ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

В новый год с новыми законами


В прошлом выпуске наша газета рассказала о том, как депутаты Жогорку Кенеша завершили 2022 год. Наступил новый, и нардепы вновь приступили к своим обязанностям. Первые заседания начались с обсуждения актуальных проблем, в числе которых дефицит доллара, скандал в спорте и защита прав представителей одной из важных профессий. Теперь обо всём более подробно…

 

Так, депутаты парламента в третьем чтении приняли закон о штрафе за оскорбление учителей. Теперь документ направят Президенту на подпись. Он разработан для установления ответственности за неуважительное отношение, выражающееся в форме оскорблений, нецензурной брани, непристойного поведения, оскорбительного приставания и демонстрации неприличных жестов (знаков), предметов по отношению к педагогическим работникам.

 

Напомним, что в феврале 2022 года депутаты Мирлан Самыйкожо и Аманкан Кенжебаев инициировали изменения в Кодекс о правонарушениях. Согласно его начальной редакции, за проявление неуважения к учителю предлагалось наказывать родителей или попечителей учеников штрафом в размере от двух до трёх тысяч сомов. В случае повторного правонарушения в течение года увеличить выплату до пяти тысяч либо применить арест от трёх до пяти суток. Однако после было решено ограничиться только предостережениями.
Затем в июне Жогорку Кенеш одобрил законопроект в первом чтении. После чего Молодёжное бюро по правам человека летом начало сбор подписей против введения штрафов за оскорбление учителей. По их мнению, документ противоречит Конституции, где указано, что «дети — важнейшая ценность Кыргызстана», что в республике «действует принцип обеспечения наилучших интересов ребёнка». Также он нарушает принятые международные обязательства.

 

С началом новой сессии закон по защите прав педагогов прошёл обсуждение в профильном комитете Жогорку Кенеша, тогда решили убрать из него суммы штрафов. В результате голосования парламент его одобрил.

 

А вот законопроект о лицензировании такси депутаты, напротив, отклонили. Напомним, Министерство внутренних дел инициировало законопроект, обязывающий таксистов получать лицензию. Для её получения, согласно законопроекту, таксисту нужно иметь трёхлетний стаж вождения, пройти техосмотр, иметь патент, страховку и делать отчисления в Соцфонд. «Только после выполнения этих условий таксист получает разрешение на один год. Её отозвать невозможно. Если человек работает без лицензии, то частное лицо платит 7 500 сомов, юридические лица — 3 000 сомов. При выявлении нарушений эта сумма составит 5 500 и 17 тысяч сомов соответственно. Сам документ обойдётся в 500 сомов для рядового гражданина, фирмам — 1 000 сомов. Праворульным такси он выдаваться не станет», — сообщил заместитель министра внутренних дел Октябрь Урмамбетов.

 

Однако депутаты посчитали этот проект закона антинародным, отметив, что многие кыргызстанцы ездят на автомобилях с правым рулём, и они останутся без средств к существованию, если им не позволят зарабатывать извозом. В результате обсуждения парламент отклонил законопроект. За законопроект проголосовали 11 депутатов, против — 59, было зарегистрировано 78.

 

В третьем чтении депутаты рассмотрели также и поправки в Закон «О противодействии экстремизму». Им предусматривается, что Президент как глава государства станет контролировать процесс противодействия экстремизму.

 

Нардеп Эльвира Сурабалдиева отметила, что в законопроекте помимо межрелигиозной, расовой, этнической и межнациональной розни есть понятие межрегиональной вражды. По её словам, этот пункт могут использовать в политических целях тоже. «Вы знаете, что по нему арестованы молодые люди. Я прошу дать точное определение межрегиональной вражде», — потребовала Эльвира Сурабалдиева.

 

Замминистра внутренних дел Эркебек Аширходжаев ответил, что межрегиональная рознь — это когда человек оскорбляет другого по региональной принадлежности. «Например, если он делит людей по Нарынской, Ошской или Баткенской областям. Затрагивание межрегиональной темы и оскорбление других будет считаться экстремизмом», — сказал он.

