке. Похоже на то, что это будет история, которая по всей трагичности намного превзойдет все трагедии прошлого» (Зиновьев).

В эпоху глобализма и глобализации, начавшейся в ХХI веке в условиях диалога многообразных цивилизаций, такие понятия и явления, как «тюркский мир», «тюркские народы», «тюркская цивилизация» и «тюркская идентификация», должны по-новому исследоваться, уточняться, и при анализе этих судьбоносных вопросов социолог не должен оставаться в стороне. Это веление времени. На повестку дня ХХI века особо ставятся вопросы исторической, социальной, гражданской, национальной памяти и самопознания.

Кем мы были? Кто мы сейчас? Кем будем в будущем? Как чувствуют себя тюркоязычные люди в различных социально-политических условиях и в эпоху глобализма? Изучение таких животрепещущих вопросов давно назрело как необходимость для изучения социологической наукой и соответствующими методами. В условиях господства в ХХI веке унификации и универсализации, когда ближние и дальние американские, атлантическо-европейские соседи ревниво следят за укреплением тюркского мира и тюркской цивилизации, бесспорно то, что в формировании благоприятного психологического климата безгранична роль интеллигенции тюркских народов, социально-гуманитарных и социологических наук в целом. Вопрос, возможно, в согласованных и целенаправленных действиях.

Прошло десять лет, как была создана Тюркская социологическая ассоциация, и проведение теоретико-прикладных исследований по тюркскому миру, тюркской цивилизации по единой межгосударственной программе и подготовка предложений являются давно назревшим вопросом. Однако Тюркская социологическая ассоциация имеет название, но пока не приобрела ощутимой формы.

Есть попытки организации совместных экономических, культурных, политических объединений тюркских государств, стремление к согласию и дружбе, желание решать общие вопросы. В этом отношении я считаю продуктивным работу Ассоциации социологов Казахстана, которая учредила международный социологический научно-аналитический журнал «Аалам таануу».

Эта инициатива для вновь складывающегося тюркского мира явилась весьма необходимой и полезной, и мы её восприняли ещё и как знак настоящего лидерства Республики Казахстан. Министерство образования и науки этой страны и Ассоциация социологов Казахстана организовали V Конгресс социологов тюркоязычных стран, и было бы очень закономерно, если бы по вышеупомянутому журналу приняли решение о наполнении его соответствующим содержанием. Мы не скрываем своего глубокого убеждения, что такая постановка вопроса полностью соответствует авторитету Казахстана, который объективно выступает как настоящий лидер не только тюркского мира, но и евразийского пространства.

Кусеин ИСАЕВ,
народный учитель Кыргызстана, доктор философских наук,
профессор социологии, президент Социологической ассоциации Кыргызстана, заведующий
отделением социологии Кыргызско-Турецкого университета «Манас».






Related News

Звенья одной цепи

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintДавайте негромко, давайте вполголоса… Общеизвестно, что в любом цивилизованном и — несомненно — демократическом государствеRead More

Купить столицу за гроши

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintБишкекчане намерены судиться с мэрией столицы из-за принятия антинародного проекта плана детальной планировки города.

Добавить комментарий