Main Menu

«Таза Коом» — кыргызский путь устойчивого развития

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Устойчивость общества предполагает известную гармонию в отношениях между различными социальными группами, отсутствие национальных и иных конфликтов, поступательное развитие экономики, социальной сферы, уверенность людей в завтрашнем дне. Она не означает консервации раз и навсегда установленных порядков и образа жизни. Общество может успешно развиваться, своевременно заменяя устаревшие формы экономического и социального развития новыми, отвечающими изменившимся общественным потребностям, переменам во внутреннем и внешнем положении страны, адекватно реагируя на социальные изменения. Но возникающие внутренние и внешние воздействия на общественные отношения могут превысить некоторые критические значения, и тогда в обществе возникает ситуация неустойчивости, при которой требуются экстраординарные действия для сохранения его от разрушения. Устойчивое развитие, пишет Президент страны, предполагает наличие социальной стратегии: «в центре стоят человек, его жизнь, здоровье, образование, права и свободы».

Устойчивое состояние общества играет огромную роль в судьбах народов и государств. Люди всегда стремились к спокойному социально-экономическому и духовному развитию, без ущемления чьих-либо интересов, поэтому каждая новая идея создавала свое понимание устойчивости и того, какими способами она достигается.

Жусуп Баласагын считал, что под властью закона общество благоденствует, а законопослушание — одна из основных гражданских добродетелей. Государство, в котором граждане всецело подчиняются законам, является самым счастливым во время мира и самым непобедимым во время войны.

Таким образом, еще древние мыслители осознавали, что для развития общества необходимо достигнуть в нем устойчивости, которую напрямую связывали с личностью правителя, а также с правящей элитой. Кроме того, в качестве основополагающих факторов, влияющих на достижение стабильных общественных отношений, необходимы справедливое законодательство, равенство всех перед законом и судом, соблюдение прав и свобод граждан со стороны государства. И в настоящее время перечисленные выше положения в наших условиях стали весьма актуальными. Никколо Макиавелли считал, что устойчивость государства обеспечивается тогда, когда правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не переходит в ненависть, а любовь — в презрение.

Важным фактором, который имеет огромное значение для поддержания единства и устойчивости, с точки зрения Макиавелли, является законодательство. Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью довольной и спокойной. Впервые применительно к государству Никколо Макиавелли употребил термин «устойчивость».

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в процессе исторического развития происходила дальнейшая селекция оправданных историей методов и способов достижения устойчивости общественных отношений. И ученые, и президенты, и государственные деятели всегда были обеспокоены вопросом: возможно ли вообще бескризисное, устойчивое, эволюционное развитие общества или прогресс общественной жизни возможен только через революционное переустройство? На основе этих споров и изысканий все более четко стали выделяться две основные модели поддержания социальной устойчивости — силовая и экономическая.

Силовая модель сохранения устойчивости не требует серьезной аналитической работы, так как для выполнения принимаемых властью решений необходимы жесткие силовые меры, в числе которых использование сил охраны правопорядка, введение цензуры и закрытие оппозиционных режиму изданий, физическое или пространственное устранение руководителей и идеологов оппозиций. Государство, использующее такую модель поддержания устойчивости в обществе, мы сравниваем с левиафаном — библейским морским чудовищем, пожиравшим своих детей.

Экономическая модель сохранения устойчивости общества требует более тонких, но реальных решений. Она базируется на конкретном учете интересов различных групп населения и оценке возможных последствий принимаемых социально-экономических мер в отношении этих групп. Основная задача властных структур заключается в этом случае в предотвращении таких ситуаций, когда масштабы нарушения интересов каких-либо групп населения сильно возрастают и приводят к необходимости применения силовой модели для сохранения социальной устойчивости общества. Таким образом, политика властных структур общества, основанная на постоянных компромиссах между интересами различных групп общества, направлена на сохранение его устойчивости.

Отсюда с возникновением и развитием рыночных отношений, критическим пересмотром религиозных учений в нашей стране еще больше возникло стремление общества к сохранению устойчивости. Характерными чертами явилось желание математизировать знание, в результате чего сложилось представление о том, что законом социального развития страны является стремление к порядку, обусловленное склонностью человека, общества, природы к сохранению. Именно это начало способствует перерастанию неустойчивых отношений между людьми в состояние устойчивости.

В этот тяжелый переходный период складывается представление о нашем обществе как об идеально сконструированной модели, подобной некому механизму или человеческому организму, появляется понятие «устойчивость». Главная цель современного кыргызского общества — это достижение определенного баланса интересов, поддержание общего блага при обеспечении безопасности личности и совершенствовании законодательства. Новейшая история Кыргызстана стала качественно значимым этапом по сравнению с предыдущими периодами изучения проблемы стабилизации общества, так как бурное, но несправедливое развитие рыночных отношений приводит к различного рода социальным потрясениям. Свободный рынок, жесткая конкурентная борьба, провозглашение либеральных идей, обезличивание системы аппарата управления, возникновение демократических институтов привели в нашей стране к социальным изменениям, возникновению новых требований к поддержанию устойчивости общественных отношений. Образ устойчивого развивающегося общества пронизывает почти все социологические теории современности. По нашему мнению, идея устойчивости стала выражать основную и неизбежную дилемму человеческого существования.

Диалектика устойчивого развития

Связывая достижение гармонии и устойчивости в обществе с развитием других общественных наук, наука социология открыла «социологический закон интеллектуальной эволюции человечества». По мысли же наших оте-чественных социологов, изменения в обществе должны происходить эволюционным путем, сглаженно, с учетом всех общественных факторов и интересов всех социальных слоев. Современное кыргызское общество рассматривается нами как гибкая система, в которой сохранение находится в диалектическом единстве с изменениями.

С учетом вышеизложенного можно сказать, что в ходе развития социально-политических и философских воззрений на концепцию развития общественных отношений в эти дни добавились принципиально новые социологические взгляды, которые отмечают необходимость достижения и поддержания устойчивости. Акцент делается на соблюдении сбалансированности и гармонии интересов между отдельными членами общества и социальными институтами. Значительным прогрессом политической, социологической, философской наук в изучении общества стала наша реальная действительность, где сформировалась идея устойчивого развития и формирования общества «Таза Коом», где выделяется и выдвигается на первый план индивидуальная и коллективная деятельность людей, конструирующая стабильный социальный мир в Кыргызстане.

Президент страны Алмазбек Атамбаев связывает устойчивость с экономическим положением граждан. Он постоянно подчеркивал, что устойчивость и бедность несовместимы, а вот благосостояние общества может быть и основой, и одновременно одним из результатов устойчивости социальной системы. При этом мы постоянно отмечали на страницах периодической печати, что устойчивость не всегда прямо зависит от уровня экономического развития, так как общественный порядок, основанный на тесной связи между экономикой и государством, может стать «репрессивным и абсолютно недостойным». Действительно, в Кыргызстане, который переживает период трансформации, экономический рост нередко становится дестабилизирующим фактором, так как ведет к поляризации общества.

Для успешного осуществления деятельности по обеспечению устойчивости недостаточно рациональных знаний, требуются еще умения и знания, открывающие широкие возможности для поиска и творчества. Как сказал Алмазбек Атамбаев: «Кыргызская Республика должна быть на гребне этой волны и строить экономику, основанную на знаниях, — умную страну, или же можно применить название «Таза Коом» — чистое честное общество». Причем в ходе социально-психологического воздействия возникают новые социальные феномены, которых нет у человека вне общества. Социальное взаимодействие порождает такие специфические и исторические национальные формы коллективного сознания, как обычаи, нравы, традиции, а также соответствующие им формы социального поведения, содействующие устойчивому развитию общества, что является необходимым условием его существования, о чем неоднократно говорил Алмазбек Атамбаев. «Мы видим мощный подъем национального самосознания. Народ Кыргызстана преодолел долгое бремя, навязанный нам синдром ущербности, привычку жить по чужим лекалам». По мере развития новых направлений в нашей отечественной социологии и, прежде всего конфликтологии, синергетики кыргызские социологи не только продолжили изучение общества, но и перенесли акцент с исследования порядка, устойчивости на анализ конфликтов, противоречий, социальных изменений, неустойчивости. При этом вышеперечисленные нами категории рассматриваются как основные факторы стабилизации общества, как некое созидательное начало, а сама устойчивость — как диалектическое единство поддержания системы и ее изменения. «Мы с вами должны разработать стратегии перехода от периода стабилизации страны к национальному возрождению народа», — указывает Президент Алмазбек Атамбаев.

Таким образом, такие понятия, как «устойчивость» и «стабильность», проникли в самые разные концепции общественной динамики, но наиболее подробно они разработаны в рамках структурно-функционального подхода, идей синергетики и теории катастроф. Исходным пунктом для анализа общественного развития выступает категория устойчивости, которая обозначает определенный период развития общественных отношений, имеющий соответствующие временные рамки и темпоральные характеристики, уровень поддержания целостности и системной организованности определенной социальной системы. В соответствии с теорией катастроф устойчивость социального процесса обусловлена действием двух полярных диалектических тенденций, одна из которых связана с воспроизводством и сохранением старых системных качеств, тогда как вторая, наоборот, обеспечивает «положительную» возможность адаптации социальных структур к новым условиям, изменениям внешней среды. При этом социальная устойчивость общественного порядка на той или иной фазе социального процесса носит относительный характер по отношению к непрерывной изменчивости социальной среды, текучести социального поля. Устойчивость социальной системы служит для различных государств неким идеальным типом или эталонной моделью, дающей возможность эффективно преодолевать кризисы развития и решать социальные проблемы. В связи с этим большую популярность среди теорий социально-политических изменений получила в настоящее время концепция устойчивого развития, Sustainabledevelopment, «Таза Коом».

Устойчивость — наш новый образ жизни

Основываясь на повседневном опыте, отталкиваясь от разнообразных предпосылок, ведя свое происхождение из различных традиций, многие социологические школы Кыргызстана тем не менее подчеркивают, что общество является динамической системой, в которой люди своими действиями создают и воспроизводят контекст собственного устойчивого существования. Именно устойчивость является важным условием организационного и стимулирующего характера дальнейших социальных действий.

Возрастает интерес к проблеме стабилизации общества, появляется еще кибернетический подход к решению проблемы развития общества — устойчивость социального организма выражается через его способность воспринимать и перерабатывать информацию о внешних и внутренних процессах, реагировать на происходящие изменения перестройкой организационных связей общественного тела.

Прогрессивное развитие кыргызского общества есть его устойчивое состояние, которое означает устойчиво воспроизводящийся социальный порядок. О воспроизводстве различных общественных сфер, которое является не чем иным, как способностью общества в ходе своего развития сохранить свою идентичность, писали мы в предыдущей статье, где отмечали, что облик современного общества формируется в единстве и противоположности таких процессов, как эволюционная неравновесность экономики и социальная устойчивость.

На наш взгляд, можно выделить следующие характеристики устойчивости общества: устойчивость общественно-экономической системы; устойчивость удовлетворения экономических потребностей личности в рамках общественно-экономической системы; устойчивое соответствие качественных параметров среды обитания (экологических условий) интересам социума; устойчивость социального прогресса личности в рамках социума.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что система, которая в значительной степени защищает интересы человека, имеет гораздо больше шансов достичь устойчивости по сравнению с той, где интересы человека находятся на втором плане. Для того чтобы политическая система и государственный механизм нормально функционировали, необходимо поддерживать порядок и устойчивость в обществе, опираясь на взаимодействие различных компонентов, одними из которых являются интересы существующих групп населения, способы их отражения и представительства на самых высоких уровнях.

Тем не менее существуют универсальные свойства — сохранение функциональных связей, локализация и мирное разрешение конфликтов между социальными группами, гомеостазис (равновесие), гашение антисистемных импульсов и т. п. Поэтому современное кыргызское общество должно обладать определенными отличительными признаками, а именно: достаточно высокой жизнеспособностью; приоритетом интересов большинства членов; устойчивым положением социальной системы, то есть способностью воспринимать внешние воздействия, информацию, компенсировать негативную энергию и трансформировать ее в позитивную, сохраняя при этом свою сущность, основные характеристики, темпы и характер развития.

При этом, как сказал глава государства, «нашей задачей является создание сильной устойчивой ко всем внешним шокам развитой экономики, полной финансовой независимости страны». Как мы видим, предпринимаются различные подходы в рассмотрении проблемы устойчивого развития общества. Тем не менее большинством отечественных исследователей основным условием указывалось наличие в обществе устойчивости. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что в центре вопроса о факторах устойчивости всегда стоит человек — субъект устойчивости общества, и от того, как люди относятся к социальной действительности, как представляют себе стоящие перед ними и обществом задачи, какими способностями и возможностями обладают, во многом зависит состояние современного кыргызского общества.

Прежде всего — человек

Стремление каждого человека удовлетворить свои потребности, преобразовать действительность для своего же блага считается естественным. Кроме того, необходимы удовлетворенность индивида и внутри общества, ощущение его социальной причастности к общественному организму. Имеется в виду высокий уровень доверия членов общества друг к другу, «социальный партнерский» характер их взаимоотношения. Поэтому общество устойчиво до тех пор, пока человек в основной своей массе удовлетворен, когда он не чувствует отчуждения ни со стороны власти, ни со стороны других членов общества, то есть социально полноценен и способен отстаивать свои интересы.

Таким образом, можно выделить два типа связи, осуществление которых и способствует устойчивому развитию общества.

Вертикальная связь «государство — общество» или «власть — индивид». В этом случае идея демократии как власти, идущей от народа и соответственно для народа, и формирует необходимую устойчивость социально-политической системы.

Горизонтальная связь «индивид — индивид». Отношения внутри общества основаны на доверии и состоят в режиме социального мира. Отсутствуют неразрешимые противоречия, так как существует эффективный механизм разрешения конфликтов. Прежде всего судебная система, эффективная и пользующаяся доверием. «Мы должны создать сильную, прозрачную независимую судебную систему, обеспечивающую право каждого на беспристрастный, открытый и справедливый суд», — подчеркнул Президент страны.

Социальные изменения в прошлом столетии оказались подвержены ускорению и глобализации в масштабе, прежде невиданном. Они охватывают все более широкое пространство, нарушая «установленный мир жизни» все большего количества людей и все более неожиданными формами. Наряду с реальными изменениями происходили также изменения восприятия и интерпретации событий или реальных практик как прежнего, так и настоящего времени, подвергались ревизии определенные оценки и традиции, шел процесс написания истории заново, распространялись новые идеи, связанные с признанием прав человека, плюрализмом, и т. д., подвергались новой актуализации этнические и религиозные устои. Поэтому такая социально-политическая ценность, как устойчивость, выдвинулась на одно из первых мест в новейшей истории Кыргызстана.

Социальная устойчивость в Кыргызстане построена на своеобразном компромиссе классовых интересов. Последний достигается в результате все более глубокого государственного вмешательства в процессы противоборства между трудом и капиталом за распределение национального дохода, материальных и духовных благ, целенаправленного влияния господствующего класса на выбор путей и форм политических действий, а также проведения грамотной социальной политики, финансирование которой осуществляется на трехсторонней основе (государство, работодатель и получатель средств).

В социально устойчивом обществе не существует уравниловки, но относительно низко обеспеченные слои населения не испытывают нужды в главных потребностях, определяющих нормальный уровень жизни. Следовательно, решая проблему сохранения социальной устойчивости, кыргызское общество должно пройти между уравнительностью и накопительством, добиваясь рационального распределения ресурсов на достижение, с одной стороны, целей социальной поддержки экономически слабой части своих членов и, с другой — целей развития общества в целом, которое обеспечивается в основном экономически сильными его членами. О чем подчеркнул Президент страны: «Мы нашли свой собственный путь развития, путь решения социальных проблем и повышения благосостояния наших граждан. Мы добились более справедливого распределения государственных доходов между гражданами страны». Вместе с тем устойчивость в нашей стране может выражаться в способности социально-политической системы к самосохранению и саморазвитию даже в экстремальных условиях. Она способна обеспечить легитимность власти, ее прочность и эффективность, определить политическую деятельность по упорядочению и совершенствованию общественных отношений, укрепить способ производства материальных благ.

Нарушение социальной устойчивости может быть количественным и качественным. В первом случае оно имеет ситуативный характер и преодолевается социальной системой, которая при этом сохраняет свою структуру. Во втором случае нарушение социальной устойчивости перерастает в социальный кризис, который может свидетельствовать о необходимости перевода системы в качественно новое состояние.

Можно определить ряд критериев баланса устойчивости: собственно системный — «системы-интересы»; экономическая устойчивость: само-окупаемость, эффективность, рентабельность; поддержание человеческого потенциала, который образует системы общества (здоровье, квалификация, образование и др.), это собственно социальный критерий.

Следует учитывать противоречивые взаимодействия данных критериев. Ни один из них нельзя брать как единственный. В социальной эволюции, естественно, возможна замена приоритета критериев. Но нас в дальнейшем будет интересовать последний критерий баланса устойчивости — социальный, так как в достижении устойчивости общества он имеет решающее значение.

Таким образом, на основе социологического анализа, посвященного проблеме устойчивости, можно сделать следующий вывод: устойчивость является необходимым условием динамично и гармонично развивающегося, жизнеспособного общества, которое обладает адаптивными способностями, развитой структурно-элементной организацией и определенной степенью устойчивости. Подобное общество конструктивно реализует интересы и потребности людей (социальных групп и отдельной личности) и эффективно использует их творческую активность.

Устойчивость предполагает преодоление отчуждения между властью и народом, замену бюрократического государства на правовое, наличие среднего класса, развитой партийной системы, действующей конструктивной оппозиции и зрелого гражданского общества.

Устойчивость — это сбалансированное состояние общества, находящегося в процессе положительного динамичного развития, обладающего достаточно высоким уровнем надежности собственного существования, готового воспринимать различные как внутренние, так и внешние воздействия, способного к последующим преобразованиям, не теряя своей индивидуальности, сохраняя структуру и основные качественные параметры.

(Продолжение следует)

Кусеин ИСАЕВ,

д. ф. н., профессор социологии;

Калыс ИШИМКАНОВ,

магистр социологии.






Related News

«Невозможное — возможно, а возможное -должно!» Е. Поливанов

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintНемногие из учёных, занимающихся проблемами сравнительного языкознания и мечтающих о создании «общей грамматики всех языков,Read More

«Имя Бишкек баатыра, не угасая, прошло через века

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПрезидент Садыр Жапаров принял участие в открытии памятника Бишкек баатыру, имя которого носит столица страны.Read More

Добавить комментарий