Main Menu

«Таза Коом» и социальное развитие страны

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Социологической наукой доказано, что исходным пунктом устойчивого функционирования социально-экономической системы являются материальные потребности и нужды человека. Иначе говоря, блага, к которым все стремятся и запасы которых ограничены. По нашему мнению, наиболее важными из них являются: материальное обеспечение, власть, престиж, образование, здоровье и хорошее физическое состояние. Удовлетворение их, воспроизводство физической жизнеспособности общества представляют собой конечный пункт функционирования этой системы. Все социальные движения в наши дни возникают в связи с чувством некоторого недовольства существующим социальным устройством — принятым порядком вещей. Это чувство, на наш взгляд, обусловлено двумя причинами: объективными событиями и ситуациями, которые воздействуют на часть населения, у которого есть потенциальная возможность подвергнуться принудительному изменению образа жизни, и складывающимися стандартами, по которым люди оценивают события или ситуации. Эти стандарты формируются на основе социально-культурных ценностей и норм, таких, например, как равенство и справедливость.

Cоциальная политика и устойчивость общественных отношений

Борьба за достижение равенства и социальной справедливости в кыргызском обществе не прекращается и сегодня, меняются лишь ее формы и механизмы, которые со временем становятся более цивилизованными. Поэтому в дальнейшем нашем исследовании мы хотим определить роль одного из таких механизмов, который стабилизирует общественные отношения, — социальной политики. Она является регулятором отношений между гражданами, нациями, государствами по поводу достижения справедливости и выражает самые долгосрочные, коренные интересы людей, является социальной судьбой Кыргызстана. Понимание социальной справедливости принадлежит наиболее характерным особенностям любой национальной культуры. Для Кыргызстана эта проблематика особенно важна. Роль ее заключается в том, чтобы создать такие схемы социального взаимодействия людей, благодаря которым появится устойчивое общество — «Таза Коом».

Для формирования новой концепции социального положения человека в обществе послужили научные изыскания О. Конта и других социальных мыслителей. В их трудах был осуществлен глубокий анализ реальной социально-экономической ситуации, изложены основы функционирования общественных отношений и, главное, подчеркнуто изменение роли человека как активного участника исторического процесса, обращено внимание на его социальное положение в обществе.

А оно формируется как результат действия системы существующих факторов, которые образуют общественные условия развития структурных частей общества.

Но нельзя, по нашему мнению, социальную политику сводить только к совокупности мер и мероприятий, направленных на обеспечение тех или иных параметров социального положения. Для раскрытия ее содержания необходимы определение круга ее акторов, их наиболее важные социальные интересы и проблемы, знание программных приоритетов и особенности стратегии «Кыргызстан-2040». Социальная политика — это также нивелирование стартовых возможностей, направленное на выполнение стратегических задач, национального проекта «Таза Коом». Например, при существующем неравенстве стартовых возможностей мужчин и женщин в настоящее время все больше стали поощрять включение женщин в состав государственных органов, правлений частных компаний и акционерных обществ.

Таким образом, с одной стороны, социальная политика должна быть ориентирована на создание правовых условий для самореализации групповых интересов, с другой — на сочетание их в рамках общего курса. Социальная масса, класс, группа могут быть активными действующими социальными силами, а могут быть и пассивными неорганизованными участниками социальных процессов, т. е. реальными или формальными субъектами социальной политики, и формы проведения социальной политики будут различными.

Кроме социальных групп, к субъектам социальной политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры. Они могут отличаться друг от друга в различных обществах, которые качественно меняются в истории одного и того же общества в результате коренных социальных изменений и революционных реформ. Но главное, чтобы социальная структура общества обладала свойствами устойчивости и самовозобновляемости, иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестает существовать. Неоднородность его резко возрастает в периоды социальных и экономических кризисов, кардинальных социальных трансформаций, что и происходит в кыргызском обществе. Именно в такие периоды социально-политическая ситуация в обществе характеризуется неустойчивостью.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что справедливость и равенство — необходимые условия для правильной выработки социальной политики. Сама же она может быть своевременной и гуманной лишь тогда, когда умело вбирает в себя интересы всех слоев и социальных групп, гармонизирует неравенство и справедливость, тем самым обеспечивает устойчивость общества, уверенность людей в завтрашнем дне, порождает оптимизм как важнейшую предпосылку созидательной деятельности. Для развития в обществе солидарности и интеграции целесообразнее было бы не пытаться «внедрять» абсолютно чуждые кыргызстанцам подходы, а вернуться к сохранившейся в нашем обществе модели представлений о социальной справедливости, тем более что она вполне совместима с любыми рыночными представлениями.

Социальная политика не поддается сколь-нибудь жесткому, абсолютно четкому, однозначному определению. Рамки этой политики подвижны и гибки. Поэтому любое данное ей определение выглядит в большей степени условным, не полностью отражающим само понятие.

Отечественные исследователи неоднократно пытались сформулировать более или менее строгую классификацию моделей социальной политики. То, что в разное время представлялось для рассмотрения в качестве моделей — некий теоретический образ, в той или иной мере подходящий к реальной социальной ситуации кыргызского общества. Это обусловлено прежде всего меняющимися экономическими условиями, что приводит к изменению подходов к решению социальных проблем. В этом смысле описаний и видов социальной политики столько же, сколько и стран мира. Бесспорно, практическая реализация социальной политики зависит также от политического устройства, отношений собственности, структуры управления, культуры, морали, особенностей истории и традиций. С наиболее распространенной точки зрения, именно эти положения и составляют основу  национальной философии — социально ориентированного рыночного хозяйства. Социальное состояние общества во многом является производной от реакции кыргызстанцев на глубину социальных неравенств и в период социологического замера весной 2005 года было сопоставимо с периодом завершения президентства К. Бакиева, но если раньше это недовольство персонифицировалось в отношении к президенту, то теперь оно не имеет четкого адресата и в этом смысле опаснее, поскольку сложно предсказать, как оно может проявиться. Политологам, занимающимся проблемой социальной сферы, необходимо учитывать, что внутри бедных существует серьезная дифференциация по глубине их бедности. Как воспринимают кыргызстанцы проблему неравенства? Насколько остро она ими переживается? Как показало проведенное исследование, проблемы бедности, справедливости и равенства остаются болевой точкой кыргызского самосознания. Лишь 7% кыргызстанцев не ощущали за последний год несправедливости происходящего, при том что 37% часто ощущали эту несправедливость, а 40% — переживали из-за нее иногда. Достаточно толерантно кыргызстанцы относятся к большинству бытовых социальных неравенств, к неравенству жилищных условий и возможностям при наличии необходимых средств дать своим детям лучшее образование, за исключением неравенств в оказании медицинской помощи. Куда более резкий протест вызывает у них чрезмерная глубина неравенств в распределении собственности и доходов. Не случайно две трети работающих респондентов были убеждены, что, учитывая и квалификацию, и реальные нагрузки, они получают на работе значительно меньше, чем того заслуживают. И лишь 19% полагали, что их труд оценивается по достоинству. Обращает на себя внимание и то, что сама проблема социальных неравенств остается на периферии публичной политики. Складывается впечатление, что государство и общество стесняются обсуждать ее широко и многогласно. В лучшем случае проблематика неравенств становится предметом дискуссии в экспертной среде, в основном среди экономистов и политологов. А между тем позиция общества по такому ключевому вопросу, как социальное неравенство, должна быть обязательно выяснена и публично политически артикулирована, только в этом случае данная позиция может стать  силой, реально воздействующей на формирование государственной политики, сглаживающей социальные неравенства. Вот почему мы вносим предложение о проведении общекыргызского социологического исследования, результатом которого явится анализ общественного мнения по основным проблемам социального неравенства, существующим сегодня в кыргызском обществе. При этом наша социологическая группа выделила бы ряд задач, имеющих принципиальное значение для раскрытия различных граней проблематики неравенства.

В настоящее время модели социальной политики тесно связаны с идеей высокого качества человеческой жизни, попыткой оценить ее в определенных понятиях (образ жизни, уровень благосостояния населения и т. п.). Как известно, сутью категории «качество жизни» являются базовые условия жизнедеятельности людей, позволяющие удовлетворять потребности в содержательном труде, отдыхе, услугах здравоохранения, образования.

Высокое качество жизни — это требование нашего времени, без него прогресс немыслим. Низкое качество жизни ограничивает раскрытие творческого потенциала людей, которые вынуждены концентрировать усилия на добывании «хлеба насущного», чем и занимается в настоящее время большинство кыргызстанцев. Как показало наше социологическое исследование, недовольство качеством своей жизни в кыргызском обществе постепенно сокращается. Те, кому удалось достичь положительных изменений, отличались изначально более высоким материальным положением, меньшим возрастом и более высоким уровнем образования, то есть имели заведомо лучшие жизненные шансы. Кыргызстанцы в подавляющем большинстве высоко оценивают значимость качественного образования. Это в особенной мере относится к молодым поколениям, которые вступают в жизнь в условиях формирования нового типа информационного общества — «Таза Коома», где образование, знания, владение информацией должны стать основными ресурсами, обеспечивающими профессиональную состоятельность и жизненный успех. Поэтому правы те ученые, политики, эксперты, которые призывают считать основной задачей социальной политики не материальную помощь беднейшим слоям, а преодоление чрезмерных социальных неравенств в доступе к образованию. По мнению кыргызстанцев, талантливая молодежь, способная обеспечить развитие Кыргызстана как конкурентоспособной на международной арене страны с развитой современной экономикой, задачу реформы образования в нынешнем ее виде решить не может. Не будет работать эта реформа и на снижение уровня социальной напряженности, так как она не обеспечивает доступности качественного образования, то есть реализации важной социокультурной нормы, существующей в общественном сознании.

В настоящее время понятийные характеристики категории «человеческий капитал» включают в себя состояние здоровья населения, уровень его профессиональных знаний и умений, а также толерантность, коммуникабельность личности.

Как и в любой другой области общественного регулирования, в социальной политике проявляются столкновения и компромиссы между основными социальными группами и слоями. В ее содержании отражается маневрирование стоящих у власти политических сил, которые ради достижения своих целей поддерживают баланс между желаемым и возможным. Поэтому в каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, всегда есть общие, типовые, повторяющиеся проблемы. Эти проблемы ставят перед кыргызским обществом и прежде всего перед властвующими структурами задачи, которые имеют не экономическое и не политическое содержание, а составляют реализацию функций социальной политики. Если цель социальной политики — обеспечение устойчивости в развитии социума, то задача — это конкретное направление по реализации цели, принятие мер обеспечения социальной устойчивости, недопущение конфликтов в обществе, между различными социальными группами. Для достижения устойчивости необходимы такие методы проведения социальной политики, которые способствуют достижению качества социальной жизни, что предполагает высокий уровень развития социальной сферы, доступность предоставляемых услуг, социальной защиты населения, а также возможность оздоровления и реабилитации, занятий спортом и приобщения к культурным ценностям.

Социальная политика тесно связана с состоянием общества как с целостной социальной системой. И от того, в каком состоянии находится общество (устойчивом, кризисном, революционном, переходно-реформируемом и т. д.), методы проведения социальной политики, которые способствовали бы достижению устойчивых общественных отношений, имеют те или иные особенности.

Если кыргызское общество начнет развиваться устойчиво, то социальная политика, как правило, будет направлена на улучшение социального положения различных социальных групп, на создание мер по поддержанию благоприятной экономической конъюнктуры. В это же время в обществе эффективно работает система судебной защиты граждан и разрешения трудовых конфликтов. Такое проведение социальной политики было характерно для Кыргызской Республики примерно в течение семи        постреволюционных лет. Эта политика, часто называемая «стабильным семилетием», способствовала образованию и значительному росту среднего класса, сбалансированности общеклассовых интересов, ослаблению чувства социальной несправедливости, снижению влияния революционных настроений, распространению идеологии социал-демократического и социал-партнерского толка. В ориентировочной программе СДПК говорится: «Несовершенство рыночной экономики требует не замены ее, а дополнения и коррекции путем государственных мер по руководству экономикой… Средством социал-демократической политики является поэтому рыночный строй с законодательным регулированием конкуренции и строгой социальной обязанностью». Большинство социал-демократических лидеров нашей страны единодушно поддерживают современное устойчивое состояние нашего государства. Президент Алмазбек Атамбаев предлагает следующее определение демократического государства: «Мы должны рассматривать устойчивое государство как организованное правовое сообщество народа, которому поручено заботиться о безопасности и равенстве, свободе и справедливости». По мнению социал-демократического идеолога Сапара Исакова, существующая  «смешанная экономическая система вобрала в себя лучшее из двух миров», и поэтому, по его словам, нет никакой необходимости ставить вопрос о «преодолении системы». В последнее время социал-демократический подход бурно подвергается уточнению на страницах печати. Среди специалистов достаточно широко распространено мнение о предпочтительности для Кыргызстана социал-демократической модели социальной политики, для которой характерны социальная справедливость, универсализм, страхование широкого круга социальных рисков и значительные размеры предоставляемых государством социальных благ.

