Main Menu

Найдется ли Кыргызстану место в китайской «шелковой стратегии»?

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Привычный мир распался, многие старые нормы и правила рушатся и создаются заново. На этом нервном фоне в сентябре и октябре 2013 года во время визитов в страны Центральной и Юго-Восточной Азии Председатель КНР Си Цзиньпин впервые публично анонсировал стратегическую инициативу по совместному построению Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века (официальное сокращенное название — «Один пояс и один путь») и предложил «объединить все усилия и на основе инновационных методов взаимодействия сделать поддерживаемые между евразийскими странами экономические связи более тесными в целях создания сообщества с едиными интересами, судьбой и ответственностью».

С тех пор прошло три года. Сначала идею восприняли несколько более локально — как новую форму углубления взаимодействия Китая, государств Центральной Азии и России, она вызвала самые разноречивые толкования политиков и экспертов, а сейчас уже реализовывается на практике.

Перспективная инициатива

Всем известно, что Великий Шелковый путь — это не только торговля, но еще и развитие науки инноваций, обогащение культуры, традиций, обычаев народа, населявших территории, по которым он проходил. Теперь руководство Китая решило возобновить эту славную историю.

Интерес Пекина, выдвинувшего новую инициативу «Один пояс и один путь», обусловлен двумя обстоятельствами. Первое вполне логично вытекает из гораздо более крупномасштабной стратегии «китайской мечты о великом возрождении китайской нации», провозглашенной Председателем Си Цзиньпином в ноябре 2012 года после избрания его на пост генерального секретаря ЦК КПК, второе позволяет выявить новые возможности для возобновления древнего торгового коридора, связывающего Восток с Западом на протяжении многих лет, и, более того, приведет к переконфигурированию геоэкономической карты Евразии.

Суть инициативы Пекина — не результат сугубо политических амбиций, а своеобразное закономерное продолжение китайской реформы. Это не реальная торгово-экономическая структура и не конкретный организационно-политический механизм, а огромная и инклюзивная платформа совместного развития и взаимовыгодного сотрудничества, способная объединить быстро развивающуюся китайскую экономику с интересами всех партнеров, вовлеченных в процесс.

Исходя из всего этого, сама идея заключается в «пяти связующих основных элементах»:

  • постоянный обмен мнениями по различным вопросам стратегии экономического развития для выработки мер и программ экономической интеграции;
  • строительство единой транспортной инфраструктуры на евразийском континенте;
  • усиление торговых связей с ликвидацией барьеров и повышением скорости доставки;
  • увеличение валютно-финансовых потоков;
  • дальнейшее укрепление гуманитарного общения между народами.

По официальным источникам, в рамках инициативы предполагается создание двух маршрутов — сухопутного и морского. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что вся протяженность «шелкового пути» — около семи тысяч километров, пролегает через самый оживленный экономический коридор с огромным потенциалом, вдоль которого расположено более 60 стран, население которых составляет около 4,4 млрд. человек, а их объемы экономик насчитывают примерно $21 триллион, что составляет 63% и 29% всего мира соответственно.

Безусловно, при реализации совместных многочисленных проектов вошедшие в «Один пояс и один путь» участники могут получить новые рынки сбыта, огромные финансовые выручки, колоссальные зарубежные инвестиции и передовые технологические поддержки, и самое главное — снизят свою зависимость от доллара и евро.

Экономическое могущество Китая обеспечивает ему в строительстве «Один пояс и один путь» статус неформального лидера, который выполняет самую важную из всех функций — выделение финансовых средств. Для чего КНР в свою очередь уже учредил Фонд ЭПШП (Экономический пояс Шелкового пути), в который сам вложил $40 млрд. в качестве уставного капитала, и АБИИ (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций) для обеспечения финансовой основы инфраструктурных проектов.

Как заявил Си Цзиньпин, «китайская экономика вступила в новую стадию социально-экономического развития, что, безусловно, будет на пользу всем странам мира». По его словам, в ближайшие пять лет объем китайских инвестиций за рубежом превысит $500 млрд.

Конечно, экономическая выгода для всех участников очевидна, но она не является единственной и главной составляющей инициативы Пекина. Концепция направлена не на получение конкретных экономических или политических дивидендов, а на формирование между государствами тесных комплексных отношений в экономической, политической и гуманитарной областях. Поэтому деньги здесь имеют лишь прикладное значение, к тому же вкладываться в проекты готовы не только китайцы, но и европейцы и исламские страны.

Важно отметить, что инициатива «Один пояс и один путь» вполне способна взаимодействовать с другими региональными и международными интеграционными образованиями, например с Евразийским экономическим союзом. Уже более 70 стран, региональных и международных организаций проявили активный интерес к поддержке и участию. Более 30 государств и организаций различного уровня подписали с правительством Китая соответствующие соглашения. Первое значимое достижение: Пекин совместно с 17 странами учредил 46 зон сотрудничества за пределами КНР, создав тем самым более 60 тысяч новых рабочих мест.

Стратегическое звено

Отношения Китая и Кыргызстана выглядят едва ли не идиллией. За двадцать пять лет развития двусторонних связей обеими сторонами сделано немало, достигнуты весьма важные и необходимые цели в различных направлениях и сферах.

В сентябре 2013 года взаимодействие вышло на новый этап — стратегическое партнерство. Безусловно, добрососедские и дружественные отношения между нашими странами отвечают коренным интересам и китайского, и кыргызского народов.

Фактически, как свидетельствует статистика, КНР проводила активную экономическую политику в странах ЦА, в том числе в Кыргызстане, еще с середины 2000-х годов. После объявления инициативы «Один пояс и один путь» она лишь получила идейное подкрепление.

Китай считает Кыргызстан приоритетным партнером в своей внешней политике. Я глубоко уверен в том, что он, бесспорно, является ключевым звеном в деле совместного построения «Одного пояса и одного пути»,

— сказал бывший посол КНР в Кыргызстане Ци Даюй.

Кыргызстан традиционно не чужой на знаменитой древней караванной торговой дороге. История дружбы китайского и кыргызского народов насчитывает более 2 000 лет. В 138 году до н. э. китайский император Хань Уди направил послов в Кыргызстан, чтобы открыть дорогу из Китая в Центральную Азию и наладить торговые отношения между странами. Так что Великий Шелковый путь сыграл большую роль в экономическом развитии наших стран.

Кстати, Кыргызстан одним из первых поддержал инициативу «Один пояс и один путь».

Исторически эти древние маршруты объединяли и сплачивали народы на обширном пространстве Евразийского континента,

— сказал первый вице-премьер-министр КР Мухамметкалый Абулгазиев на экономическом форуме «Иссык-Куль-2016».

Напомним, еще в 2012 году находившийся с рабочим визитом в Урумчи, столице Синьцзян-Уйгурского автономного округа, Президент Кыргызстана А. Атамбаев заявил:

Мы сегодня становимся свидетелями возрождения Великого Шелкового пути, который на протяжении веков связывал торгово-экономическими, культурно-гуманитарными и политико-дипломатическими узами Восток и Запад, Кыргызстан и Китай… Как и в древности, сегодня Великий Шелковый путь начинается с Китая. В этом плане отрадно отметить, что эффективная и целенаправленная политика правительства КНР, отражающаяся в масштабных экономических и социальных преобразованиях, а также мудрость всего китайского народа позволили стране занять одно из ведущих мест в мировом сообществе.

Во время участия в форуме «Летний Давос — 2016» премьер-министр Госсовета КНР Ли Кэцян заявил о стремлении Китая расширять сотрудничество с КР, указал на важность реализации ряда крупных проектов, касающихся, в частности, строительства железнодорожной магистрали Китай — Кыргызстан, линии D газопровода Китай — Центральная Азия и переноса ряда производственных мощностей из КНР в Кыргызстан. Он также подчеркнул необходимость интенсификации сотрудничества между двумя странами в сельском хозяйстве, туризме, образовании, археологии, молодежных обменах и т. д.

В то же время некоторые эксперты Кыргызстана считают, что перспективы участия страны в инициативе «Один пояс и один путь» содержат как шансы, так и вызовы. К вызовам они относят: рост геополитического влияния и экономического присутствия Китая в Кыргызстане; риск торгово-экономической экспансии со стороны КНР; растущие внешние долги КР перед Китаем; прибытие в КР многочисленной китайской рабочей силы и т. д.

Тем не менее Пекин остается крупнейшим инвестором Кыргызстана. 22 мая текушего года в ходе визита в Бишкек министр МИД Китая Ван И заявил, что ничто не препятствует нашему двустороннему сотрудничеству. Он отметил, что Китай и Кыргызстан имеют стратегические партнерские отношения, Пекин никогда не вмешивался во внутреннюю политику соседнего государства.

Разумеется, китайская дипломатия как инструмент реализации инициативы «Одного пояса и одного пути» также находится в процессе изменений, сохраняя при этом преемственность по наиболее принципиальным вопросам международной жизни, как, например, отказ Пекина от гегемонии. Кстати, подтвержден этот тезис и в Декларации об установлении стратегического партнерства между Китаем и Кыргызстаном. Расширился список руководящих принципов внешней политики КНР: к трем принципам — мир, развитие и сотрудничество — добавился еще один, но чрезвычайно привлекательный для Бишкека — достижение совместной выгоды.

Китай прекрастно понимает, что как в глобальных делах, так и в Центральной Азии, ему не нужно ничего и никого ломать: мирное экономическое развитие, взаимовыгодная торговля, инвестиции и культурный обмен естественным образом обеспечат в регионе лидерство и уважение.

Беспокойство о том, что концепция построения «Одного пояса и одного пути» вступает в противоречие с национальными интересами Кыргызстана, естественно и понятно. Но становится очевидным, что при внимательном, беспристрастном и профессиональном взгляде на все проекты совместного развития можно не только избежать нестыковок, но и сгармонизировать деятельность во всех направлениях.

Что ж, похоже, история снова повторяется. Как сказал бывший Генеральный секретарь ШОС Муратбек Иманалиев, Китаю и Кыргызстану в связи с активизацией реализации «Одного пояса и одного пути», открывающей новые возможности для дальнейшего развития, следует, видимо, также начать разработку новой концепции сотрудничества между двумя странами. В ее основе должно лежать понимание того, что мы соседи навсегда, добрые и открытые друг другу соседи.

Юй ЧЖОЧАО, кандидат экономических наук, научный сотрудник отдела стратегических исследований Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук КитаяЮй ЧЖОЧАО,
кандидат экономических наук, научный сотрудник
отдела стратегических исследований Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Академии общественных наук Китая.






Related News

Есть общие точки соприкосновения

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПрезидент Садыр Жапаров встретился со спикером Национальной Ассамблеи Республики Кореи Пак Бён Соком.

Бахилы за 150 сомов.

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintГенпрокуратура выявила нарушения в Минздраве Из-за неправомерных действий руководства и должностных лиц Министерства здравоохранения иRead More

Добавить комментарий