Main Menu

Печальный рыцарь своей судьбы

Печальный рыцарь своей судьбы
ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Болот Бейшеналиев был таинственным и неповторимым. Этого выдающегося актера отличали обязательность и постоянство. В последние годы его жизни меня почему-то тянуло к нему, наши отношения становились необычно теплыми. При долгой разлуке мы обязательно звонили друг другу.

— Где ты пропадаешь? — часто раздавался из трубки его упрекающе-простецкий низкий баритон. В то же время в нем чувствовалась некая тайна, как будто он чего-то недоговаривал. Сие ощущалось даже в минуты его откровенности, когда он мог как на духу выложить все свои чувства и мысли. В такие минуты он как бы моментально замыкался в себе и никто не мог угадать, что творится в его душе. Болот байке впадал в глубокое раздумье, на лбу отчетливо вырисовывались глубокие морщинки.

Печальный рыцарь своей судьбыОднажды на далекой баткенской земле мы оказались вместе в творческой командировке. К нему бесцеремонно полезла с вопросом одна из руководителей области, мадам с прямолинейным характером: — Болот Бейшеналиевич, я хорошо помню вас по вашим ролям в кинофильмах. А сейчас вы совсем изменились, быстро поседели и состарились. Да и глаза ваши необычно печальны. Почему? Или характер ваш такой?

— Нет, дорогая сестренка. Просто вспоминаю, как в молодости тут снимался в кино. Сперва в фильме «Уркуя», а затем в киноленте студии «Таджикфильм». Такое же буйное цветение урюка, красота какая! Кажется, мои поседевшие волосы тоже покрываются красками этого цветения. Сие, конечно, вызывает смешанные чувства восхищения и светлой грусти. Но меня заботит и тревожит то, что, живя на этой прекрасной земле, люди беднеют и нищают. От того и моя печаль. А печаль, как известно, старит лицо. В одном я убедился окончательно: от судьбы не уйдешь -здесь он смолк на мгновенье и продолжил: — Конечно, в жизни всякое бывает, всякое приходилось испытать, а может быть, гены у меня такие, — сказал он и мягко улыбнулся. Обычно Болот байке бывал немногословен, никогда не хохотал. Я никогда не замечал, чтобы он зазнавался, когда его чрезмерно хвалят.

В другой раз он отвечал так: «Я часто задумываюсь над судьбой двоих сыновей, которые выросли без моей ласки и воспитания». И все, ни слова о себе. Никогда не обращал внимания на собственную бедную жизнь.

Печальный рыцарь своей судьбыБолот Бейшеналиев вошел в мир кино в конце 60-х — начале 70-х годов как талант-ливый и самобытный актер. Конечно, такая перемена амплуа его руководству театра и сценическим режиссерам не понравилась. На одном из общих собраний ему поставили жесткое условие: или уйти совсем в кино, или остаться в театре и оживить застой в театральном коллективе. И он вынужден был уйти из театра из-за любви к фильмам. Ходил без работы. Много думал, мучился, но возвращаться в театр постеснялся. Ему здешние масштабы оказались тесны.

После серьезных раздумий и колебаний пришел к окончательному решению и через непродолжительное время поехал в Москву продолжать творческую стезю. К нему поступали приглашения из всех лучших киностудий бывшего СССР. Впоследствии он с самоиронией говорил, что «для такого, как я, кыргыза, везде находились роли узкоглазых азиатов». Там он наладил дружеские творческие связи с ранее знакомыми Андроном Кончаловским, Никитой Михалковым, Андреем Тарковским и другими известными кинодеятелями.

Болот Бейшеналиев вернулся в Кыргызстан с началом обретения государственного суверенитета. Он мечтал, что отныне партийного диктата не будет, лишь свобода и широта творчества. Жесткая советская система воспрепятствовала актеру отправляться по приглашениям зарубежных, в том числе голливудских режиссеров. Участь сия была уготовлена всем советским деятелям киноискусства, попавшим под жесткий колпак запрета всякого общения с капиталистическим миром. Однако в родной стране все получилось наоборот, он попал в еще худшее положение. Если в прошлую эпоху его теснила партноменклатурная система, то сегодня он стал свидетелем неправильной и незрелой государственной политики, бессилия власти, бесхозяйственности, жадности и алчной натуры наглых коррупционеров, которые, как шакалы, приступили к воровству государственного, народного богатства, плюнув на всякую мораль и ценности, ухудшающуюся жизнь простого народа.