 

Депутат поинтересовалась, выходцем из какого региона является Эркебек Аширходжаев. Он ответил, что родился в Чуйской области. «Вы что, обидитесь, если вам скажут: «Вы чуйский?» Как можно оскорбить человека, назвав его регион? В каком регионе у нас есть недостатки? Я думаю, что такой пункт, наоборот, вместо того, чтобы объединить страну, разделит её по регионам. Уберите его», — добавила Эльвира Сурабалдиева.

 

Депутат Дастан Бекешев предложил поправки в Уголовно-процессуальный кодекс, которые касаются заключения под стражу определённых категорий лиц. Проект вынесен на общественное обсуждение.
Как отмечает автор поправок, изменения разработаны для гуманизации уголовного судопроизводства по отношению к лицам преклонного возраста и беременным женщинам. Он отметил, что за период с 1 января по 31 марта 2022 г. избраны следующие меры пресечения: заключение под стражу — 1 455; домашний арест — 123; подписка о невыезде — 10; передача несовершеннолетнего под присмотр и залог — по одному.

 

Предлагается ввести ограничения на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.
«Как видно из предоставленных данных, в большинстве случаев избирается мера пресечения в виде заключения под стражу, тогда как она является самой тяжёлой и должна применяться в исключительных случаях», — отмечает Бекешев.

 

Водворение в СИЗО пожилых и беременных, учитывая условия содержания в следственных изоляторах, можно признать пыткой, поскольку они не соответствуют международным стандартам.

 

Он подчёркивает, что мера пресечения в виде заключения под стражу должна применяться к тем, кто может помешать осуществлять следственные мероприятия или скрыться от органов следствия и суда. «Тогда как данная категория людей имеет объективно ограниченные возможности для того, чтобы мешать проведению следственных мероприятий и сбежать», — высказался Бекешев.

 

Он добавил, что заключение под стражу не должно применяться по отношению к женщинам в возрасте свыше 55 лет, мужчинам старше 60 лет и беременным, за исключением случаев, когда они могут скрываться от органов следствия и суда, а также в случае подозрения в совершении особо тяжкого преступления.
Обсудили нардепы на первых заседаниях наступившего года и новую экономическую и социальную повестку, подняв ряд актуальных проблем.

 

К примеру, депутат Айбек Маткеримов обеспокоился тем, что канализационная система столицы может не выдержать нагрузки. По его словам, численность населения в Бишкеке растёт, возводятся новые социальные объекты и жилые дома. «Строительные работы ведутся, не прекращаясь. В то же время мы не слышим никакой информации о том, что канализационная система заменяется. Всё устарело. Что будет, если возникнет опасная для горожан ситуация? Люди переживают. Кабмин должен в срочном порядке дать поручение соответствующему министерству», — сказал он.

 

К слову, ранее сообщалось, что в столице 80 процентов сетей Бишкекводоканала подлежит замене.
Депутаты во втором чтении рассмотрели ещё один законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс и признании утратившими силу некоторых законодательных актов».

 

Во время его обсуждения Айбек Маткеримов поинтересовался, сколько в среднем кыргызстанцы зарабатывают в месяц. Представители Минтруда со ссылкой на данные Нацстаткома ответили, что 22-24 тысячи сомов. Однако нардеп не согласился, что средняя зарплата в Кыргызстане составляет более 20 тысяч сомов. «Вы даже не знаете, сколько в реальности получают граждане, и озвучиваете заоблачные цифры. Мы злим народ, рассказывая всякие сказки. Возможно, они взяли оклад министра и простого гражданина и отсюда вывели среднюю цифру. Было бы хорошо, если бы взяли реальный доход медиков, соцработников в регионах для подсчёта, — сказал он.

 

Представители Минтруда ответили, что на сегодня самая низкая зарплата составляет 2 337 сомов. «Согласно законопроекту, мы предлагаем, чтобы самая низкая зарплата поднялась до суммы прожиточного минимума и составила 8 100 сомов».

 

После чего депутат парламента Замирбек Мамасадыков предложил изменения в Закон «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления». Он считает некоторые нормы документа дискриминационными. Согласно действующей редакции, председатель айыльного кенеша, если в аймаке проживает менее 20 тысяч человек, не получает зарплату, а может рассчитывать только на единовременную компенсацию за проведённые сессии.

 

По словам Замирбека Мамасадыкова, таких аймаков насчитывается 409, соответственно, 409 председателей айыльных кенешей работают бесплатно. Есть ещё главы 11 городских кенешей районного значения, которые также не получают зарплату.

 

Парламентарий предлагает установить зарплату всем председателям местных кенешей независимо от числа жителей в айыльном аймаке.

 

Депутаты потребовали от Кабмина помочь малому и большому бизнесу. Так, Эмиль Жамгырчиев отметил, что предприниматели жалуются на то, что в обменных бюро нет долларов. Поэтому необходимо срочно создать комиссию и провести проверку ситуации с долларом на рынке. «Национальный банк совершил рекордную интервенцию, продав $104 миллиона. Курс не падает и не поднимается. Бизнесмены жалуются, что валюту негде купить. В обменных бюро её нет. Народ жалуется, спрашивает, где проданные доллары. У Нацбанка один стоит 85 сомов, тогда как на рынке — 89», — сказал он.

 

По словам депутата Фарходбека Алимжанова, бизнес не готов к новым изменениям в Налоговый кодекс. Налоговая служба утверждала, что все предприниматели готовы перейти на электронную товарно-транспортную накладную, однако это не так.

 

Выступивший следом Жалолидин Нурбаев считает, что нужно использовать часть средств мигрантов в качестве инвестиций. Они очень хорошо помогают своей стране, в частности, во время пандемии коронавирусной инфекции закупали медицинское оборудование и направляли на родину. «Предлагаю делать из наших мигрантов инвесторов: Кабинет министров может выделять им землю в их районах, а они — становиться акционерами в какой-либо компании. Мигранты 2,5-3 млрд переводят ежегодно. Если хотя бы один процент от этих средств использовать как инвестиции, получается $25-30 млн. Если создание одного производства стоит порядка $1,5 млн, то в течение года можно открыть около 25 новых предприятий», — отметил депутат.

 

В свою очередь Нуржигит Кадырбеков предложил построить государственные реабилитационные центры, которых пока в стране нет.

 

По его словам, число детей, страдающих ДЦП и аутизмом, ежегодно растёт. Им необходимы современные медицинские услуги. «Специально посмотрел прайс. Имеются частные центры, где реабилитация стоит 39 тысяч сомов, тогда как пособие на ребёнка с инвалидностью составляет 8-15 тысяч сомов. Они должны лечиться или жить на эти деньги? В протоколах Минздрава аутизм указан как неизлечимая болезнь, но научно доказано обратное — можно вылечить детей с таким диагнозом. Нам нужно строить реабилитационные центры в Бишкеке и Оше», — сказал депутат.

 

Коснулись депутаты и спортивной проблематики, посчитав, что глава Департамента физической культуры и спорта Канат Шабданбаев плохо работает.

 

Нардеп Аида Исатбек кызы раскритиковала чиновника за то, что ведомство не смогло отправить спортсменов в Таиланд и другие страны на международные турниры, комментируя заявление своего коллеги о том, что для сборной Кыргызстана по боксу взяли деньги в долг, чтобы отправить её на соревнования в Таиланд.

 

«Глава Департамента спорта заранее должен был знать, что в январе планируются международные соревнования. Спортсмены ведь готовятся. Почему нельзя своевременно заложить средства?» — сказала она.
Канат Шабданбаев ответил, что финансирование производится по факту. «Это было невозможно. У нас 93 вида спорта. Календарный план для всех утверждается сразу, финансирование производится одновременно», — ответил чиновник.

 

Она поинтересовалась, как долго Шабданбаев возглавляет ведомство. Он ответил, что два года и три месяца.
«Вы не смогли обеспечить наших спортсменов. Бедные, куда только они не обращаются, просят найти им средства на форму, проезд, проживание. Всё это должны делать вы. От вас напрямую зависит пробивать финансирование. Спортсмены — это ваши подопечные. Больше двух лет возглавляете ведомство. Как вы оцениваете свою работу?» — спросила Аида Исатбек кызы чиновника.

 

Он ответил, что делает всё, что от него зависит. » Мы очень тесно работаем с Министерством финансов. 600 млн сомов предусмотрены на спорт, 950 млн — на зарплаты и Социальный фонд», — сказал глава департамента.

 

Депутат заявила, что с критикой согласились её коллеги. «Спортсмены не должны ходить и выпрашивать у депутатов, предпринимателей. Во все двери стучатся оттого, что вы плохо работаете. Я оцениваю вашу работу так», — возмутилась Исатбек кызы.

 

Депутат Жусупбек Коргонбай уулу, являющийся вице-президентом Федерации бокса, сообщил, что сборную Кыргызстана по боксу отправили на соревнования в Бангкок, взяв в обменном бюро пять тысяч долларов в долг. Потому что государственные органы своевременно не выделили средства. Также им помог глава ГКНБ Камчыбек Ташиев.

 

«С трудом отправили спортсменов, не взяв у государства ни сома. При этом я был в Иордании, в городе Омане. Там пребывали три работника Департамента спорта Министерства культуры. Оказалось, они приехали на средства, выделенные для спортсменов. Для них, значит, не находятся средства, а ваши сотрудники разъезжают по командировкам как туристы. Одного из них увидел в столовой и спросил, какой вид спорта он представляет. А это оказался не спортсмен, а сотрудник аппарата», — возмутился Коргонбай уулу.

 

Заместитель министра финансов Жибек Дуйшеева ответила, что средства Департаменту спорта перечислили. Однако глава департамента Канат Шабданбаев отметил, что финансирование открыто только 11 января, и ведомство не успело распределить средства, в том числе для боксёров.

 

Депутат Медербек Алиев, продолживший спортивную тему, напомнил, что кыргызстанцы видели видео, где члены организованных преступных группировок, поступив как звери, убили человека. «Сейчас всех подозреваемых задерживают. Многие из них оказались спортсменами. А значит, данное направление развивается неправильно. С давних времён спорт — это посол мира, он прививает дисциплину и порядок. Но у нас, к сожалению, несовершеннолетних спортсменов, у которых разум ещё не окреп, делают членами группировок, которые создают вонючие политики и руководители спортивных клубов. Молодые ребята таким образом ломают свою судьбу, хотя могли бы стать известными во всём мире спортсменами. Лихие 90-е закончились. Нужно до них это донести», — заявил Алиев.

 

Его поддержал Жаныбек Абиров. «Если действующие или бывшие спортсмены идут на тяжкие преступления, нужно лишать их всех званий — мастера спорта и других», — сказал депутат.

 

В завершение депутат Айбек Маткеримов коснулся вопроса переименования четырёх районов столицы.
По его словам, один из них можно назвать в честь Курманбека Баатыра. «Эпос «Курманбек» так же важен для нас, как и эпос «Манас», хоть и стоит после него», — отметил Маткеримов.

 

Курманбек — кыргызский героический эпос. Главный герой эпоса — Курманбек, который, сплотив вокруг себя разрозненные кыргызские роды и племена, героически защищает свободу и независимость родного народа от иноземных захватчиков.

 

Аида ШИРИНОВА.

 

Поделиться:

Автор: -

Дата публикации: 14:51, 18-01-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИнестПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова