Main Menu

Кем мы, тюрки, были и кем станем в условиях глобализации

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Тюркский мир подобен реке, текущей в беспредельном, бесконечном пространстве и времени. Как сказал один из мудрецов Древнего Востока: «И явится поколение, и уйдет поколение, а мы улетим» на волнах времени, потому что наша жизнь тоже течёт подобно ему. И куда бы ни текла река жизни, она несёт вместе с собой чрезвычайно ценное сокровище — знание, опыт для будущих поколений, язык, культуру и традиции. Пройдет время, постепенно поменяются племена и народы, но их духовная жизнь, традиции, отражённые в их языке и культуре, останутся неизменными. Мир — океан, время — ветер, подобный волнам поколений, сменяющих друг друга.

Тюркские народы за свою более чем пятитысячелетнюю историю то убывали, то прибывали, но как бы ни тлели, ни иссякали, ни убавлялись — становились сильней. Древние тюрки дали человечеству образцы многих цивилизаций, на тюркских языках составлены неиссякаемые источники духовных ценностей и верований. Турецкие учёные Текин Альп, Полат Койа, великий казахский мыслитель Олжас Сулейменов, русские учёные Л. Гумилёв, В. Бартольд и другие в ХХ веке в своих научных трудах писали, что древние шумеро-эламская, хеттская, эгейская цивилизации создали древние тюрки и они распространили достижения своих культур. Они приручили лошадь и других животных, окультурили сельскохозяйственные продукты и многие растения, создали и развили до высокой степени кочевую цивилизацию, распространили её на широких пространствах Евразии. К сожалению, в последующие века тюркские материальные и духовные памятники оказались уничтоженными, а сами тюрки — оклеветаны и преданы забвению. Теперь, уже в ХХI веке, они, объединяясь и всё более сближаясь, пришли к эре возрождения.

Великие каганаты хуннов и кёктюрков, уйгурский каганат, кыргызское великодержавие, империи Чингизхана и эмира Тимура, Османская империя являлись сердцем Евразии. Великая степь, созданная, развитая и занимаемая тюрками, простиралась от Великой Китайской стены до Карпат, с юга — граничила с Афганистаном и Ираном, а с севера — с тайгой (непроходимыми лесами) Сибири.
На широких пространствах Евразии начиная со II века до нашей эры и до 20-х годов ХХ века влияние тюрков «с львиными сердцами» оставалось очень сильным. Назидание Мете, первого кагана империи хуннов — самого первого государства тюрков: «Земля — основа государства, разве можно её отдать другим? Землю создал для каждого народа Великий Тенгри. Будет земля — будет народ и условия для создания государства» — становилось, как доказывает седая история, одним из основных правил в управлении государствами последующих тюркских каганов, ханов и султанов. В начале ХХI века это завещание возрождает историческую память тюркских народов, даёт осознание себя, веру в строительство нового исторического здания в условиях глобализации.

Последние два века (XIX-XX) за исключением времени анатолийских тюрков, оказались сложными и трудными для тюркского мира и каждого тюркского народа. Османская империя, сохранявшая до XIX века свои внешние очертания и включавшая в себя многие европейские народы, начала слабеть и постепенно утрачивать территории. Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, закончилась в 1918-м. Союзные государства, куда входила Османская империя, ее проиграли. В 1915 году Англия, Франция и Россия по Лондонскому договору поделили между собой турецкие территории, к ним присоединилась и Италия.

Архитектором, основателем и первым президентом в новой истории Турецкого государства стал Мустафа Кемаль Ататюрк. Он отделил религию от государства, и во главе него встала светская власть.

В августе 1990 года распалась и другая империя — Советский Союз. На его месте образовались пять новых независимых тюркских государств — республики Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан, в которых проживает 144,9 млн. тюрков. В составе Российской Федерации есть автономные республики Башкортостан, Татарстан, в Сибири, на Поволжье и Кавказе — более двадцати тюркских этносов. В Украине живут крымские татары, в Молдове — тюрки-гагаузы, всего 52,5 млн. тюрков.