Печальный рыцарь своей судьбыКартина для него была настолько удручающей, что он попросту поник. В этом и была вся трагедия Болота Бейшеналиева. Суверенная власть не стала вникать в сложнейшие жизненные перипетии, его драматичную судьбу, не обращала внимания на бедственное положение выдающегося деятеля отечественного киноискусства. Наоборот, способствовала тому, чтобы известного актера нагло шантажировали. Стали распространяться порочащие его личную жизнь и человеческий авторитет слухи и сплетни. Он сам давал всему этому гневную отповедь, от всего этого ему стало тошно.

Вот что сказал Болот Бейшеналиев о себе:

— В детстве вырос на руках у бабушки. И в мыслях не было стать актером. Сдавал экзамены в сельхозинститут, но провалил их, поскольку совсем не знал русского языка. Случайно встретил своего земляка Кыдырбека Чодронова, работавшего в театре оперы и балета. С его помощью поступил в оперную студию, где мы все — Болот Минжилкиев, Токтонаалы Сейталиев, Хусейин Мухтаров, Владимир Муковников — были стоящими ребятами, — заключил Болот байке шутливо.

Его киноискусство формировалось на съемках фильма «Скользкая переправа» Мелиса Убукеева. А первый успех к нему пришел с кинолентой Андрея Кончаловского «Первый учитель». Он снялся в более ста фильмах, в Москве прожил 18 лет. Во время отдыха в Крыму Болот познакомился с полячкой Стеллой, женился на ней, вместе жили в Москве. Однако тяга к отчему краю взяла свое, решился вернуться на родину. С женой разошлись во взаимопонимании и без драмы. «Оставил ей трехкомнатную московскую квартиру и полный сундук кинжалов», — говорил он впоследствии. Болот байке коллекционировал редкие виды этого холодного оружия. Был среди них и кинжал бухарского эмира. Когда он потом зашел к бывшей жене, чтобы забрать эту реликвию, она стала жаловаться: мол, здесь такая дороговизна, она вынуждена по одному продавать кинжалы и жить на вырученные деньги. Болот байке сжалился над нею и не стал забирать свою коллекцию.

В конце 60-х годов он снимался в киноленте киностудии «Узбекфильм» «Красные пески» в роли комиссара Миркамила Миршарипова. Там он познакомился с партнершей по фильму туркменкой Гульсарой. Они поженились, у них родились дочь и сын. Дочь Гульназ, живущая в Канаде, умерла несколько лет назад, сын Азиз — в Москве, пошел по отцовской дороге, тоже известный киноактер.

— Отец был против того, чтобы я стал актером. Говорил, что «это очень тяжелая работа, будешь бродяжничать, как я». До этого учился в университете, обучался китайской филологии. Но на втором курсе я оставил учебу, чему отец очень огорчился, — вспоминает сын.

Болот Бейшеналиев в 90-е годы вернулся в Бишкек, устроился в театр юного зрителя и проработал актером до конца своей жизни.

Было у него еще одно хобби — стихотворчество. Оказывается, никто и не знал об этом его тайном увлечении. После его смерти друзья собрали стихи Бейшеналиева и выпустили сборник. Возможно, поэзия, занимая его думы и помыслы, и была той сокровенной тайной, в которую он уходил в минуты тяжкого одиночества и смятений.

Тилек МУРАТАЛИЕВ,

член Союза кинематографистов Кыргызстана, кинорежиссер.






Related News

Любовь и почитание — фундамент страны!

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Кыргызстане есть хороший праздник — День матери. Как много готовы отдать за материнскую улыбкуRead More

Культура здоровья и долголетия

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Указе Президента Кыргызской Республики «О духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности» ставится задача «обеспечитьRead More

Добавить комментарий