ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Проект налоговых изменений: чтобы выйти из тени


Министерство экономики и коммерции по итогам общественного обсуждения и согласования с государственными органами внесло на рассмотрение в Жогорку Кенеш проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты КР в сфере налогообложения» (Налоговый кодекс и другие).

 

Проект разрабатывался межведомственной рабочей группой, образованной по приказу Министерства экономики и коммерции из представителей государственных органов и бизнес-сообщества. Основные цели и задачи проекта закона — это реализация Указов Президента «О поддержке субъектов малого предпринимательства, создании благоприятного налогового и таможенного климата» от 2 декабря 2021 года и «О поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства» от 26 июля 2022 года, а также создание условий для добросовестной конкуренции и сокращения теневой составляющей экономики.

 

Основные направления законопроекта:
1) Расширение режима единого налога
Расширение режима на основе единого налога без ограничения объёма выручки.
При этом будут установлены ставки:
1) для производства и реализации товаров:
— в безналичной форме в размере 2%;
— в наличной форме в размере 4%.
2) для оказания работ и услуг:
— в безналичной форме в размере 4%;
— в наличной форме в размере 6%.
2) Освобождение малого бизнеса

 

Предусмотрено бессрочное освобождение от уплаты налогов индивидуальных предпринимателей с годовым объёмом выручки от реализации товаров, работ, услуг до 8 млн. сомов, выполняющих требования по применению ККМ, а также уплачивающих страховые взносы по государственному социальному страхованию.

 

3) Сниженные ставки единого налога взамен патента
Предлагаются пониженные ставки единого налога для субъектов торговой деятельности за исключением производителей, импортёров, дистрибьюторов и субъектов, реализующих горюче-смазочные материалы, лекарственные средства и медицинские изделия, при условии обязательного применения контрольно-кассовых машин и/или электронных счетов-фактур в размере:
а) 0,5% — с годовым оборотом до 30 млн. сомов;
б) 1% — с годовым оборотом от 30 млн. сомов до 50 млн. сомов.
4) Повышение ставок налога с продаж в связи со снижением ставок единого налога до:
а) 3% — в случае реализации товаров в адрес субъектов, осуществляющих деятельность по патенту, единому налогу с пониженной ставкой налога и в зонах торговли с особым режимом;
б) 4% — в случае реализации товаров в адрес обезличенных субъектов.
5) Продлевается на год ставка налога с продаж 0% при безналичных платежах при реализации субъекту на общем режиме и субъекту на едином налоге с обычными ставками 4% при наличном расчёте и 2% при безналичном расчёте.
6) Снижение ставки по единому налогу для налогоплательщиков, оказывающих услуги общественного питания.

 

Предусмотрено снижение ставок по единому налогу для услуг общественного питания без ограничения по объёму выручки.

 

Ставка единого налога для субъекта общественного питания снижается с 8 % до:
1) в Бишкеке и Оше:
а) 6% — в наличной форме;
б) 4% — в безналичной форме.
2) на остальной территории:
а) 5% — в наличной форме;
б) 3% — в безналичной форме.
7) Стимулирование развития туристической отрасли
Для поддержки туристической отрасли проектом предложено предусмотреть в рамках единого налога категории туроператорской и турагентской деятельностей без ограничения по объёму выручки.
Для туроператорской деятельности ставка единого налога:
а) 4% — в наличной форме;
б) 2%- в безналичной форме.
Для турагентской деятельности в размере 8%.
При этом для субъектов турагентской деятельности налоговой базой является агентское вознаграждение.
8) Развитие Парка креативных индустрий
Для стимулирования субъектов предпринимательства в сфере креативной экономики и увеличения инвестиционной привлекательности Парка креативных индустрий законопроектом предлагается для резидентов Парка креативных индустрий установить ставки единого налога в размере:
а) в 2023 и 2024 годах — 0,5%;
б) в 2025 и 2026 годах — 1%;
в) с 2027 года — 2%.
9) Снижение размеров штрафов

 

Снижены штрафы за нарушение требований по применению контрольно-кассовых машин в части невыдачи кассовых чеков, предполагающее применение взыскания в виде предупреждения за первое правонарушение и градацию размеров штрафов за последующие правонарушения от 5 расчётных показателей для физических лиц и 50 расчётных показателей для юридических лиц.

 

Также проектом закона предлагается, что в случае уплаты штрафов за налоговые правонарушения в течение 15 календарных дней со дня получения постановления о наложении штрафа размеры штрафов уменьшаются на 70%.

 

10) Снижение размеров страховых взносов для субъектов единого налога
Для субъектов единого налога размеры страховых взносов снижаются с 1900 сомов до 800 сомов, то есть как в патенте.

 

(Устанавливаются для ИП ставки тарифов страховых взносов в размере 6% от размера среднемесячной заработной платы в разрезе районов и городов КР без учёта данных по предприятиям и организациям, уровень среднемесячной заработной платы которых более чем на 50% превышает средний уровень заработной платы по республике в целом).

 

11) Создание специального налогового режима для зон торговли с особым режимом
Предусматривается создание специального налогового режима в Налоговом кодексе. Субъекты зоны торговли с особым режимом уплачивают сумму налога по торговой деятельности (крупные оптово-розничные рынки республики, включённые в объекты стратегического значения) в зависимости от заявленной суммы годового объёма выручки.

 

Субъекты таких зон будут освобождены от обязательства применения ККМ и годовую сумму налога на ведение такой деятельности будут уплачивать на ежемесячной основе равными долями в размерах, установленных в зависимости от годового оборота.

 

12) Включение простаивающих промышленных предприятий в перечень преференциальных видов промышленной деятельности, подлежащих льготному налогообложению

 

Проектом закона предлагается, что Кабинет министров утверждает перечень промышленных предприятий, преференциальных населённых пунктов и видов промышленной деятельности, осуществляемых на территории этих населённых пунктов, подлежащих льготному налогообложению.

 

Порядок и критерии включения промышленных предприятий в перечень, указанный в настоящей части, определяются Кабинетом министров Для включённых в указанный перечень предприятий будут предоставлены льготы по налогу на прибыль, НДС, НСП.

 

13) Возникновение обязательства по уплате налога с продаж для застройщиков

 

Согласно новой редакции Налогового кодекса, для застройщиков установлена ставка налога с продаж в размере 2%.

 

В целях поддержки строительного сектора проектом предложено внесение изменений в Налоговый кодекс, согласно которому к договорам долевого строительства, заключённым до 1 января 2022 года, действуют нормы Налогового кодекса от 17.10.2008 года в течение срока до 1 января 2024 года.

 

14) Налогообложение услуг в сфере информационных технологий

 

Проектом предусматривается уплата налогов на основе единого налога для субъектов IT-индустрии со снижением ставок (при наличных платежах с 6% до 4%, при безналичных платежах с 4% до 2%) и удалённой регистрацией.

 

Для резидентов Парка высоких технологий предоставляется освобождение от обязанности налогового агента в отношении иностранной организации, оказывающей услуги, местом поставки которой является КР («обратного НДС»).

 

15) Передача на аутсорсинг функций органов налоговой службы
Предлагается правом проведения выездных налоговых проверок наделить помимо налоговых органов также аудиторские организации, аккредитованные уполномоченным налоговым органом в соответствии с Порядком аккредитации аудиторской организации на проведение выездных плановых проверок, утверждаемым Кабинетом министров (на добровольной основе по выбору налогоплательщика).

 

16) Освобождение от НДС поставок транспортных средств, произведённых на территории КР
В настоящее время планируется открытие предприятий по производству транспортных средств на двигателях внутреннего сгорания, а также электробусов.

 

В этой связи в целях развития производства транспортных средств на территории КР проектом предлагается освободить от уплаты НДС реализацию транспортных средств, произведённых предприятиями КР.

 

17) Доступ к банковским операциям

 

В целях улучшения налогового администрирования путём доступа к банковским операциям налогоплательщика предлагается внести изменения в части предоставления банками информации налоговой службе по операциям, отражённым на счетах налогоплательщика, а также информацию о текущем состоянии его счета на основании запроса органов налоговой службы или посредством системы межведомственного электронного взаимодействия.

 

В целях эффективной автоматизации проектов ГНС от учёта товаров и услуг до реальной оплаты за них ГНС необходимо получать фактические данные об оплате за товары и услуги с банковских переводов между участниками товарооборота и информацию с банковских счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

В случае успешной реализации проектов ГНС значительно сократит выездные проверки, что минимизирует риски коррупции со стороны организаций и налоговых органов. При выявлении несоответствий между сопроводительными документами на товар и перемещениями денежных средств ГНС путём оповещений начислит налоговые обязательства без надобности проведения выездной проверки.

 

В соответствии с отчётом Всемирного банка «Доступ к данным финансовых учреждений в целях улучшения налогового администрирования», подготовленного в рамках технической помощи по налоговой реформе, указано, что компьютерные информационные системы налоговых органов большинства стран (из 58 государств, принимавших участие в оценке) активно используют данные, получаемые от финансовых учреждений, что в свою очередь привело к пополнению доходной части бюджета. Данные, получаемые от финансовых учреждений (проценты, дивиденды, остатки на счетах, транзакции, счета и т. д.), используются в таких странах ОЭСР, как Австралия, Канада, Дания, Финляндия, Эстония, Индия, Израиль, Япония, Литва, Люксембург, Российская Федерация, Сингапур, Великобритания, США.

 

В таких странах СНГ, как Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Узбекистан и Республика Казахстан, порядок денежных расчётов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уже контролируются налоговыми органами.

 

18) Применение рыночной цены в торговле с субъектами специального налогового режима
На практике выявляются случаи, когда производители или импортёры товаров реализуют однородные товары разным покупателям — субъектам предпринимательства по сильно отличающимся ценам, например, в адрес субъектов общего режима по высоким ценам, а в адрес субъектов специальных режимов (к примеру, кто на патенте) согласно документам по низким ценам, причём разница между ценами товаров может отличаться в несколько раз.

 

В этой связи в целях пресечения уклонения от уплаты налогов предлагается, что в случае, когда рыночная цена на товар, работу, услугу определяется в отношении налогоплательщика, у которого цены реализации в адрес субъектов, обладающих признаками бездействующего лица или применяющих специальный налоговый режим, отличаются более чем на 30% от цены реализации в адрес субъектов, осуществляющих деятельность на общем налоговом режиме, в качестве рыночной цены применяется средневзвешенная цена однородных товаров, реализованных в адрес субъектов, осуществляющих деятельность на общем налоговом режиме.

 

В расчёте средневзвешенной цены товара не учитываются цены по уценённым товарам, частично потерявшим свои потребительские качества или с истекающим сроком службы до 20% от установленного срока годности.

 

19) Дополнительные льготы по подоходному налогу

 

1. Освобождение доходов, полученных в виде возврата части суммы, указанной в контрольно-кассовых чеках, на приобретённые товары, работы, услуги в соответствии со статьёй 95 Налогового кодекса («кэшбек»).

2. Освобождение доходов, полученных в виде стоимости услуг по организации и проведению семинара, тренинга, круглого стола, проводимых для их участников на безвозмездной основе, включая услуги преподавания, стоимость раздаточных материалов, питания, проживания и транспортных услуг
20) Отсрочка уплаты акцизного налога
Для поддержки субъектов предпринимательства вносятся изменения по отсрочке уплаты акцизного налога с предоставлением банковской гарантии.
21) Продление учётной регистрации до 1 января 2024 г.

 

В соответствии с Законом о введении в действие Налогового кодекса налогоплательщики, зарегистрированные до даты введения в действие Налогового кодекса и осуществляющие деятельность в качестве сельскохозяйственного производителя, сельскохозяйственного кооператива, торгово-логистического центра сельскохозяйственного назначения, обязаны до 1 сентября 2022 года пройти учётную регистрацию в соответствии с требованиями Налогового кодекса.

 

При этом, принимая во внимание обращения налогоплательщиков этой сферы, предлагается продлить срок прохождения регистрации до 1 января 2024 года.

 

22) Введение налога на доход при реализации руд и концентратов, содержащих серебро, медь, сурьму, ртуть, олово и вольфрам, взамен налога на прибыль по аналогии с действующим механизмом налогообложения золота

 

На сегодняшний день законодательством предусмотрено, что при реализации руд и концентратов, содержащих серебро, медь, сурьму, ртуть, олово и вольфрам, а также готовой продукции серебра, меди, сурьмы и ртути, олова и вольфрама, уплачивается налог на прибыль, где налоговой базой по налогу на прибыль является положительная разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика, уменьшенным на сумму необлагаемого дохода, и расходами, подлежащими вычету.

 

Необходимо отметить, что динамика мировых цен на серебро и медь неуклонно растёт. По оценкам специалистов, производство серебра рентабельно только в том случае, если унция (31,1 г) будет стоить 5,5 доллара.

 

В связи с чем при рентабельности добычи серебра 5,5 доллара мировая цена на серебро превышает 21 доллар за унцию, а меди при себестоимости добычи 3 086,4 доллара за тонну, мировая цена на рынке превышает 9100 долларов, в связи с чем компании получают сверхдоходы, но при этом практически не уплачивают налог на прибыль.

 

Таким образом, для прозрачности налогообложения вводится налог на доход, зависящий от цены на металлы, взамен налога на прибыль. При этом необходимо отметить, что налоговой базой является выручка от реализации руду- и концентрат-содержащих серебра, меди, сурьмы, ртути, вольфрама, олова, а также их готовой продукции.

 

23) Патентная система

Для оптимизации патентной системы предлагается установить срок действия патентов для торговли до 1 января 2024 года.
В связи с более широким распространением упрощённой системы налогообложения на основе единого налога новым Налоговым кодексом были оптимизированы виды деятельности на основе обязательного патента и налогового контракта.

 

Таким образом в целях дальнейшего стимулирования предпринимателей к переходу к более современным методам налогообложения, учёту и прозрачности деятельности проектом предлагается установление срока действия патента для торговой деятельности.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 14:51, 30-11-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова