ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Балыкчи — ворота Иссык-Куля


Свою историю город Балыкчи ведёт от Бачино — маленького поселения на пустынном берегу озера Иссык-Куль, названного так по его первому жителю, прибывшему сюда в 1884 году.

 

Стихийное развитие села было предопределено отсутствием организующего начала, и лишь в 1909 году село получило название Рыбачье, возникшее из-за основного занятия его жителей, занимавшихся рыболовством и извозом. В советское время посёлок стал быстро расти и в 1954 году получил статус города.

 

Перспективы его роста и преобразования в город во многом объяснялись расположением на западном берегу озера — здесь берут начало автомобильные дороги во все районы внутреннего Тянь-Шаня. Здесь в своё время были возведены причалы и пристань Иссык-Кульского пароходства, судоремонтный завод, крупнейший на побережье элеватор-зернохранилище. И после того как в 1948 году к городу была подведена железная дорога, он приобрёл значение главного транспортного узла Иссык-Кульской котловины.

 

В настоящее время территория города составляет 3 357 га с населением порядка 50 с лишним тысяч человек. Вся территория города находится в зоне сейсмической активности в пределах 9 баллов с выделением участков 8 и 10 баллов, а также с вкраплениями прибрежных участков подтопляемых территорий с высоким уровнем стояния подземных грунтовых вод. Этому влиянию в основном подвержено западное побережье озера Иссык-Куль, что вызвано постоянным дренированием подземных грунтовых вод со стороны реки Чу в сторону озера, особенно усиливающимся в период сброса вод Орто-Токойского водохранилища на полив зелёных насаждений. В связи с этим концепцией генерального плана города Балыкчи до 2035 года было рекомендовано произвести перенос городских очистных сооружений в северо-западном направлении в район селезащитной дамбы. С возможностью полива ветрозащитной полосы зелёных насаждений.

 

Однако экономическая концепция деятельности Азиатского банка реконструкции и развития, в целом основанная якобы лишь на финансировании модернизации существующих объектов, в итоге возобладала над здравым смыслом архитекторов и подчинила своей воле всё руководство. При этом следует отметить, что на самом деле реконструкция очистных сооружений города по существу превратилась в новое строительство, что в действительности могло быть осуществлено на новом месте. То же самое произошло с аэропортом Каракола. Напрашивается вопрос: зачем тогда нужны генеральные планы городов и вообще градостроительная документация?

 

Главной достопримечательностью города Балыкчи является озеро Иссык-Куль, поразившее великого географа-путешественника П. П. Семёнова-Тян-Шанского своим «феерическим видом». Первый генеральный план посёлка, тогда ещё Рыбачьего, разработан с учётом ввода в действие железной дороги, строительства товарной и пассажирской станций, железнодорожного посёлка.

 

В 1988 году постановлением Совета Министров Киргизской ССР №436 «О первоочередных мерах по дальнейшему развитию социально-производственной сферы г. Рыбачье» как города, обеспечивающего дальнейшее развитие экономических и культурных связей с КНР было принято решение о корректировке генерального плана. Однако в связи с недостаточным финансированием проектирование генерального плана затянулось до 1993 года, и он так и не был реализован.

 

В дальнейшем в связи с изменением форм собственности землепользования и на основании постановления правительства №246 от 25.04.2993 г. «О мерах по упорядочению землепользования, застройки, благоустройства и обеспечения охраны природной среды в Иссык-Кульском курортном туристическом районе» принято решение о разработке нового генерального плана города с расчётной численностью населения до 90 тысяч человек.

 

За период, предшествующий разработке генерального плана города Балыкчи, почти одновременно были осуществлены крупные исследовательские работы по Иссык-Кульской котловине, которые предопределили некоторые основные положения генерального плана города в части его архитектурно-планировочной организации.

 

— В 2004 году Японским агентством международного сотрудничества проведено исследование с разработкой мастер-плана в разрезе генеральной схемы социально-экономического развития Иссык-Кульской зоны.

 

— Центром экономических и социальных реформ при Мин-экономразвития в том же году разработаны «Научные основы комплексного развития Иссык-Кульской области Кыргызской Республики».

 

— Законодательным собранием Жогорку Кенеша принят Закон №115 от 13 августа 2004 года «Об устойчивом развитии эколого-экономической системы «Иссык-Куль» (ЭЭС «Иссык-Куль»).

 

Актуальный характер вышеуказанных документов в дополнение к основной роли Балыкчи как главного транспортно-распределительного узла на востоке страны определили его идейно-смысловое содержание как города, являющегося символическими воротами Иссык-Кульского курортно-туристического кластера.

 

В качестве главного комплексного архитектурно-планировочного компонента генерального плана Балыкчи, который фокусирует всю основную функциональную и символическую роль города в Иссык-Кульской котловине, предложено формирование главной улицы им. Ю. Абдрахманова и на всём её протяжении широкой бульварной эспланады вдоль побережья озера под названием «Иссык-Кульский бульвар», который берёт своё начало от западных границ города.

 

При этом улица Ю. Абдрахманова, являющаяся главной улицей города, приобретала значение градоформирующего русла — уличной артерии территории центральной части города, находящейся севернее существующей железной дороги.

 

Вдоль южной стороны улицы Ю. Абдрахманова в центре города предусматривалась застройка девятиэтажными точечного типа (односекционными) жилыми домами со встроенными объектами обслуживания населения. Их строительство должно было украсить улицу и придать городу респектабельный, цивилизованный вид.

 

Территория города южнее существующей трассы железной дороги предусматривалась для формирования санаторно-оздоровительной и культурно-развлекательной зоны отдыха горожан и туристов в сезон. Наличие железной дороги могло обеспечить торгово-экономические связи и приём туристических поездов кратковременного отдыха.

 

В связи с этим следует отметить, что город Балыкчи имеет все потенциальные возможности для приобретения вида современного города. А пока у города, имеющего железную дорогу, статус, свой герб, флаг и гимн, по существу нет собственного лица.

 

В настоящее время, согласно постановлению Жогорку Кенеша, Иссык-Кульским филиалом ГПИ градостроительства и архитектуры Госстроя разработана генеральная схема районной планировки Иссык-Кульской курортно-рекреационной зоны (2-й этап). За основу её формирования был принят Закон КР №115 от 13 августа 2004 года «Об устойчивом развитии эколого-экономической системы «Иссык-Куль». Как известно, данным законом установлено экологическое зонирование прибрежной зоны озера Иссык-Куль с определением 100-метровой, 500-метровой и двухкилометровой водоохранных зон для соответствующего их градостроительного использования.

 

В связи с этим Иссык-Кульским филиалом ГПИ градостроительств и архитектуры была разработана концепция генерального плана г. Балыкчи до 2035 года, которым вся прибрежная территория озера южнее существующей железнодорожной ветки определена как зона рекреации. Здесь в настоящее время находятся полуразрушенные склады с прижелезнодорожными дебаркадерами, элеватор, нефтебаза, объекты примитивного отдыха, а также исторически возникшая одноэтажная жилая застройка. Следует отметить, что большая часть этой территории, за исключением порта бывшего пароходства, находится в зоне подтопления и высокой сейсмической активности (10 баллов).

 

В связи с этим концепцией генерального плана города данная территория предусматривалась как зона рекреации с использованием её для санаторно-оздоровительного отдыха и туризма. При этом предлагалось всю существующую индивидуальную жилую застройку перепрофилировать под объекты туризма и оздоровительного отдыха (гостевые дома, гостиницы, кафе) с выдачей их владельцам соответствующих документов как объектам туризма. Данное предложение соответствует вышеупомянутому закону №115 от 13 августа 2004 года «Об устойчивом развитии эколого-экономической системы «Иссык-Куль», а также Схеме правового зонирования и целевого назначения г. Балыкчи.

 

В связи с вышеизложенным ГПИ градостроительства и архитектуры предложило руководству г. Балыкчи рассмотреть данное предложение и принять по нему решение для формирования санаторно-оздоровительной зоны прибрежной территории озера Иссык-Куль и её благоустройства для горожан, туристов и гостей города. Кроме того, необходимо произвести инвентаризацию всей территории южнее железной дороги с уведомлением владельцев участков о необходимости смены целевого назначения и перепрофилирования их в соответствии с генпланом. При этом нефтебаза подлежит перебазированию за пределы двухкилометровой зоны, например, в район существующей птицефермы, а её территория может быть использована для индивидуальной жилой застройки и детского сада на 140 мест.

 

Юсуф ТАГИРОВ, архитектор.

Автор: -

Дата публикации: 15:58, 02-12-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АбытовАйжигитовАрисоваАщеуловБайджиевБеляковБиялиновБоконбаевВоропаеваГоршковаНестероваДосалиевСапожниковКенжесариевКовшоваКузьминПетровПлоскихПоповаПрокофьеваСидоровстейнбергШаповаловШариповШевцовШепеленкоШириноваЭркебаев