ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Дунгане: народ из глубин древности


Среди многих десятков наций, составляющих единый народ Кыргызстана, есть поистине уникальная, сохраняющая свою древнюю культуру и незримые нити, связывающие её воедино вдали от исторической родины. Это дунгане.

 

Хуэй — так называют дунган в Китае. Они — одно из 56 официально признанных национальных меньшинств КНР. Их отличие от ханьцев состоит не в наличии особого языка, а в том, что они в течение многих веков исповедуют ислам и являются носителями исламского культурного наследия. Историки до сих пор не пришли к единому мнению, как возник этот народ. Их считали либо тюрками, пришедшими в Китай и утратившими прежнюю культуру, либо китайцами, принявшими ислам. Две эти версии, скорее всего, отражают разные этапы становления хуэй.

 

В народной легенде говорится, что императору Тан привиделся сон о появлении новой веры. В этом сне лев — символ ислама — победил слона, который олицетворял буддизм. Сон так взволновал императора, что тот обратился к своим астрологам за советом. По их рекомендациям он отправил послов к Мухаммеду с просьбой прислать в Китай проповедников ислама.

 

Мухаммед в ответ на эту просьбу отправил 300 арабских посланцев. Их потомство от браков с китаянками и дало начало народу хуэй. Впрочем, свидетельств о прибытии в Китай большой группы арабов в VII веке не сохранилось.

 

О происхождении дунган, многовековой эволюции народа, его формировании как нации рассказывает в своей книге «Краткая история дунган-хуэйхуэй» российский историк Александр Сократович ШАБАЛОВ. Он уверен, что его исследовательские работы могут пригодиться преподавателям-историкам, аспирантам, всем, кто интересуется этнографией восточных народов. «Каждый себя уважающий человек должен знать своё происхождение. Я надеюсь, что мои исследования помогут людям лучше узнать историю своего народа. Сразу понять и разобраться очень сложно, так как наши корни начинаются с давних времён, но этим и богата наша история».

 

Автор использовал в своей работе многочисленные редкие исторические подлинники, свидетельствующие о большом пути к становлению народа, укреплению национального самосознания и осознанию своей роли в истории Азии.

 

На основе исследования археологических материалов А. Шабалов изложил свою версию происхождения дунган-хуэйхуэй. Он пришёл к выводу, что они очень древний народ, имеющий самобытную, почти пятитысячелетнюю историю. Автор сосредоточил внимание на древнекитайских манускриптах, средневековой китайской летописи «Туньцзань Ганьму». В своей работе он предлагает вниманию читателей несколько гипотез зарождения нации, языковой трансформации и эволюции, становления религиозной приверженности.

 

В беседе Александр Сократович не преминул отметить, что минимум информации в процессе исследования он получил в республиканской Национальной библиотеке им.

 

А. Осмонова (что парадоксально, не правда ли?). Настоящей сокровищницей археологических материалов, исторических записей и переводов известных историков-востоковедов стала библиотека далёкой северной российской столицы — Санкт-Петербурга.

 

Происхождение дунган-хуэйхуэй, как и большинства народов в мире, сложное и характеризуется довольно длительным процессом. В течение длительного периода — около пяти с лишним тысячелетий — в процессе этногенеза дунган-хуэйхуэй вероятное участие приняли известные народы: цяны, хунну, китайцы и их потомки. Предположительно, каждый народ внёс определённый вклад в гены при формировании дунган.
Основная их масса проживает в Нинся-Хуэйском автономном районе Китая, но встречаются и в других районах, где живут, как правило, компактными группами и исповедуют ислам. Незначительная часть проживает в Кыргызстане, Казахстане и Узбекистане, где в наше время их насчитывается около 150 тыс. человек. Всего в мире дунган-хуэйхуэй около 12 млн.

 

Средней Азии и Казахстане дунган называют лохохуи. Дунгане появились на территории бывшей Российской империи в исторических масштабах относительно недавно, после неудачного восстания в последней четверти XIX в. Название «дунган» они принесли из Восточного Туркестана, так называли их насельники Синьцзяна — уйгуры.

 

Известный советский и кыргызский дунгановед М. Сушанло, этнический дунганин, уроженец с. Александровка, внёсший значительный вклад в советское и кыргызское дунгановедение, об этнониме «дунган» и «хуэйхуэй» писал: «…Гипотеза об уйгурском происхождении дунган была впервые высказана Захаровым в «Записках о происхождении дунган». В наше время она поддерживается китайскими исследователями Гу Янь-У, Чэнь Хуа и другими. Согласно этой гипотезе, дунгане произошли от народа хуэйхэ, что зафиксировано китайскими источниками в период Южных и Северных династий (375-585 гг. н. э.), а в источниках времён династии Тан (618-907 гг. н. э.) этот народ известен как хуэйху; в период Минской династии (1368-1644 гг. н. э.) народ хуэйху и хуэйхэ стал именоваться дунганами, или хуэйхуэй. Данная теория о происхождении дунган основывалась главным образом на близости терминов «хуэйхэ», «хуэйху», «хуэйхуэй».

