ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Налоговый форум: верным путём


В Бишкеке состоялся первый национальный налоговый форум на тему «Налоговая служба — во благо налогоплательщика». В нём участвовали представители государственных органов, бизнес-сообщества, международные организации, образовательные учреждения и все заинтересованные налогоплательщики. Участники обсудили актуальные вопросы, связанные с налогообложением, проектом цифровизации «СМАРТ Салым» и налоговой грамотностью населения.

 

ОПРАВДАННЫЕ ОЖИДАНИЯ

 

Новый Налоговый кодекс, который вступил в действие с 1 января 2022 года, в целом оправдал наши ожидания. Об этом заместитель председателя Государственной налоговой службы Нурлан Умтулов заявил на первом Национальном налоговом форуме.

 

«При разработке норм нового Налогового кодекса мы ориентировались на усиление контроля за соблюдением налогового законодательства, создание благоприятных условий для налогоплательщиков, снятие противоречий, совершенствование налогового администрирования, чтобы превратить Налоговую службу в сервисно ориентированную. И наши ожидания оправдались», — признал Умтулов.

 

На тематической сессии форума он рассказал о преимуществах действующего налогового законодательства, в том числе здесь — упрощение налогового администрирования, применение ряда налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, переход большинства субъектов малого и среднего предпринимательства на применение упрощённой системы налогообложения на основе единого налога.
Налоговая служба работает над упрощением налоговой отчётности и налоговых процедур, в частности, объединением налоговой регистрации и регистрации по НДС. При этом, как подчеркнул заместитель председателя Налоговой службы Умтулов, ведомство всегда готово к сотрудничеству и совместной работе с бизнес-сообществом.

 

В ходе панельной сессии заместитель министра экономики и коммерции Искендер Асылкулов рассказал о налоговой политике, планируемых изменениях в налоговом законодательстве, председатель правления бизнес-ассоциации молодых предпринимателей JIA Жоодар Омошев — о влиянии нового Налогового кодекса на экономическую деятельность предпринимателей.

 

«ЦИФРА» КАЧЕСТВА

 

На сессии «Цифровизация: повышение качества обслуживания налогоплательщиков» заместитель председателя ГНС Адилет Дубанаев рассказал о новшествах в оказании услуг налогоплательщикам и планах на будущее.

 

По его словам, в рамках проекта фискализации успешно работают электронные счета-фактуры, ККМ-онлайн, маркировка товаров, электронная налоговая отчётность, электронный патент и другие услуги. Кроме того, в тестовом режиме запущена система, интегрированная с таксопарками, ведётся работа по автоматизации интегрированной системы с точками общепита (рестораны и кафе).

 

«В 2023 году одним из приоритетных направлений Налоговой службы будет работа над улучшением сервисного обслуживания налогоплательщиков. Постараемся все налоговые услуги перевести в электронный формат», — заверил Дубанаев.

 

К примеру, в скором времени планируется запустить электронную систему по онлайн-регистрации налогоплательщиков, автоматизировать уплату налога на имущество, адаптировать личный кабинет налогоплательщика, совершенствовать работу сайта, сделав его более информативным, а также улучшить работу Call-центра, который сегодня вызывает много нареканий со стороны налогоплательщиков.

 

В ходе панельной сессии спикерами выступили член Ассоциации электронной коммерции Атай Соронкулов и заместитель генерального директора ЗАО «Альфа Телеком» Эдуард Турдалиев, которые рассказали о влиянии цифровизации на налоговое администрирование, поделились каждый своим видением усовершенствования электронных налоговых услуг.

 

Участники форума положительно оценили проводимую работу ГНС по цифровизации налоговых услуг, отметив, что фискальное ведомство идёт в ногу со временем, демонстрирует готовность к диалогу и сотрудничеству с бизнесом и всеми налогоплательщиками.

 

ЗНАТЬ С МЛАДЫХ НОГТЕЙ

 

Почему в Кыргызстане большинство населения не видит себя потенциальным налогоплательщиком, как поднять налоговую культуру населения и привить налоговую грамотность, какие необходимо принять для этого меры, как совершенствовать разъяснительную работу среди налогоплательщиков?

 

Эти и другие вопросы стали предметом обсуждения на тематической сессии «Налоговая грамотность и налоговая культура населения».

 

Заместитель председателя Государственной налоговой службы Бекболот Алиев в своём выступлении обозначил важную проблему, связанную с налоговой грамотностью населения, и попросил участников сессии дать свои предложения и рекомендации для выработки направлений и эффективных способов решения.

 

«ГНС постоянно информирует налогоплательщиков о нововведениях в налоговой сфере. Для этого организуются различные семинары, встречи, тренинги, публикации, круглые столы, консультации. Также проводятся уроки налоговой грамотности для школьников и студентов, различные конкурсы и дни открытых дверей. Однако, как показывает мониторинг, если какая-то часть населения и обращается с вопросами относительно применения налогового законодательства, большинство не владеет даже базовой информацией, не говоря о понимании вопросов, связанных с налогами. То есть они не видят себя потенциальными налогоплательщиками», — сказал Алиев.

 

Его поддержал эксперт отдела исследований, разработки политики и реализации реформ администрации Президента Вячеслав Пак, отметив важность повышения налоговой грамотности: «Чем системнее растёт налоговая культура в обществе, тем больше увеличивается потенциал налоговых поступлений по восходящей. Налоговая служба и налогоплательщик должны быть стратегическими партнёрами по формированию и развитию налоговой культуры в Кыргызстане».

 

По мнению национального сотрудника Всемирной организации здравоохранения Алины Алтымышевой, необходимо повышать знания молодёжи во всех направлениях, включая здоровый образ жизни.
По итогам обсуждения участники сессии предложили ввести уроки налоговой грамотности на постоянной основе с включением в программу обучения общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений, рассмотреть возможности аниме-уроков для детей дошкольного возраста и разработки специальной программы для молодых предпринимателей.

 

Все выступавшие единодушно признали, что формирование налоговой культуры гражданина надо начинать с детского сада и школы.

 

КСТАТИ

 

Государственная налоговая служба с ноября этого года запустила систему «Электронный рейдовый налоговый контроль» (Э-Рейд).

 

Для его проведения сотрудники территориальных налоговых органов, участвующие в контрольных мероприятиях в части специального налогового режима, обеспечены 300 планшетами, соответствующими необходимым техническим требованиям.

 

Э-Рейд представляет собой централизованную закрытую автоматизированную систему, в которой будет размещена база данных, необходимая при проведении контрольно-рейдовых мероприятий. В ней хранятся данные обо всех проведённых рейдовых контролях и рисках, на основе которых принимаются решения о проверке субъектов, подлежащих рейдовой проверке.

 

Система позволяет автоматически рассчитать риски, составить акт по итогам проверки после внесения необходимых сведений и обработать данные. При этом налогоплательщик сможет расписаться в электронном документе благодаря функции «Электронно-графическая подпись» или «Подпись с помощью eID».

 

Кроме этого, в рейдах фискалы при помощи планшетов будут вносить соответствующую информацию (в том числе дополнения/изменения) в «Электронную карту дислокации субъектов предпринимательства».
Применение Э-Рейда значительно сократит затрачиваемое время на поиск информации или заполнение документов.

 

Подготовил
Геннадий КУЗЬМИН.

 

Автор: -

Дата публикации: 15:49, 25-11-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АбытовАйжигитовАрисоваАщеуловБайджиевБеляковБиялиновБоконбаевВоропаеваГоршковаНестероваДосалиевСапожниковКенжесариевКовшоваКузьминПетровПлоскихПоповаПрокофьеваСидоровстейнбергШаповаловШариповШевцовШепеленкоШириноваЭркебаев