Социальная сфера — для блага людей

Социальная политика СДПК была направлена на выявление коренных противоречий существующих общественных отношений, осознание, с одной стороны, необходимости их преодоления, а с другой — способности существующей власти справиться с этой исторической задачей. Поэтому формирование социально-групповых интересов и требований постоянно воплощается в социальных программах партии СДПК с целью коренного улучшения социально-экономического положения социальных групп, социальных слоев общества. Для достижения устойчивости в стране проводятся социальные реформы. Очень часто можно наблюдать, как в периоды системного кризиса власти охотно дают обещания социальных улучшений, которые сами не всегда выполняют, что ведет к обострению общественных отношений. Но если власть проводит мероприятия, ведущие хотя бы к некоторым социальным улучшениям, острота кризиса ослабевает и дело не доходит до социальной революции. В новейшей истории Кыргызстана есть такие примеры — в 2005-м и 2010 годах произошли революции. Они показали всему миру, что если в обществе не осуществлять нормального перераспределения общественного достояния, то возможен вариант такого революционного развития общества. Поэтому для установления равновесия общественной системы в кризисный период властям необходимо идти не только на политические, идеологические и прочие уступки, но и на социальные. Партия СДПК добилась того, чтобы бюджет страны носил социально-ориентированный характер. Полностью восстановлена социальная инфраструктура Ошской и Джалал-Абадской областей, пострадавших от июньских событий 2010 года, когда был уничтожен жилой фонд. Пострадавшим в апрельских и июньских событиях выплачены компенсации. Во всех регионах Кыргызстана строятся учреждения спорта, медицины, образования, культуры. Выросла зарплата бюджетников. Так, для педагогов ее повышали дважды: 2011-м и 2015 годах, в последний раз на 50%. Количество рождающихся детей в Кыргызстане увеличилось, и население страны достигло 6 миллионов. Это еще один важный маркер устойчивого развития страны.

Отсюда именно реальное осуществление социальных программ будет способствовать достижению устойчивости в кыргызском обществе. Система реформ в социальной сфере, в обеспечении основных условий жизнедеятельности населения в целом является сутью социальной политики в любом многонациональном коллективе, а в переходный период особенно, так она формируется в условиях коренного обновления и общества, и государства. И от того, в каком направлении социальная политика будет осуществляться, так как центральным пунктом влияния на нее становится борьба за государственную власть, зависят успех всех осуществляемых в обществе реформ, продолжительность самого переходного периода, а также в конечном счете достижения долгожданного устойчивого состояния общества — «Таза Коом».

Из вышеизложенного мы делаем вывод, что для достижения устойчивости нужно оптимально соблюдать пропорции общественного развития на основе объективно действующих социальных законов, которые нельзя отменить декретами правительства и через которые нельзя перескочить, и в которых одним из главных регуляторов общественных отношений выступает социальная политика. Между тем годы президентства Алмазбека Атамбаева убедительно показали, что прогресс в Кыргызстане невозможен без ликвидации «рыхлости» государства в социальной сфере. Можно сказать, что сегодня это категорически императив для любых позитивных перемен жизни страны. Поэтому не случайно начатые национальные проекты в рамках стратегии «Таза Коом», как и другие реформы, направленные на решение действительно важных социальных проблем, пока у населения вызывают лишь настороженность. Одна из главных причин этого — опасение кампанейщины, разового выделения больших финансовых средств на решение каких-то крупномасштабных задач, поддержку отдельных групп населения с последующим снятием с государства всякой ответственности за дальнейшее эффективное функционирование социальной сферы.

Продолжение следует…
Кусеин ИСАЕВ, д. ф. н., профессор социологии;
Калыс ИШИМКАНОВ, магистр социологии.






Related News

Перебоев с энергией не будет

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintМинистр энергетики и промышленности Кубанычбек Турдубаев доложил Президенту о шагах, которые предпринимает его ведомство дляRead More

Экономический кризис и безработица — результат ограничительных коронамер

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ США напоминают: COVID-19 намного опаснее другой вирусной инфекции. По подсчётам CNN, за последние восемьRead More

Добавить комментарий