 

Версию о тюркском происхождении дунган поддерживали как русские, так и современные китайские исследователи. Например, В. Богоявленский отмечает, что от тюркского названия «турмок», что значит «вернувшийся», произошло дунган — турген, а само название хуэйхуэй переводится как «возвратившиеся». Он обосновывает эту точку зрения, опираясь на популярную у народов Средней Азии и Восточного Туркестана легенду о Карамане и Акмане. Китайский учёный Люй Чжэнь-юй в работе «Чжунго миньцзу цзяньши» («Краткая история народов Китая») также высказался в пользу тюркского происхождения дунган. Согласно этой теории, дунгане являются аборигенами Китая, ветвью тюркских народов. Доводы эти слишком слабы; сторонники тюркского происхождения смешивают две проблемы — происхождение мусульманских народов и распространение ислама.

 

В исторических документах и исследованиях китайских дунгановедов нет сведений или каких-либо материалов, указывающих на непосредственное превращение тюркских народностей в дунган. По их данным можно заключить, что некоторые тюркские элементы вошли в состав дунганской народности, особенно в период Юаньской (1280-1368 гг. н.э.) и Минской (1368-1644 гг. н.э.) династий.

 

Гипотеза об арабо-персидском происхождении дунган в последние годы находит всё больше сторонников и среди советских, и среди китайских дунгановедов. Последние исходят из того, что арабские колонисты, прибывавшие как торговцы в период Танской, Сунской и Юаньской династий, стали костяком южной группы дунганской народности, а персы, служившие в монгольской армии (а также пленные мастера), сыграли важную роль в формировании северной её группы.

 

Линь Гань отмечает, что в монгольской армии, участвовавшей в завоевании Китая, было очень много воинов — представителей народов Средней Азии, будущих дунган — до 2-3 млн человек.

 

Арабо-персидские элементы, видимо, сыграли большую роль в формировании отдельных частей дунганской народности. В пользу этого говорят не только дунганские фамилии Хай, Сай, Ма, Му, Си и другие (транскрипция первых слогов фамилий среднеазиатских народов), но и множество слов в лексике современного языка дунган. Так, дунганский языковед-лексиколог Ю. Яншансин в дунганско-русском словаре приводит персидские и арабские слова, вошедшие в лексику языка советских дунган. Всё это даёт основание считать, что арабы, иранцы и народы Средней Азии сыграли важную роль в сложении дунганской народности.

 

Следующий вопрос, рассмотрение которого интересно представлено в книге, — этимология языка, которым сейчас пользуются дунгане.

 

Без сомнения, прародителем современного дунганского языка является тангутский. Он относится к тибето-бирманской группе сино-тибетской языковой семьи. Это мёртвый язык, сейчас на нём никто не говорит. Литературная форма тангутского языка существовала примерно с X по XVI век нашей эры. Тангутская письменность и литература были созданы в тангутском государстве Си Ся, основанном тангутами и завоёванном Чингисханом в 1227 году. Тангутский язык использовал собственное письмо.

 

Рукописные источники на тангутском использовал в своих уникальных трудах Евгений Иванович Кычанов, российский историк-китаевед, специалист в области тангутоведения, средневековой истории Китая и Центральной Азии. Владение этим исчезнувшим языком помогло Е. Кычанову в прямом смысле слова прочесть неизвестные страницы древней истории народа хуэйхуэй.

 

Никита Яковлевич Бичурин, выдающийся учёный-востоковед, энциклопедист XIX в., один из основоположников русского китаеведения, составил первую научную грамматику китайского языка. Видимо, следуя за древнекитайскими историками, он относил тангутов к монголам, вернее, к монголоязычным народам. По современным исследованиям Е. Кычанова и других учёных, тангуты были метисизированными цянами с монголами. Вероятно, тангуты первоначально были монголоязычным народом, но затем, примерно в VI в. н. э., через двух-трёхъязычие перешли на тибетский и китайский языки, как это зачастую бывало с монголоязычными народами.

 

Нынешний дунганский относится к сино-тибетской семье языков, являясь единственной территориальной разновидностью китайского языкового континуума, за которой (за пределами КНР) признаётся статус самостоятельного языка, а не китайского диалекта.

 

Будучи мусульманами, дунгане писали по-арабски. В 1928 году для дунганского языка создана алфавитная письменность на основе латинской графики, а в 1929-м началось изучение дунганского языка в школе и использование его в преподавании. С 1953 года дунгане пользуются слегка модифицированным русским алфавитом. На дунганском языке издаются газеты и художественная литература. Дунгане Синьцзяна (КНР) своей письменности не получили и учат в школе государственный язык путунхуа (пекинский диалект китайского языка), а родной язык используют для бытового общения. Дунганский язык имеет два диалекта: ганьсуйский и шэньсийский. Среди средне-азиатских дунган более распространён ганьсуйский диалект, являющийся основой литературного дунганского языка.

 

Вот такая история из истории народа, живущего в Кыргызстане, сохранившего и традиции, и язык, и культуру, — одной из жемчужин в многонациональном ожерелье страны.

Ирина ПРОКОФЬЕВА.

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 15:50, 13-01-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова