Main Menu

Нужны мозолистые руки

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Подготовка рабочих кадров — это инвестиции  в будущее экономики республики

Сегодня в системе начального профессионального образования республики — а это  профессиональные лицеи, учебные заведения,  индустриально-педагогический техникум в Токмоке — обучаются 33 тысячи юношей и девушек по 125 профессиям.

Да, в связи с переходом экономики к рынку повышается престиж начального профессионального образования. Оно обеспечивает перспективные экономические условия жизни, социальную защищенность, возможность продолжить образование или открыть собственное дело.
Все это так, но… Готовить квалифицированные рабочие кадры приходится  в учебных кабинетах, лабораториях и мастерских, построенных давным-давно, учить учащихся на оборудовании и технике, приобретенной и собранной многие десятилетия назад. За 20 лет независимости республики  не было построено ни одной мастерской или лаборатории, не говоря уже об учебном корпусе или общежитии.
В большинстве учебных заведений, особенно сельских, оборудование и техника  морально и физически устарели, стали непригодными для организации учебного процесса. Недостает и расходного материала. В результате этого учащиеся не в полном объеме выполняют перечень учебно-производственных работ, предусмотренных учебным планом и программой. Во время производственной практики на предприятиях и в организациях учащимся не всегда предоставляется возможность для проведения всего перечня учебно-производственных работ…
Система НПО испытывает трудности с учебно-методической литературой. ГП «Издательство «Кесип» осуществляет свою деятельность с 1992 года и имеет большой опыт работы.  За 1992-1997 годы было издано свыше 80 наименований учебников, брошюр, пособий тиражом более 150 тысяч.
Однако за последние 15 лет бюджетом не выделяются средства на подготовку и издание литературы для учебных заведений системы НПО. И тут подошло время сказать вот о чем.
В целях оказания содействия развитию системы начального профессионального образования в Кыргызстане с 2008 года работает проект Азиатского банка развития (АБР) «Профессиональное образование и развитие навыков». Изучив ситуацию, эксперты АБР определили важность вложения средств в подготовку квалифицированных рабочих кадров для нашей экономики. Была изучена потребность учебных заведений в учебно-методической литературе.
Был направлен список самой необходимой учебно-методической литературы для  заведений системы НПО республики…
Несмотря на это, АБР сообщает об отказе инвестирования средств для подготовки и издания учебников и методических пособий  для учебных заведений НПО.
АБР таким образом не выполняет компонент проекта, где четко записан пункт  «Разработка учебных материалов». Руководство Агентства по профессионально-техническому образованию не принимает никаких мер  в связи с этим, прекрасно зная о плачевном положении с учебно-методической литературой.
В 2008 году руководитель Госагентства по профтехобразованию в беседе с журналистами «Слова Кыргызстана» заверял,  что начата работа по реализации проекта Азиатского банка развития, предусматривающего качественное реформирование системы до 2011 года. Уже прошел 2011 год, а начальное техобразование не сделало ни шагу вперед.
В 2010 году эксперты проекта АБР, разрабатывая учебно-программную документацию по модульной системе обучения, выпустили учебное пособие под названием «Современные методы обучения» в помощь мастерам производственного обучения. Увы,  пособие не отвечает требованиям сегодняшнего дня.
Приведу высказывание некоторых мастеров производственного обучения.
Мастер производственного обучения ПЛ №5  Бишкека  Людмила Петровна Андреева: «В этом учебном пособии я не нашла того, что составляет современные методы обучения. Тут отражены роль мастера в рыночных отношениях, связь с рынком труда и социальное партнерство».
Мастер производственного обучения ПЛ №20  Бишкека  Мария Игоревна Рыльцова:  «Пособие не отвечает своему названию, тут  нет методов производственного обучения, а дана лишь информация о взаимодействии с рынком труда на современном этапе».
Мастер производственного обучения  ПЛ №90 Таласа Таласской области  Гульнара Кадыровна Иманкулова: «Учебное пособие названо «Современные методы обучения», но самих методов я не увидела. Название не соответствует содержанию…».
Из всего этого следует, что пособие «Современные методы обучения» не решило проблемы дефицитных изданий и работа экспертов АБР сведена к нулю, хотя затрачены человеческие и денежные ресурсы.
Существует серьезная проблема в кадровом обеспечении учебных заведений системы начального образования  республики. Сегодня  реальностью стала многоукладная экономика с большим разнообразием форм организации труда и образцов занятости. Пробивает себе дорогу малый бизнес не только в торговле и финансах, но и в производственной сфере. Будущее     отечественной экономики, как и экономики большинства стран мира, — за малыми и средними предприятиями. Профессиональный труд тут требует широкопрофильной подготовки, умения  понимать и участвовать в целостном производственном процессе. Для этого необходимы инженерно-педагогические кадры, способные не только обеспечивать технологическую грамотность специалиста, но и на высоком уровне формировать практическую компетентность в области экономики и права, владение компьютером,  способность работать в информационных сетях, владение «техническим» английским языком. За 4 года в Центре повышения квалификации профтехобразования повысили свою квалификацию 34% преподавателей и 22,2% мастеров производственного обучения.
И вот еще о чем. Слабо поставлено научное обеспечение,  не проводятся научно-исследовательские работы в учебных заведениях. А без этого сегодня многого не добьешься. Начальное профессиональное образование не может дальше развиваться без современных исследований проблем повышения качества образования, разработки научных основ системы управления качества,  без формирования теории стандартизации.
Основными задачами стандартизации начального профессионального образования являются создание системы нормативной документации, определяющей прогрессивные требования к уровню и качеству профтехобразования, а также обеспечение контроля за выполнением этих требований и правильностью использования документации.
Стандартизация начального профессионального образования — это установление единых требований к результатам образовательной деятельности в учебных заведениях.
Основным источником информации для проектирования содержания стандарта начального профессионального образования является реальная профессиональная деятельность рабочего не только в технологическом аспекте, но и во всех других формах проявления  деятельности человека (творческой, коммуникативной, образовательной и др.).
На мой взгляд, для развития системы начального образования требуется решение таких неотложных проблем, как: обеспечение учебно-методической литературой, укрепление учебно-материальной базы учебных заведений (значительная часть оборудования и техники изношена настолько, что не подлежит ремонту и небезопасна с точки зрения охраны труда и техники безопасности), организация и обеспечение научно-исследовательских работ.
Международный опыт показывает, что обучение квалифицированного рабочего обходится намного дороже, чем обучение будущего инженера, экономиста, юриста и т. д. Это вполне естественно. Ведь при обучении квалифицированных рабочих кадров наряду с теоретическим обучением идет производственное обучение с расходованием материалов, сырья, электроэнергии, с применением сложного дорогостоящего оборудования и техники. Поэтому затраты государства на подготовку рабочих кадров во всем мире рассматриваются не как затраты на образование, а как вложение в будущее. Эти  затраты восстанавливаются  производительным трудом выпускников в течение первых трех лет, а в дальнейшем работают на прибыль государству.

Токташ АЛИЕВ,
ветеран профтехобразования, заслуженный работник
образования  республики, кандидат педагогических наук.






Добавить комментарий