В Китайской Народной Республике есть тюрки-уйгуры, тюркские этносы — казахи, кыргызы и др. По неполным данным, в мире всего насчитывается около 35 тюркских этносов.

В составе СССР подвергся модернизации и кыргызский народ. В процессе этого народы пережили согласие, в котором господствовали «потребность» и «необходимость». Последнее привело кыргызский народ к ассимиляции почти наполовину. Все традиционные устои ассимилированного народа пришли в столкновение с исконным образом жизни и, вместе с этим, его содержанием. В такой процесс конформизма оказались вовлечены прежде всего духовные ценности кыргызского народа. Такое положение в некоторых случаях приводило к искусственно созданным, ложным, извращенным результатам. Традиционные институты, обычаи, традиции и старое мышление, в целом традиционная культура рассматривались как препятствие в общественном развитии, интерес науки, общества особо приковали к процессу модернизации. А традиционные элементы рассматривались как оппозиция модернизации и начали называться неприятными словами и неприятными терминами. Процессы модернизации всегда обвиняли традиционную культуру, обессиливали и старались вытеснить её из жизни общества. В таком случае национальные традиции могли исчезнуть или рассматривались как явления, не выдерживающие современных условий жизни и не способные ужиться с ними, то есть становились исчезающими и остаточными.

Но разве седая история не доказала, что с ликвидацией национальных традиций и выбиванием почвы, защищающей социальный организм, можно привести его к медленной, но верной гибели? Коммунистическая идеология, господствовавшая в СССР, приспосабливала под себя национальные духовные ценности его народов и после вытеснения национальных мотивов стремилась использовать как идейно-политическое оружие для претворения своей политики в жизнь. В конце СССР не достиг своей цели — эры коммунизма, а, став жертвой созданной социалистической идеологии, без каких-либо врагов, пришедших извне, в девяностых годах ХХ века изжил сам себя. А в конце ХХ века вновь появившиеся тюркские государства — Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Узбекистан, став членами Организации Объединенных Наций, — превратились в объекты международных отношений. Каждое из них предприняло действия для достижения лучших условий и качества жизни для своего населения путем развития экономики, приспособленной к местным условиям, и социального развития. К примеру, в формировании нового Азербайджанского государства и его успешном развитии особо надо отметить труд лидера Гейдара Алиева.

Из тюркских государств Центральной Азии президент Казахстана Нурсултан Назарбаев становится лидером не только казахского, но и настоящим дальновидным лидером всех тюркских народов. За двадцатипятилетие независимости Казахстан под его руководством достиг огромных социально-экономических успехов, выработал модель межэтнического единства, обеспечил на деле равенство прав и возможностей, качество жизни и безопасности всех граждан. Ассамблея народа Казахстана уже стала по-настоящему общегражданским, надполитическим и общенародным институтом.
Как, куда, с какими политически обособленными или организованными силами начнет развиваться тюркский мир в ХХI веке? Когда и как тюрки обретут истинно свою историю? Эти вопросы интересуют не только тюркский мир, соответствующие государства и этносы. Особенно в свете того, что есть политические силы, противодействующие или не заинтересованные в гармоничном (взаимно приспособленном) развитии тюрков мира с учетом их интересов, желаний и запросов.

В последней четверти ХХ века в мировом развитии начало проявляться и охватывать мир политико-экономическое направление «глобализм» и «глобализация». Конечно, полезно различать эти два понятия. Глобализм в научном понимании — объективный ход, итог и совокупность развития мировой науки, новой техники и технологии. Чтобы тюркский мир не отстал от прогресса, надо коренным образом улучшить образование в школах и высших учебных заведениях, профессиональную подготовку, подняв их на качественно новый уровень.

Глобализация в научном содержании — объективный процесс и требование современности, чтобы тюркский мир не отставал от мирового прогресса, это коренным образом изменит, улучшит и поднимет на новую качественную плоскость образование и подготовку технических и экологических специалистов в школах и вузах (данные проблемы были проанализированы на VI Международном конгрессе социальных наук на тему: «Глобализация и образовательные вопросы в укреплении тюркского мира», который проходил 26-28.05.08 года в Джалал-Абаде).

Глобализация — это проводимая Соединенными Штатами Америки и странами Западной Европы американизация, западизация и политика установления силы западного превосходства над странами Азии и Африки, и в том числе над тюркским миром, которые ищут пути самостоятельного развития (Э. Гидденс, Ульрих Бек). Такая политика, суммирующая жадность, приведёт «западизированные страны к неизбежному краху, и даже к катастрофическому краху» (А. Зимовьев).

В условиях глобализма и глобализации, начавшихся в ХХI веке, диалога многообразных цивилизаций такие понятия и явления как «тюркский мир», «тюркские народы», «тюркская цивилизация» и «идентификация» должны по-новому исследоваться, уточняться и при анализе их похожести, судьбоносных вопросов социолог не должен оставаться в стороне. На повестке дня ХХI века особо стоят вопросы исторические, социальные, гражданской, национальной памяти, самопознания.

«Кем мы были?», «Кем мы сейчас являемся?» и «Кем мы станем в будущем?», «Как себя ощущают тюркоязычные люди в разных социально-политических условиях?» — эти вопросы давно назрели и требуют изучения при помощи социологических теорий и методов.

Прошло больше 10 лет как создана Тюркская социологическая ассоциация, призванная проводить такие исследования, но ее не слышно и не видно. Есть, конечно, попытки организации совместных экономических, культурных, политических объединений тюркских государств, стремление в согласии и дружбе решать общие вопросы, чем занимается Социологическая ассоциация Казахстана, учредившая в 2009 году международный социологический научно-аналитический журнал «Аалам таануу». Министерство образования и науки этой страны совместно с данной ассоциацией провели V Конгресс социологов тюркоязычных стран, и было бы закономерно, если бы вышеупомянутый журнал наполнили соответствующим содержанием, что полностью соответствует авторитету Казахстана, который объективно поднимается на лидерский уровень в тюркском мире.

Что касается Кыргызстана, напомним, что 9-14 сентября 2014 года в Чолпон-Ате, на берегу Иссык-Куля, состоялись Всемирные игры кочевников. Всего в турнире приняли участие 22 сборные команды и более 430 спортсменов из 19 стран мира. Для освещения Игр создали пресс-центр с оргтехникой для работы журналистов и подготовки ими материалов. Съехались журналисты всех кыргызстанских и многих зарубежных телеканалов и новостных изданий. Игры кочевников вызвали широчайший интерес, так как призваны показать историю кочевых народов, их традиции, быт и культуру. Заявленные на них виды состязаний по зрелищности и популярности не уступают признанным спортивным дисциплинам современных Олимпийских игр. Эти состязания дают мощный толчок к реабилитации самобытных национальных видов спорта, возрождению духовного самосознания и исторической памяти кочевых народов мира.

Вторые Всемирные игры кочевников назначены на 3-8 сентября 2016 года. Они снова пройдут в Кыргызстане, на берегу нашей жемчужины — озера Иссык-Куль. В программе — состязания по 25 национальным видам спорта. В этом году в реестр официальных видов спорта включены соревнования по салбууруну: соколиная охота, собачьи бега и стрельба из лука. Планируется прибытие 40 команд, и не только тюркоязычных — приглашены коренные жители США и Австралии.

На данный момент в Иссык-Кульской области строится новый ипподром и проводится реконструкция дорог. Это мероприятие призвано продемонстрировать миру культуру и традиции тюркских народов.

Кусеин ИСАЕВ,
народный учитель, президент Социологической ассоциации Кыргызстана, руководитель отделения социологии прибыть Кыргызско-Турецкого университета «Манас»,
профессор, доктор.






Related News

Как развить культуру и образование

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintОб этом побеседовали Президент Садыр Жапаров и народный писатель Кыргызской Республики, известный драматург Мар Байджиев.

Культура — стержень государства и нации

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Кыргызском национальном академическом театре оперы и балета имени А. Малдыбаева состоялось торжественное мероприятие, посвящённоеRead More

Добавить комментарий