Main Menu

Кто вы, «невидимки»?

Кто вы, "невидимки"?
ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В феврале 2014 года Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) выбрало Кыргызстан в качестве пилотной страны для реализации проекта «Инициатива для решений — сокращение безгражданства».

С июня 2014 года совместными усилиями УВКБ ООН, правительства и гражданского общества удалось выявить более 10 тысяч человек, не имеющих гражданства или лиц, сталкивающихся с угрозой безгражданства по всей стране. Более 90% из них подали документы на получение или определение гражданства, и около 5 тысяч уже определили свой правовой статус к ноябрю 2015 года.
За последние два года создано 57 мобильных многофункциональных групп. В них вошли представители паспортных столов, органов местного самоуправления и юристы. Они выезжали в каждый айыльный округ, включая отдаленные районы республики, для оказания помощи по регистрации и сбору нужных бумаг недокументированным людям и тем, кто не имеет гражданства. В основном это владельцы паспортов советского образца, иностранцы с истекшими сроками действия документов, удостоверяющих личность, а также лица, не имеющие свидетельств о рождении. К концу этого года программа охватит всю страну.

Данные по категориям зарегистрированных лиц

Также в рамках данной инициативы межведомственная рабочая группа, созданная УВКБ и Государственной регистрационной службой, разработала несколько нормативно-правовых актов в области гражданства и регистрации граждан. Некоторые из этих рекомендаций легли в основу проекта Закона «О гражданстве», который находится на рассмотрении Жогорку Кенеша.

«Совместными усилиями с ГРС мы также написали законопроект о присоединении к двум Конвенциям о безгражданстве. Документ проходит сейчас процедуру межведомственного согласования. Надеемся, что его внесут на рассмотрение Жогорку Кенеша в начале следующего года», — сказала на брифинге представитель Управления Верховного комиссара ООН Мака Шинохара.

По ее словам, Кыргызстан является лидером в мире по разрешению проблем безгражданства, поэтому сейчас необходимо закрепить и улучшить полученные ранее результаты.

В свою очередь глава ГРС Тайырбек Сарпашев отметил, что в этом направлении ведомство также активно работает с Министерством образования и науки. В частности, это касается реализуемого проекта по оцифровке данных всех детей школьного возраста.

«В ходе процесса выявляются многочисленные факты отсутствия у них документов. По нашим приблизительным данным, у 7% учащихся — а это порядка 70 тыс. детей — нет свидетельств о рождении. В дальнейшем цифра может увеличиться. Сейчас мы проводим анализ, сколько же из них потеряли документы и кто из ребятишек вообще не получал его. Если бы не начали оцифровку, то никто и не узнал бы о точном количестве недокументированных школьников, в итоге в будущем у них возникли бы трудности с получением паспорта. Поэтому мы планируем документировать всех детей с момента рождения. В данное время большинство родителей положительно отзываются о проводимой работе», — сказал он.

Глава ведомства подчеркнул, что оцифровка является одним из важных направлений внедряемого электронного правительства. При создании электронной базы данных детей каждому из них присвоят персональный идентификационный номер (ПИН), который сохраняется в течение всей жизни человека. Выдаваемые детям ПИН-номера на программном уровне привяжут к ПИН-номерам родителей. Если кто-то из малышей уже имеет свой ПИН-номер, то тогда его свяжут на программном уровне на основании фамилий, имен и отчеств родителей. Для создания качественной электронной базы детей школьного возраста требуются копии свидетельства о рождении ребенка и паспортов родителей. Работы по оцифровке идут во всех средних государственных и частных школах, гимназиях, лицеях, училищах.

Необходимо отметить, что эта инициатива направлена на создание качественного и постоянно актуализирующегося государственного информационного ресурса, содержащего сведения об учащихся, для проведения эффективного анализа и планирования строительства новых школ, а также выделения средств из бюджета на питание учеников.

Ирина КОВШОВА.






Добавить комментарий