ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Дорожная карта не имеет границ


Личные доверительные отношения Садыра Жапарова и Шавката Мирзиёева позитивно сказываются на развитии дружественных отношений между Кыргызстаном и Узбекистаном.

 

 

Предстоящему государственному визиту Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева общественность Кыргызстана придаёт особое значение. Это событие должно стать не просто знаковым, но и определить пути решения ряда актуальных вопросов кыргызско-узбекских отношений.

 

Будучи опытным политиком, многие годы проработавшим главой правительства Узбекистана, Президент Мирзиёев придерживается концепции многопланового вектора сотрудничества во внешней политике. Безусловно, основной акцент внешнеполитического направления его деятельности направлен на развёртывание партнёрства прежде всего с соседними государствами, в том числе и Кыргызской Республикой.

 

При этом нельзя не признать, что именно с его приходом кыргызско-узбекские межгосударственные отношения, которые в определённый период времени имели пассивный характер, стали активно развиваться. В этом, надо полагать, проявилась и прозорливость политика Шавката Мирзиёева. Ведь кыргызы и узбеки не просто соседи — они связаны общей историей, культурой, традициями духовных и религиозных ценностей. Поэтому установление добрососедских и доверительных отношений с Кыргызстаном было и остаётся одним из приоритетных направлений внешней политики главы Узбекистана. При этом, как показывает анализ, узбекско-кыргызские межгосударственные отношения за последние два-три года приобрели характер многопланового сотрудничества.

 

 

Причём оно стало последовательно и устойчиво наращиваться. Так, объём товарооборота между двумя странами, как отмечает первый заместитель директора ИСМИ РУз А. Неъматов, в 2022 году впервые превысил млрд. долларов США, что почти в пять раз больше показателя 2017 года. По его словам, среди стран Центральной Азии Кыргызстан стал вторым после Казахстана торговым партнёром Узбекистана.
Безусловно, такой уровень узбекско-кыргызских отношений вряд ли был бы возможен без соответствующих усилий со стороны самого Кыргызстана. В этом плане показателен внешнеполитический курс и Президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова.

 

Ещё два года назад во время своей инаугурации он отмечал, что «непрерывное экономическое развитие страны, её культурное возрождение, стабильность возможны только в том случае, если мы сохраним добрососедские и дружественные отношения с ближними и дальними государствами». Конечно же, речь шла в первую очередь об Узбекистане, с которыми, как он говорил, «у нас общая судьба и история». Поэтому основное внимание Жапаров в качестве первостепенных задач уделил решению вопросов по оставшимся участкам государственной границы с Узбекистаном.

 

Как известно, протяжённость линии границы Кыргызстана и Узбекистана составляет 1 472 км. В 2017 году был подписан и ратифицирован договор о делимитации 1 170 км границы. В ноябре прошлого — Договор между Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан об отдельных участках кыргызско-узбекской государственной границы общей протяжённостью 302 км, который уже ратифицирован Жогорку Кенешем и подписан главой государства.

 

При этом решение этого вопроса стало своего рода «испытанием на прочность» для Президента Садыра Жапарова, поскольку эти участки, включая Кемпир-Абадское водохранилище, были самыми спорными, как отмечал в своё время руководитель правительственной делегации по вопросам государственной границы, заместитель председателя Кабинета министров — председатель ГКНБ КР Камчыбек Ташиев. И здесь, надо признать, решающее значение имела политическая воля Президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова.

 

Кстати, это официально отметил и глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своём недавнем поздравительном послании по случаю дня рождения Садыра Жапарова. В частности, он писал, что урегулирование жизненно важных вопросов узбекско-кыргызской границы именно в период его президентства благодаря его безмерным практическим усилиям и твёрдой позиции ещё раз чётко продемонстрировало сильную политическую волю Жапарова.

 

Безусловно, окончательное решение вопросов государственной границы между Кыргызстаном и Узбекистаном будет способствовать дальнейшему развитию многопланового стратегического партнёрства и сотрудничества двух стран.

 

Что касается непосредственно вопросов стратегического партнёрства, то одним из актуальных его направлений стало учреждение Узбекско-Кыргызского фонда развития с уставным капиталом в 50 млн. долларов США, перед которым поставлены задачи формирования благоприятных условий во взаимной торговле, расширения объёмов и диверсификации структуры товарооборота, а также развития долгосрочных форм и путей экономической кооперации. Надо сказать, что этот институт уже демонстрирует себя в качестве реального финансового механизма для разработки и реализации совместных проектов, учитывающих интересы и взаимную выгоду стран-партнёров.

 

Лидеры двух стран особое внимание уделяют также строительству железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, трёхстороннее соглашение по которому уже заключено и начаты соответствующие работы. Активное участие в реализации такого масштабного проекта выгодно каждой из сторон. В то же время это создаст условия для расширения торгово-экономических, транзитно-транспортных отношений и, конечно же, гуманитарно-культурных связей.

 

Ещё один аспект стратегического партнёрства двух стран — углубление сотрудничества в энергетике, включая реализацию крупных региональных проектов. Речь прежде всего об участии узбекской стороны в строительстве Камбар-Атинской ГЭС-1, а также о совместном управлении водными ресурсами Кемпир-Абадского водохранилища. В практическом плане уже подписаны соглашения между правительствами Кыргызстана и Узбекистана по Кемпир-Абадскому водохранилищу и сотрудничеству в сфере водного хозяйства.

 

Соглашение о совместной подготовке инвестиционного проекта строительства Камбар-Атинской ГЭС-1 было подписано во время визита Президента Кыргызстана Садыра Жапарова в Узбекистан в марте 2021 года. На днях в Бишкеке министрами энергетики Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана подписана уже Дорожная карта по реализации этого проекта. Мощность будущей ГЭС — 1860 МВт. Объём её 5,4 млрд. кубометров. Станция будет ежегодно производить в среднем 5,6 млрд. кВт.ч электроэнергии.

 

Важно отметить, что правовой основой исторически значимых шагов глав государств по укреплению и расширению отношений между Кыргызстаном и Узбекистаном считается ряд межгосударственных документов, основные из которых это Договор о вечной дружбе, Декларация о стратегическом партнёрстве, дружбе, добрососедстве и укреплении доверия.

 

При этом весьма примечателен и тот факт, что между Жапаровым и Мирзиёевым сложились личные добрые и доверительные отношения. И это, безусловно, положительно сказывается как на развитии дружественных и взаимовыгодных межгосударственных отношений, так и на создании реальных условий для двух братских народов в их стремлении жить в мире и согласии.

 

 

Автандил АРАБАЕВ, руководитель Центра правовых и политических исследований Национального института стратегических исследований при Президенте Кыргызской Республики.
д.ю.н., профессор.

Автор: -

Дата публикации: 11:53, 25-01-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АбытовАйжигитовАрисоваАщеуловБайджиевБеляковБиялиновБоконбаевВоропаеваГоршковаНестероваДосалиевСапожниковКенжесариевКовшоваКузьминПетровПлоскихПоповаПрокофьеваСидоровстейнбергШаповаловШариповШевцовШепеленкоШириноваЭркебаев