Main Menu

Кооперация: традиция или преемственность?

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Когда мы слышим слово «традиция», то понимаем, о чем идет речь. Возьмем семейную традицию. Это — обычай, сложившееся правило, нечто такое, что перешло от одного поколения к другому. Речь, естественно, идет о позитивных традициях. Некоторые сформировались, к примеру, в управленческих действиях премьер-министров нашей страны. Каждый новый глава кабмина по традиции разрабатывает собственный вариант кооперативного движения.

Программа и план Н. Танаева…

Не станем заглядывать далеко в историю, начнем с 2002 года, когда премьер-министр Н. Танаев утвердил государственную программу и план мероприятий развития сельскохозяйственного кооперативного движения в Кыргызстане. Это и была главная цель и одна из основных задач — разработка и обеспечение нормативно-правовой базы такой кооперации.

…Ж. Сатыбалдиева — Ч. Узакбаева

С приходом Ж. Сатыбалдиева правительство утвердило новую программу и план мероприятий по ее реализации на 2013-2017 годы. Проекты документов разработал Минсельхоз (министр Ч. Узакбаев).

Программу Н. Танаева, осуществляемую десять лет, признали утратившей силу. Спрашивается, почему?

Официальная версия проста.

«Намеченные мероприятия данной госпрограммой в основном выполнены. За прошедшие годы многое изменилось. В настоящее время назрела необходимость разработки и принятия новой программы развития кооперативов в аграрном секторе».

Но какие мероприятия из намеченных в основном выполнены? Вопрос остался без ответа.

Главная цель прогpаммы Сатыбалдиева — Узакбаева — обеспечение продовольственной безопасности страны за счет поступательного развития сельскохозяйственного кооперативного движения.

Но можно ли назвать его таковым, если документом предусмотрены лишь «предпосылки для создания многоотраслевого сельскохозяйственного кооперативного движения, соединение в единое целое интересов и потенциальных возможностей государства, частного сектора и неправительственных организаций»?

Стремление объединить интересы и возможности государства, частного сектора — два шага вперед в развитии кооперативного движения. Но создание предпосылок для развития оного — явный шаг на исходные позиции. Каждый премьер желает развивать кооперативное движение с чистого листа. Такая вот управленческая традиция.

Межгосударственные отношения — среда изменчивая

Жизнь постоянно бросает межгосударственным отношениям стран СНГ разнообразные вызовы. В августе 2015 года Кыргызстан стал членом ЕАЭС. И хотя до окончания действия программы Сатыбалдиева — Узакбаева осталось еще полтора года (2017 г.), но уже сейчас проявилась необходимость разработки и принятия новой программы и плана мероприятий развития кооперативов в аграрном секторе. Прежде всего потому, что мелкотоварный характер сельхозпроизводства в стране и недостаточная мощность предприятий заготовки, хранения, переработки и сбыта сельхозпродукции стали тормозом развития агросектора.

Очередная смена премьера новизны не принесла. Вице-премьер М. Абулгазиев (2016 г.), следуя управленческой традиции чистого листа, поручил Минсельхозу образовать межведомственную рабочую группу, разработать комплексную программу развития кооперативных хозяйств и внести предложения по созданию модельных хозяйств в каждом районе республики.

Но к этому моменту произошли радикальные изменения в межгосударственных отношениях СНГ: Кыргызстан вступил в Евразийский экономический союз. Это обеспечило свободу передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение согласованной политики в сельхозэкономике союза.

Следовательно, при разработке комплексной программы исполнители должны учитывать воздействие нормативных актов ЕАЭС, прежде всего союзного Договора, на развитие кооперативного движения в Кыргызстане.

Основная цель концепции — повышение эффективности сельхозпроизводства и конкурентоспособности продукции.
Пока мы не поднимем сельское хозяйство, не будет полноценно развиваться вся экономика республики» (запоздалое признание, лет на двадцать с небольшим). Но какое сельхозпроизводство, обеспечивающее конкурентоспособность производимой продукции, следует развивать?

С другой стороны, должны ли мы конкурировать с нашими соседями в сфере сельхозпроизводства, когда при нынешнем состоянии географических, биологических, социальных, культурных, политических, экономических, экологических условий мы имеем возможность объявить всю территорию Кыргызстана зоной экологически чистого земледелия и перейти от идеи к реализации в стране органического сельского хозяйства (ОСХ).

Переход к ОСХ потребует не только специализации регионов по выращиванию отдельных видов сельскохозяйственных культур (районирование), но и объединения фермерских хозяйств в различного вида сельхозкооперативы, что поможет решить вопросы не только качества, но и количества произведенной ОСХ продукции.

Все это настоятельно требует не просто разработки концепции развития кооперативного движения в республике, а, с учетом внедрения ОСХ, и членства Кыргызстана в ЕАЭС. Основная цель концепции и ожидаемый результат должны заключаться в ко-оперировании фермерских хозяйств, в реализации и повышении эффективности ОСХ, в обеспечении продовольственной безопасности страны, что достижимо лишь в условиях пребывания страны в ЕАЭС.

От конкуренции к совместной деятельности

Возвращаясь к документам ЕАЭС, следует обратить внимание на понятийный аппарат Договора о союзе. В нем понятие «согласованная политика» определяется как политика, осуществляемая государствами-членами в различных сферах.

Она выражается в гармонизации правового регулирования, в том числе на основе решений органов союза, в такой степени, которая требуется для достижения целей союза, предусмотренных настоящим договором.

Скоординированная политика предполагает сотрудничество государств-членов на основе общих подходов, одобренных в рамках органов союза, необходимых для достижения его целей, предусмотренных договором.

Проведение скоординированной политики в аграрной сфере союза подразумевает межгосударственное разделение труда в производстве сельхозпродукции, что в свою очередь позволит определить конкретные направления отраслевого развития сельского хозяйства Кыргызстана и каждой страны союза, обеспечить переход от конкуренции в сфере АПК к совместной деятельности и сотрудничеству.

Для Кыргызстана межгосударственная специализация и кооперирование в производстве продукции ОСХ несомненно обернутся отказом от товарного выращивания пшеницы, увеличением производства экологически чистых кормовых культур, овощей, фруктов, ягод, продуктов их переработки, ростом производства сахарной свеклы, хлопка, фасоли, животноводческой продукции.

Минсельхоз, например, предлагает изменить структуру посевов, тем самым уменьшить площадь, занимаемую пшеницей, так как страна в связи с вступлением в союз решает зерновую проблему и обеспечивает импорт муки по приемлемым ценам и более высокого качества.

Установление направлений отраслевого развития аграрной сферы Кыргызстана позволит оказывать целенаправленную поддержку кооперированию фермерских хозяйств, обеспечивать их дальнейшее объединение и интеграцию для организации производства ОСХ, откроет возможность довести реализацию вновь разработанной комплексной программы развития кооперативных хозяйств М. Абулгазиева до завершения.

Следующая программа развития кооперированного АПК Кыргызстана будет, несомненно, разработана по традиции не с чистого листа, а с учетом результатов осуществления программы-предшественницы и потребностей сельхозрынка ЕАЭС.

Геннадий ЖАЛКУБАЕВ,
независимый аналитик.






Related News

Звенья одной цепи

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintДавайте негромко, давайте вполголоса… Общеизвестно, что в любом цивилизованном и — несомненно — демократическом государствеRead More

Купить столицу за гроши

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintБишкекчане намерены судиться с мэрией столицы из-за принятия антинародного проекта плана детальной планировки города.

Добавить комментарий