Main Menu

СОВЕРШАЙТЕ СДЕЛКИ У НОТАРИУСА!

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

20 января 2012 года правительство приняло постановление «О внесении изменений и дополнений в постановление правительства Кыргызской Республики «Об утверждении ставок государственной пошлины» от 18 июля 1994 года № 521. Этим актом изменены ставки госпошлины за удостоверение договоров, предметом которых является переход права собственности на недвижимое имущество, за удостоверение прочих договоров и выдачу свидетельства о праве на наследство.
С просьбой прокомментировать нововведение мы обратились к начальнику Управления по правам человека и адвокатуре Министерства юстиции  Марипе СЕЙДАЛИЕВОЙ.

— С чем связаны изменения ставок госпошлины? Не ударят ли они по карману рядовых граждан?
— До принятия постановления в связи с высокими ставками государственной пошлины, а также с незнанием норм действующего законодательства многие граждане обращались за удостоверением сделок с недвижимостью  в органы государственной регистрации (Госрегистр). Анализ нотариальной и судебной практики показал, что в настоящее время в производстве судов находится довольно большое  количество дел по искам граждан о восстановлении нарушенных  прав именно в сделках по продаже или приобретению недвижимого имущества.
Поэтому правительство, в большей мере исходя из интересов уязвимых слоев населения, пошло на совершенствование механизма регулирования ставок государственной пошлины и снижение затрат граждан и юридических лиц при совершении нотариальных действий по оформлению договоров отчуждения недвижимого имущества.
Так, раньше государственная пошлина за удостоверение в нотариальных конторах договоров отчуждения  жилых помещений  определялась в зависимости от ряда обстоятельств. Например, от места расположения недвижимости (сельской или городской), меры  общей полезной площади, субъектов сделки. В этом случае госпошлина  взималась от 500 до  25 000 сомов. При отчуждении  нежилых помещений применялась ставка от     3 000 до 40 000 сомов.
Теперь, согласно постановлению от 20 января 2012 г.,  за удостоверение договоров отчуждения недвижимости, если стороной сделки являются дети, родители, супруги, братья, сестры, бабушка, дедушка, внуки, государственная пошлина взимается в размере 1 тысяча сомов. Если  стороной сделки являются иные физические лица — 2 тысячи сомов; если одной из сторон сделки является юридическое лицо — 5 тысяч сомов.
— Предусмотрено ли снижение ставок госпошлины за удостоверение договоров, например, займа или имущественного найма?
— Да, и значительное. За удостоверение прочих договоров — а в это понятие  входят договоры отчуждения движимого имущества, займа, имущественного найма (аренды), о формировании уставного капитала, доверительного управления имуществом, простого товарищества, соглашений о задатке и др. — если стороной сделки являются дети, родители, супруги, братья, сестры, бабушка, дедушка, внуки,  государственная пошлина взимается в размере 300 сомов. Если сторонами сделки являются иные физические лица — 500 сомов, если одной из сторон является юридическое лицо — 1 000 сомов. А ранее ставка госпошлины зависела от суммы договора и выражалась в процентном соотношении к цене сделки.
— Изменилась ли ставка  госпошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство?
— Существенно! Если раньше на ставку госпошлины влияли разграничения в сельской и городской местности, то теперь они исключены. По новому постановлению государственная пошлина за выдачу свидетельства о праве на наследство составляет от  одной до  пяти тысяч сомов в зависимости от родственных отношений.
Как видите, государственная пошлина, взимаемая в нотариальных конторах, приравнена, а в некоторых случаях стала многократно меньше, чем за регистрацию договоров в органах Госрегистра.
Хотелось бы вернуться к началу нашей беседы и порекомендовать  гражданам удостоверять сделки, связанные с недвижимостью, в нотариальных конторах республики, где их права и законные интересы будут защищены в полном объеме.
— Может быть, люди охотнее идут в органы Госрегистра, так как не всегда им удобно выстаивать очереди к государственному нотариусу, а частному опасаются довериться?
— Давайте рассмотрим, что такое нотариальные действия и кто вправе их осуществлять. Итак, нотариальные действия — это действия нотариуса по удостоверению бесспорных фактов, правовых событий, имеющих юридическое значение, освидетельствованию документов, приданию документам исполнительной силы и юридической достоверности и другие действия, направленные на защиту прав граждан и юридических лиц, их законных интересов.
Нотариальные действия совершают нотариусы, работающие в государственной или частной нотариальной конторе, должностные лица исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, уполномоченные совершать эти действия, и в случаях отсутствия в населенном пункте нотариуса. На территории других государств нотариальные действия совершают должностные лица консульских учреждений Кыргызской Республики, уполномоченные  совершать эти действия.
В Кыргызской Республике  частным нотариусом может быть гражданин, имеющий высшее юридическое образование, трехлетний стаж по юридической специальности, прошедший шестимесячную стажировку и сдавший квалификационный экзамен. Для    осуществления частной нотариальной деятельности необходимо получить лицензию, которая выдается сроком на 5 лет.
Государственный нотариус является государственным служащим и назначается на должность  министром юстиции по результатам прохождения конкурса.
Документы, оформленные нотариусами государственных и частных нотариальных контор, имеют одинаковую юридическую силу.
— Почему же тогда удостоверенные нотариусом  сделки в ряде случаев признаются судами недействительными? Означает ли это, что нотариус умышленно допустил действия в пользу какой-то стороны договора?
— Видите ли, сделки — это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение у кого-либо гражданских прав и обязанностей. Субъектами сделок являются дееспособные граждане и юридические лица, обладающие определенной правоспособностью. Многие граждане, приобретая недвижимость (квартиру, дом или земельный участок), просят у продавца доверенность  на ее отчуждение. Они считают, что с такой доверенностью стали собственниками.  Неудивительно, что зачастую  эти лица становятся ответчиками в суде, когда вдруг объявляется другой хозяин, который предъявляет договор купли-продажи на недвижимость! Вот  тогда начинаются хождения по мукам и судам!
А доверенность — это  лишь  письменное уполномочие одним лицом другого перед третьими лицами для совершения от его имени каких-либо действий. В таких случаях право собственности на недвижимость или другое имущество по доверенности не переходит. Это документ, который дает право доверенному лицу продать  имущество и подписать договор купли-продажи от имени доверителя.
Другим заблуждением граждан является неверное понимание ст. 416 Гражданского  кодекса  Кыргызской Республики  об отмене обязательного нотариального удостоверения сделок, связанных с недвижимостью. Они считают, что такие сделки должны удостоверяться только в органах государственной регистрации недвижимости (Госрегистре). Это совершенно неправильное толкование норм закона! Сделки, связанные с недвижимостью, могут оформляться как в  указанных органах, так и в нотариальных конторах по соглашению сторон.
И, на мой взгляд, было бы правильнее все-таки сделкам, связанным с недвижимостью, придать обязательную нотариальную форму удостоверения. Поскольку при удостоверении сделок в обязанность нотариусов, обладающих высшим юридическим образованием и опытом нотариальной практики, входит проверка достоверности предъявленных  документов, их юридической основы, наличия  лиц, имеющих право на отчуждаемое имущество (дети, супруги и др.), ареста на отчуждаемое имущество и т.д.
Кроме того, согласно инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Кыргызской Республики, нотариусами может быть наложен запрет на совершение каких-либо действий в отношении недвижимого имущества сроком на 10 дней по заявлению заинтересованных лиц. К сожалению, органы государственной регистрации наличие запретов (обременений) не проверяют, что может повлечь нарушение законных  прав и интересов граждан и юридических лиц.

Ирина СТЕПКИЧЕВА.






Добавить комментарий