ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

«Чёрно-белое кино» Адиса Сейталиева


«Жизнь моя, кинематограф, чёрно-белое кино!» — написал однажды хороший советский поэт-фронтовик Юрий Левитанский. И эти строки как-то сразу приходят на память, когда знакомишься с экспозицией новой персональной выставки столичного художника Адиса Сейталиева, выпускника мастерской станковой графики Московского художественного института имени Василия Сурикова.

 

Сам автор с 2007 года плодо-творно трудится на студии «Кыргызфильм» в различных кинопроектах в качестве художника-постановщика. Кстати, первый его фильм так и назывался «Чёрный мольберт». Новая экспозиция автором названа «Ч/Б», и представлены в ней 20 карандашных рисунков и четыре офорта, также выполненные в чёрно-белой палитре. Офорт в монохромном цвете по замыслу художника служит как бы камертоном ко всей выставке. Некоторые рисунки на ней сопровождены подготовительными эскизами, чтобы зритель мог представить последовательность реализации авторской идеи.

 

Темы графических работ — сумерки, предсумерки — пограничное состояние дня и ночи. Другие темы — явления природы, ограды и ограждения («Ограда», «Преграда», «Отражение», «Сумерки», «Пробуждение», «Облачный день», «Ландшафт», «Оттепель», «Сполох» и другие работы). Они самые разнообразные, из различных материалов, конфигураций, ограды, по мнению автора, закрывают обзор, и публике психологически хочется расширить своё визуальное пространство. Эти же темы нашли отражение в работах, которые автор представил в изданном им выставочном каталоге. Особенность творчества А. Сейталиева — в авторском поиске новых средств художественного выражения, новых техник. Каждые пять лет он старается показать публике итог сделанного им. Если определять направление, в котором он трудится, то можно обозначить его как абстракция.

 

Однако это весьма условное и поверхностное определение, как полагает сам художник. По мысли самого мастера, живопись для него — некий баланс, противовес той абсурдной реальности, где мы живём. В своих графических вещах А. Сейталиев не изображает людей, в его работах отсутствуют конкретика, узнаваемость. Автор экспозиции полагает, что в нынешнее динамичное время людей лучше и точнее рисовать с помощью фотографии, кино и видео. Предназначение живописи — отображать невидимое, существующее только в богатом воображении и внутреннем мире художника. Он избегает ярких красок и делает это сознательно, поскольку считает, что от многоцветья картина «дребезжит», и самой выразительной, на взгляд художника, становится чёрно-белая картина. Чем меньше цветов, тем точнее претворяется замысел автора.

 

На рынке искусства сегодня доминирует запрос зрителей на живопись. Потому-то так мало уделяется внимания чёрно-белой графике. Карандашная графика — это самостоятельный вид графического искусства, который выделяется своей особой камерностью. Все свои первоначальные задумки и идеи художник фиксирует на бумаге карандашом. Рисунок — это основа всего изобразительного искусства, уверен художник. Предыдущая выставка рисунка в Бишкеке проходила много лет назад. Поэтому его новая экспозиция позволит оживить внимание любителей изоискусства к этому виду графики. Сам художник отмечает, что в своём творчестве многому учится у детей, поскольку те рисуют естественно, эмоционально, они свободны от шаблонов, и он пытается сохранить в себе подобные качества.

 

Адис подчеркивает, что, работая над живописью, он легко переходит к графике и наоборот. В графике художник стремится к живописности, экспрессии и пытается сочетать экспрессивные линии с монотонными. Работает он, как правило, по памяти, впечатлениям. Когда увиденный образ оседает в сознании художника на продолжительное время, то он переносит его на плоскость холста или бумаги видоизменённым. И как только композиция автора устраивает, то он может перенести её на холст в цвете. Нередко случается, что живопись переходит в чёрно-белую графику. Можно сказать, отмечает А. Сейталиев, что графика помогает и дисциплинирует его как живописца.

 

Художнику нравится наблюдать за сменой состояния природы, этот процесс придаёт ему энергии. Одна из его любимых тем — сумерки, предсумеречное пограничное состояние дня и ночи.

 

Это изумительное волшебство природы во времени. Когда солнце уходит за горизонт, состояние всего вокруг меняется, и реальность постепенно погружается в полумрак, а потом приходит черёд ночи. Ещё одна тема — ограды и ограждения, самые разнообразные по конфигурации и материалам. Они закрывают обзор, и публика желает расширить своё визуальное пространство. Иногда художник придумывает их сам и называет их «ограда-преграда». Поэтому эти темы, разумеется, нашли отражение в новой выставочной экспозиции, что размещена в Национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева и в каталоге, специально выпущенном автором к открытию музейной выставки. В заключение общения с прессой автор пожелал всем зрителям, кто посетит его экспозицию, отпустить логику, активно погрузиться в мир чёрно-белой фантазии и помедитировать.

 

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Автор: -

Дата публикации: 15:47, 07-12-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АбытовАйжигитовАрисоваАщеуловБайджиевБеляковБиялиновБоконбаевВоропаеваГоршковаНестероваДосалиевСапожниковКенжесариевКовшоваКузьминПетровПлоскихПоповаПрокофьеваСидоровстейнбергШаповаловШариповШевцовШепеленкоШириноваЭркебаев