ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Да, скифы мы. И христиане тоже… Что же такое Таш-Рабат на самом деле?


В Бишкеке в рамках регионального этапа Рождественских образовательных чтений прошла историческая Международная научная конференция «От Мерва до Суяба, 1500 лет христианства в Средней Азии». Цель мероприятия — раскрытие такого культурного, духовного и религиозного явления, как церковь Востока, которую условно можно назвать несторианской. Такое название она получила в средние века благодаря исследователям из Европы. Несторианская церковь — это собирательное название раннехристианских общин в Азии, которые были последователями антиохийской богословской традиции.

 

Истоки кроются в древности

 

— Это гигантская часть нашего прошлого с богатейшей мировой историей. Я верю, что результат нашей встречи станет основой для начала более глубоких исследований. Одной из древнейших является история Великого Шёлкового пути. В ходе исследований мы обнаружили нательные крестики в районе Чуйской долины, по нашим предположениям, это работа XV века. Мы можем судить об умении мастеров, которые жили в этом месте, насколько они отличаются друг от друга. Интереснее находить предметы, которые не согласуются с периодом того времени, это всегда загадка, — отмечает Владимир Руденко, член-корреспондент Российского географического общества.

 

Достоверно известно, что церковь начала своё распространение с Азиатского континента. Её ранняя история свидетельствует, что первые центры христианства находились в Азии. Где было построено первое здание церкви, начат первый перевод Нового Завета, и появились первые христианские поэты. Считают также, что в Азии появился первый христианский монарх и первое христианское государство. На долю азиатских христиан выпали самые суровые гонения. Но масштабы распространения Евангелия в Азии были несопоставимо большими в сравнении с усилиями западного христианства вплоть до конца XIII столетия.

 

 

Ход конференции и исторический очерк

 

На конференции освещались вопросы распространения и влияния христианства в Средней Азии. Докладчики, среди которых учёные из России, Казахстана, Каракалпакстана (Узбекистан), озвучили историю изучения предмета, вопросы периодизации, датировки древних объектов. Знакомили с новыми находками и памятниками культуры, в том числе в Южном Приаралье, Казахстане и Узбекистане. Кыргызстанские представители поднимали вопросы о датировке Таш-Рабата по материалам раскопок 2011 года, историографии археологических находок, связанных с христианством в Кыргызстане.

 

Во второй половине дня студенты и выпускники вузов представили доклады о преподобном Ираклии Иссык-Кульском, появлении несторианства в Средней Азии, вкладе Русской православной церкви в просвещение народов Туркестана. Рассматривалась история постройки мечетей и церквей на территории Бишкека, представлен доклад о католической церкви в нашей стране.

 

Христианство проникло в Среднюю Азию из Персии, куда оно было принесено сирийцами. В V веке принятие персидскими христианами несторианства и разрыв их с Римом и Константинополем примирили с христианами персидских царей. С тех пор распространение христианства в Средней Азии было главным образом делом несториан.

 

 

В Среднеазиатском регионе более всего потомков несториан сохранилось в юго-восточном Казахстане, а также частично у нас.

 

 

Артефакты, доказывающие присутствие христианства  в Средней Азии  с X века

 

В начале 1861 года известный русский учёный Михаил Венюков (географ и картограф) опубликовал первую работу о башне Бурана. Её условно называют символом караханидского средневекового государства, а также начала научных исследований истории, этнографии и археологии в нашей стране. К 1879 году к башне Бурана приезжает русский художник Василий Верещагин и делает зарисовки.

 

 

Наиболее значимым событием считается, что в 1885 году землемером Семёновым в районе современных земель новостройки Кара-Жыгач, нынешнем совхозе «Ала-Тоо», найдено определённое количество камней-кайраков, на которых были изображены неизвестные надписи и рисунок креста. Он доложил о находке в губернию, буквально через пять дней на буранинском городище также были найдены похожие камни. Находки отправили в Санкт-Петербург, их начали изучать академики-востоковеды. В процессе исследования установили, что камни — это надгробные эпитафии местных тюркских христиан. Учёные стали разгадывать письменность и пришли к выводу, что она принадлежит к сиро-тюркским наречиям. То есть тюркские слова написаны сирийскими буквами. Эта находка произвела фурор в научном мире. Потому что до этого не было ни одного исторически реального артефакта, найденного в этой местности, вследствие чего проснулся колоссальный интерес как у Европы, так и у России. Большой вклад в изучение истории Средней Азии и других братских республик внесли Михаил Массон и Василий Бартольд. Последний известен как создатель учебника истории Кыргызстана.

 

В 1953-1954 годах чуйский отряд — специалисты из Ленинграда во главе с Леонидом Кызласовым — прибыли в Киргизию и занялись раскопками на городище Ак-Бешим (Суяб) близ Токмока. В ходе раскопок была найдена часть христианской церкви. Современные археологи планируют доделать работу Кызласова и его команды и выяснить, к какому именно периоду принадлежала постройка.

 

Исследование стен здания Таш-Рабата

В 1979-1980 годах начато исследование Таш-Рабата археологом и архитектором Светланой Перегудовой. Именно в этот период власти Киргизской ССР приняли решение о реставрации памятника истории, так как он находился в плачевном состоянии. В области центрального купола перекрытия были разрушены.

 

Перегудова подробно изучила материал памятника и строение кладки здания, после этого реставраторы воссоздали его, и он сохранился до наших дней в подобном виде. Советские историки и академики пришли к выводу, что исторический памятник Таш-Рабат сооружён в XV веке и был караван-сараем близ Великого Шёлкового пути.

 

Академик и историк Владимир Плоских долгое время исследовал Иссык-Кульскую котловину. Он провёл много раскопок, написал большое количество научных статей и трудов по теме найденной церкви предположительно армянских братьев и катакомб, где была православная молельня XIX века.

 

— Мы в течение 20 лет в советское время занимались исследованием Иссык-Кульской котловины в поисках монастыря. И по сей день этот вопрос как «святой Грааль» археологии нашей страны. Ищем до сих пор. Зато в 2010 году современными археологами, в число которых входил и я, на территории древнего города Суяба (Чуйская долина) обнаружен комплекс христианских церквей, который мы изучаем, — рассказывает Владимир Руденко.

 

На территории современного Кыргызстана в ходе многочисленных исследований и раскопок было найдено свидетельство о проживании здесь разных народов с различными религиями, культурой.

 

У нас, по сравнению с другими странами, не очень много памятников, но они разбросаны по всем регионам. Больше всего их в районе Чуйской долины, Иссык-Кульской и Таласской областей. Большой урон изучению археологических находок наносят так называемые чёрные копатели, которые самостоятельно раскапывают хранилища и продают найденное в частные коллекции.

 

По словам Валерия Кольченко, археолога и научного сотрудника Института истории, археологии и этнологии, в разных районах страны и в разное время найдены внешне похожие между собой нательные кресты, свидетельствующие, что христианство уже было в регионе в X-XII веках, помимо этого часть находок датируется VIII-IX веками.

 

Многие найденные памятники относятся к эпохе караханидов, которые впоследствии приняли ислам, но это не мешало развиваться христианству. Также найдены камни с высеченными надписями, на которых читалось, что здесь люди, умершие от чумы, следовательно, период захоронения пришёлся на 1339 -1342 годы. Это та самая чума, которая впоследствии выкосила половину Европы.

 

 

Тайна постройки Таш-Рабата

 

Как отметил археолог и кандидат исторических наук Александр Камышев, у него есть предположение, основанное на материалах раскопок 2011 года, что сооружение Таш-Рабат — это и есть монастырь армянских братьев, основанный в X-XII веках. Именно в 2011 году в ходе усиления стен памятника были проведены соответствующие исследования. На территории Таш-Рабата найдена посуда, датированная X-XI веками. В ходе исследований в завале одного из помещений найдено шесть монет XIII века. Отсутствуют артефакты XV века и более поздних веков, доказывающие эксплуатацию Таш-Рабата как караван-сарая. Археолог Перегудова, проводившая исследования в 1978 году, пришла к выводу, что здание имеет форму монастырского типа и находится в труднодоступном ущелье, далеко от того места, где проходил Великий Шёлковый путь. Позже оно было заброшено и использовалось эпизодически как временное убежище. Это опровергает исследования предыдущих археологов, которые датируют постройку здания XV веком и связывают его появление с караванной торговлей. Если подумать логически, то зачем строить здание постоялого двора в отдалении от основной дороги на 18 километров? В настоящее время нет однозначного ответа о функциональном использовании Таш-Рабата. В Википедии распространена другая, также ничем не подкреплённая версия, что Таш-Рабат был построен в XV веке на месте несторианского или буддийского храма X-XII веков.

 

— В ходе раскопок мы нашли своеобразные глубокие ямы, одна из них квадратная, глубиной 1,5 метра, по исследованиям определена как холодильник, а вторая диаметром 1,15 метра, в 1979 году её прокопали до глубины 4 метра, но так как до дна так и не дошли, то предположили, что это скорее всего колодец, накрытый камнем. И определённое расположение ям привело к созданию нескольких версий. Самым распространённым считалось, что это подземный ход, тюрьма и выгребная яма. За прошедшее после реставрационных работ время стены ямы оголились и появился световой люк. Для предотвращения разрушения колодца его планируют укрепить деревянными лесами, — отметил Александр Камышев.

 

Так что же такое на самом деле Таш-Рабат? Буддийский или христианский храм, караван-сарай или дворец хана, пока точно не установлено. Археологи планируют отправиться летом 2023 года на место памятника для дополнительных исследований. А нам пока остаётся гадать и строить предположения. Ведь, как говорится, истина где-то рядом…

 

Дарья НЕСТЕРОВА.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:53, 23-12-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова