ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Школа всё стерпит


Прошедший год можно назвать годом образования. Не потому, что все «образовались», а из-за всяческих идей, вскруживших головы чиновникам. Даже так: не идей, а предложений, от которых им, чиновникам, трудно отказаться. Ну, скажем, Азиатский банк развития намерен выделить нашей стране 40 миллионов долларов на реформирование школьного образования. Причём из этой суммы 15 млн пойдут на поддержку бюджета, 5 млн — на ремонт аварийных школьных зданий. Словом, дают — бери, бьют — беги.

 

МИНИСТРА ПОСАДИЛИ…

Первым соскочил министр образования Алмазбек Бейшеналиев: его арестовали за взятку. А тогда, ещё в июле прошлого года, он на встрече с журналистами рассказал, какие реформы намерен провести: «Допустим, в школах только один час химии, а у учителя недостаточно часов для ставки. Поэтому этот учитель может преподавать и другой предмет по точной науке». А ещё вот о чём он вещал: «Часто поступают жалобы на поборы в школах. Такого не должно быть. Хотя без помощи родителей того бюджета, который выделяется на сферу образования, будет недостаточно». То есть подтекст такой: папы-мамы, вы платите, только помалкивайте.

 

А вот по 12-летнему обучению, предлагаемому АБР: «В филармонии я представил доклад, и из всей информации зацепились только за 12-летнее образование. Но это хорошо — граждане уже свыклись с этой идеей. Такая практика обучения применяется во всём мире. Мы тоже должны её вводить, потому что в последнее время всё больше и больше выпускников поступают в вузы за рубежом».

 

Теперь в школах, по Бейшеналиеву, будет упор на изучение английского языка и IT-технологий. Также будут вводиться электронные книги по опыту Уругвая, занимающего в этом вопросе первое место в мире. Дети начнут сплошь и рядом пользоваться планшетами. В общем, не реформа, а песня.

 

Эти предложения были озвучены в июле. В августе Бейшеналиев сообщил, что идею 12-летки поддержало руководство страны. А в сентябре его освободили от должности после задержания по подозрению в получении взятки в 110 тысяч долларов — за зачисление иностранных студентов в наши вузы. Хотя стеснительный Бейшеналиев и говорил: «Так неприлично, но спасибо».

 

Тут бы и сказочке конец. Может, что-то затевалось и похлеще с этим 12-летним обучением, раз его продвигал нечистый на руку чиновник. Потому что, заметим, наши выпускники в основном поступают в вузы стран ЕАЭС. А какова цель программы: чтобы наши дипломы не соответствовали требованиям стран Евразийского союза, что ли?! Нам, скорее, нужно думать о согласовании с правилами, действующими на евразийском пространстве. Как аттестат с 12-летним нашим обучением будет согласовываться, например, с российским стандартом, вопрошают эксперты? Несравнимо число кыргызстанских абитуриентов, поступающих в вузы России, с теми, кто стремится в дальний зарубеж. И что же, их лишать Томска, Омска или Новосибирска по какой-то злой прихоти кого-то?

 

Или мало школам досталось из-за увольнения при том самом взяточнике Бейшеналиеве почти тысячи директоров? А новых набирают (добирают) до сих пор. Поскольку кандидаты то и дело заваливают конкурс. А школы в это время остаются без руля и без ветрил. Какой-то морок нашёл на систему образования. И директору школы-гимназии № 61 Низовскому подать бы на этого Бейшеналиева в суд за самоуправство, в результате которого лучший директор республики был вынужден оставить место.

 

…А ДЕЛО ЕГО ЖИВЁТ. ПРИ ДРУГОМ МИНИСТРЕ

Но ведь фарс продолжился. Уже новый министр образования и по совместительству науки Улан Мамбетакунов настаивал в начале декабря в комитете Жогорку Кенеша по международным делам, обороне и безопасности на 12-летнем обучении. По его словам, основной упор будет сделан на науку, технологии, инженерию и математику. Депутат Айбек Осмонов перебил министра: «Я не понял, мы ведь выступили против. Почему этот пункт (12-летка) указан в проекте соглашения с АБР?» И министр пустился в рассуждения: мол, это требование времени. Те абитуриенты и студенты, которые хотят учиться за границей, пишут к нам обращения. В Европе 12-летнее обучение, а у нас 11 лет. И они не могут поступить туда сразу на первый курс, им приходится проходить дополнительную подготовку. Сейчас у нас есть подготовительные группы в детсадах и нулевые классы, но они нигде не задокументированы. «Если взять 11 лет обучения и нулевой класс, получится 12 лет. Мы предлагаем только это прописать», — парировал Мамбетакунов. На что депутат Осмонов возразил: «Проект я не поддерживаю. Раньше вообще только 10 лет учились, потом на 11-летнее образование перешли, а вы теперь о 12 годах говорите. Зачем привносите эти европейские…?!» (видимо, имеются ввиду ценности — Г. К.).

 

Депутат Жылдыз Таалайбек кызы спросила, когда программа, прописанная в соглашении, будет введена. Министр образования ответил, что в 2023-2027 годах. «То есть с 2027 года ввести 12-летнее образование?» — переспросила депутат. «При опросах студенты и население нас поддерживают. Дети обучаются 12 лет. Мы только хотим это узаконить», — отметил министр, заверяя, что во всех школах страны есть нулевые классы.

 

«Но тогда дайте перечень, в каких сёлах, в каких школах есть нулевые классы. Мои, например, в нулевой класс не ходили. А теперь дети обязаны бдут ходить. Нехватка и состояние помещений, дефицит учителей, особенно в сёлах. Может, вы сначала эти вопросы решите? Почините протекающие крыши в школах хотя бы. Мы уже указывали на это вашему заместителю. Она обещала переговорить с АБР изменить соглашение, но оно так и осталось в прежней редакции», — возмутилась Таалайбек кызы. Мамбетакунов подчеркнул, что 15 млн долларов пойдут на поддержку бюджета, а 5 млн — на ремонт аварийных школ.

 

«Да я знаю от корки до корки проект соглашения. А второй транш АБР не даст, пока министерство не введёт 12-летнее образование», — перебила его депутат.

 

А вот реплика парламентария Нуржигита Кадырбекова: «Вы должны объяснить людям, что дети будут оканчивать школу в том же возрасте, что и сейчас. То есть подготовительные группы в детских садах будут ликвидированы. Вместо этого дети будут ходить в нулевой класс».

 

Министр же опять за своё: деньги АБР выделяет не только на 12-летнее образование, но и на развитие STEM-образования и повышение качества преподавания. И что, дескать, 12-летнее обучение не будет введено за один-два года: это время понадобится только на подготовку. Но в итоге члены комитета парламента во второй раз отправили проект соглашения на доработку.

 

ВЕСЬ МИР — НЕДОУЧКИ?

В любой стране мира внесение изменений в программу — это сложный бюрократический процесс. И он априори не будет успевать за изменениями. Более того, внутри самого педагогического сообщества часто нет никакого запроса на такие перемены: это же нужно самим переучиваться, осваивать новые методички, повышать квалификацию, отвечать родителям на неудобные вопросы.

 

В медиапространстве размещены результаты анализа Института экономических исследований, где есть попытка оценить масштаб экономических потерь из-за низкого качества массового образования.

 

Получилось, что 62 процента обучающихся не получают в школе элементарных навыков, хотя в европейских странах за партами учатся всё дольше — до 12-13 лет. Мировая экономика теряет на этом более 11 процентов ВВП, и до конца века это обойдётся планете в 700 триллионов долларов. Учёные собрали результаты по «первому уровню» тестов (чтение, письмо, понимание текста, инструкций, минимальные критерии дальнейшей обучаемости) по школьникам из 159 стран, охватывающих 98 процентов мирового населения. В 101 стране «универсальные базовые навыки» не получили более половины детей, в 36 странах — свыше 90 процентов. Можно только предположить, на каком месте наша страна.

 

Все к этому настолько привыкли, что даже не задают себе вопроса: а что же дети делают в школе, если через 11-12 лет ежедневного обучения не в состоянии ставить цели, подбирать инструменты, поддерживать самодисциплину, формировать кругозор, искать информацию. И вроде никто не виноват. Типа мир трансформируется с такой скоростью, что никакие образовательные стандарты за ним не успевают.

 

Так что, какое бы у нас образование ни было — было 9-летнее обязательное, потом стало обязательным 11-летнее (хоть в лицее, но доучивайся). А теперь замахнулись на 12-летку. Но беда в том, что с каждым годом растёт количество детей, и государство должно строить минимум 24 школы в год, потому что в 2028 году будет демографический взрыв, детей школьного возраста станет настолько много, что школ на всех просто не хватит. Даже сейчас уже их четверо за партой, а если ещё придут шестилетние малыши? Их куда девать?

 

Вот что говорят эксперты. Даже в Бишкеке, где в том году построили аж 15 школ, в классах по 35-40 человек. Какое может быть образование в таких условиях? Школы даже в столице не оснащены технически, нет интерактивных досок, компьютеров. Не хватает учителей по основным предметам. Сначала пусть государство обеспечит всем этим, а потом можно обсуждать какое-то там 12-летнее обучение. Впрочем, время показало, что ученики в СССР были намного образованнее нынешних. А тогда была «всего-навсего» десятилетка, без всяких нулевых классов: детей прекрасно готовили в детсадах в подготовительных группах. И тогда дети с утра до вечера были под присмотром. А пойдут в школьные нулевые классы, родителям придётся их увозить-привозить не вечером, а в течение дня, а это значит отпрашиваться с работы: ведь дома их одних не оставишь. Хотя наших чиновников от образования с толку не собьёшь — на выдумки они ох как горазды: просто скажут родителям, что можно ребёнка оставить в продлёнке, но, конечно, за соответствующую дополнительную плату. Таких выдумщиков, как наши, ещё поискать и… не найти.

 

ЧАСТНЫМ ОБРАЗОМ

Несколько лет назад, казалось бы, нашли панацею от переполненных классов, некачественного обучения — частные школы. Не всем они были по карману, но родители изо всех сил старались устроить ребёнка именно туда, где образование качественнее государственного и условия для обучения лучше. Поначалу вроде так и было. Но потом… Если всё в обществе деградирует и становится хуже, то почему должны оставаться незыблемыми эти «оазисы»? Сейчас самое главное в этих школах — оплата. Колеблется она вместе с курсом доллара и всеобщим подорожанием. Но качественнее, к сожалению, не становится. А чего вы хотите? Те же проблемы, что и у государственных, и основная — нехватка учителей: уезжают, уходят на пенсию и в мир иной. А пришедшие им на смену молодые педагоги в основном такие же, как и наши медики. Учились кое-как, «разводили» сессии… И как результат — бездарные педагоги. Но родители ещё и оплачивают весь этот банкет.

 

…Есть такая школа в Бишкеке: вся из себя интеллектуальная и продвинутая (действительно, была когда-то, пока возглавляла её выпускница МГУ). Сейчас другие хозяева, педагогический коллектив (некоторых из них и педагогами трудно назвать). Рулит теперь всем этим хозяйством бывший завхоз и по совместительству учитель русского языка и литературы. Любит внимание, подхалимство, подарки, о которых, не стесняясь, озвучивает в голосовых сообщениях родителям.

 

Причём вся система оплаты построена невероятно хитрым и умелым образом: сначала взимается плата в 20 процентов от общей суммы плюс так называемый вступительный взнос (который не фиксируется ни в каких документах — просто нал). Но при этом ребёнка берут на обучение с испытательным сроком на месяц. И если по каким-то только им понятным причинам он его не прошёл, деньги не возвращают (не за этот месяц обучения, а вообще ничего). Простите, но если есть в школе испытательный срок, тогда зачем брать 20 процентов за весь год обучения?! На мой взгляд, это просто наглая обдираловка, ничего общего со школой не имеющая.

 

Возмущения родителей не имеют смысла: ведь всем вначале дают контракт, причём требуют его подписать незамедлительно. А там мелкими буквами и написано, что процентные деньги не возвращаются. Ну, конечно, мы сами виноваты: никто эти бумаги толком не читает, ведь мы с детства привыкли верить педагогам на слово. Конечно, многие уходят, репутация этого учебного заведения, как и качество обучения, упала. Но, тем не менее, школа функционирует, рекламирует себя в Сети и рекрутирует новых легковерных учеников и их родителей.

 

ОТНЮДЬ НЕ ПАНАЦЕЯ

И всё-таки первое лицо в любой школе — это учитель. Помните строчки Некрасова, адресованные его учителю Белинскому: «Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени…». Казалось бы, в прошлом году был найден некий стимул заинтересованности учителя в своём труде. Это, конечно, повышение зарплат в школе. С 1 апреля прошлого года некоторым педагогам начислили более 50 тысяч сомов. «Если я раньше получала на руки19 тысяч, то вчера расписалась за 30 тысяч. Я довольна. Для сельской местности, считаю, это нормальная зарплата», — делится одному из информагентств учитель физики с 15-летним стажем. А вот мнение учителя английского языка из Тюпского района: «Если я раньше получала 12,5 тысячи сомов, то теперь — 24,5 тысячи. Говорили, что на 80 процентов повысят, а оказалось — на все сто».

 

Или: 40 тысяч на руки для учителя кыргызского языка в начальной школе (приличный стаж, высшее образование, 30 часов нагрузки в неделю, 15-процентная доплата за преподавание госязыка). Так продолжалось в апреле-мае. Но с сентября благодатный дождь поредел. Максимальная нагрузка с 36 часов опустилась до 24 часов в неделю в младших классах и 27 часов — в среднем и старшем звене. Потеря в зарплате оказалась в 5-6 тысяч сомов. И учителям опять придётся искать подработку, бегать между разными образовательными учреждениями. Что непременно скажется на качестве образования. Если прежде раз в квартал учителя, даже, которые звёзд с неба не хватали, получали 5 тысяч сомов за коэффициент трудового участия, теперь стимулирующий фонд убрали.

 

Конечно, повышать зарплату просто так неправильно, но тогда пусть Министерство образования разработает типовую для всей страны памятку учителю: что можно, что нельзя, за что конкретно ты получаешь и каким образом отвечаешь за подготовку учеников — то же тестирование их.

 

Так вот, Минобразования надо прежде всего разобраться с имеющимся багажом, а только потом браться за надстройку. Помнится, в сентябре 2021 года депутаты инициировали поправки в Закон «О статусе учителя». Они предложили выплатить единовременно по миллиону сомов учителям, проработавшим в общеобразовательной школе не менее 10 лет. Так они хотели мотивировать педагогов не менять свою профессию из-за всяческих трудностей. Может, к этой инициативе опять вернуться?..

Геннадий КУЗЬМИН.

Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:59, 13-01-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова