Main Menu

Большой педсовет на Иссык-Куле

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

В Чолпон-Ате прошел Большой августовский педагогический совет страны с участием премьер-министра С. Жээнбекова. Тему учительского сбора обозначили так: «Школы Кыргызстана: новые решения и перспективы».

Организаторы традиционного осеннего диалога пригласили учителей и директоров учебных учреждений из всех регионов, заслуженных деятелей педагогики, руководителей Кыргызской академии образования (КАО), ректоров вузов, ведущих подготовку педагогических кадров, — словом, тех, от кого напрямую зависит эффективная деятельность современной образовательной системы государства. В формате педсовета обсудили достижения отечественного просвещения в рамках реализации Национальной стратегии устойчивого развития на 2012-2017 годы, а также перспективы дальнейшего развития образования. Перед его руководителями поставили также задачи на предстоящий учебный год.

Открывая работу педсовета, глава правительства Сооронбай Жээнбеков предложил его участникам определить точные задачи современной системы школьного образования: ограничение зоны персональной ответственности индивида и общества в вопросе обучения и высказывание своей точки зрения по тем вопросам, которые должно решить правительство. При этом он подчеркнул, что кабмин последовательно выполняет задачи по развитию системы образования республики. Он отметил, что за последние шесть лет построено 309 новых зданий учебных заведений, что в 2,5 раза больше, чем за предыдущие годы, также проведен капремонт 98 школ. На эти цели из госбюджета было выделено 1 млрд. 39 млн. сомов.

Премьер-министр напомнил, что на контроле правительства стоит вопрос и поддержки педагогического корпуса. На эти цели в год направляется 28 млрд. сомов, это 23% всех государственных расходов. Решаются и проблемы социальной поддержки учителей. В частности, в повестке дня остается вопрос обеспечения педагогов достойной зарплатой. Глава правительства обратил внимание аудитории на то, что в 2011-м и 2015 годах удалось повысить ее, несмотря на сложное положение с госбюджетом: впервые с 1991 года зарплата педагога практически сравнялась со средней зарплатой по стране.

Премьер-министр особо отметил необходимость развития не только структуры, но и содержания системы образования в целом.

Поддержка учителей и формирование престижа образованности, достижение былого блеска профессии — все это является главными направлениями нашей работы,

— сказал С. Жээнбеков и поблагодарил педагогов за их благородный труд. Он также ответил на вопросы участников педсовета об улучшении материально-технической базы системы образования, о пенсионном обеспечении, об уменьшении процентных ставок по ипотеке жилья, улучшении системы общереспубликанского тестирования. И заметил, что по всем поднятым вопросам уже идет активная работа.

Он также затронул проблему стимулирования молодых педагогических кадров и предстоящих реформ в рамках проекта «Таза Коом». Учителя в первую очередь коснулись темы внутренней миграции населения, поскольку в республике в связи с ней наблюдается острая нехватка мест в образовательных учреждениях.

Данный вопрос действительно является одним из самых актуальных, — сказал глава правительства, — и он требует качественного подхода в его решении. Поэтому в рамках Национальной стратегии устойчивого развития мы разрабатываем план строительства школ с современной инфраструктурой. Его реализация потребует серьезного и ответственного подхода и времени.

Касаясь вопроса снижения процентных ставок и продления срока выплат по ипотекам для стимулирования специалистов системы образования, а также ее пополнения молодыми кадрами, глава кабмина заметил, что очень важно оказать поддержку молодым специалистам и правительство сегодня рассматривает эту проблему с иностранными компаниями для снижения процентных ставок с 7 до 5% и продления срока ипотечных выплат. По данным статистики, сегодня лишь 5% из выпускников вузов работают по специальности, а потому поддержка подобного рода со стороны государства могла бы стать хорошим стимулом для молодых кадров.

Я знаю все проблемы преподавателей, так как трудовую деятельность начинал с профессии учителя. Быть педагогом — весьма сложная работа. Она связана с высокой концентрацией сил и постоянным нервным напряжением. Для ее успешной реализации важно выполнение многих этапов. Я никогда не был равнодушным к системе образования,

— подчеркнул премьер.

Также в ходе педсовета высказано предложение о передаче средств, поступающих от общереспубликанского тестирования, на баланс Министерства образования и науки. Подобный шаг, по мнению преподавателей, может стать хорошей возможностью целесообразного финансирования реформ в сфере образования. На это глава правительства ответил, что обсуждение данного вопроса он доверяет участникам педсовета — как они его на нем решат, так и будет. Говоря о социальной поддержке учителей, премьер затронул и проблему их отдыха. Он сообщил, что в пансионате, предназначенном для этого, улучшат условия для отдыхающих преподавателей и на его территории построят несколько новых современных корпусов.

Он также заверил, что вопрос обеспечения достойной зарплатой не снимут с повестки дня. Правительство ведет постоянную работу, чтобы улучшить условия труда педагогов и повысить их жизненный уровень. Он заметил, что к 1 сентября 775 школ республики подключат к Интернету со скоростью, достаточной, чтобы использовать его в процессе обучения. С. Жээнбеков сказал, что большинство из того, что делает правительство, относится к инфраструктуре образования, а его содержание зависит от учителей.

Очень важно сохранить достигнутый уровень обучения в обществе. В то же время нам нужно будет и новое его содержание. В центре готовящейся долгосрочной стратегии развития КР до 2040 года стоит образованный человек, и тогда просвещение станет основой развития страны. И только через него мы сможем построить новое общество,

— подчеркнул премьер. Он констатировал, что в Кыргызстане хотят подготовить учеников, обладающих не только определенной суммой знаний, но и умеющих мыслить, находить решения в нестандартных ситуациях, готовых к деятельности в условиях неопределенности.

В конце выступления С. Жээнбеков поблагодарил учителей за их благородный труд и отметил, насколько ответственна их работа по воспитанию целых поколений молодежи. Он заметил, что цели в подготовке новых людей могут быть реализованы только благодаря неустанному труду педагогов, поэтому развитие системы образования, поддержка образованности в обществе, повышение престижа учительской профессии станут приоритетом в деятельности правительства.

Только то общество будет современным, которое думает о будущем. И я уверен, что мы вместе построим современную престижную систему образования КР,

— сказал С. Жээнбеков, обращаясь к педагогическому сообществу. Участники педсовета в ответ выразили благодарность главе кабмина за деятельность по поддержке образовательных учреждений и педагогов.

С обширным докладом выступила на педсовете министр образования и науки Гульмира Кудайбердиева. Она рассказала о реформе, которая началась в стране в 2013 году и нацелена на преобразование ключевых элементов обучения: управления, финансирования и содержания образования. За прошедший период система образования КР добилась существенных результатов как на уровне дошкольной подготовки, так и на уровне охвата образованием с 1-го по 11-й класс, который возрос в 2011-м с 88 до 98% в 2017 году. Это не просто цифры, подчеркнула министр, это то, насколько возросла наша ответственность перед учащимися, которых в республике становится все больше.

Она отметила, что в последние годы ведомство проводит работу для создания обратной связи с родителями, работодателями и гражданским сектором, что позволяет выявлять болевые точки системы образования, такие как переукомплектованность школ и в то же время неравномерное распределение учеников, качество учебников, квалификация педагогов и другие.

Это только часть проблем, которые показывают серьезное расслоение образовательной сферы и требуют глобального реформирования на всех уровнях: структурном, учебно-методическом, административно-финансовом. Главное, чего должна добиться система обучения КР, — создания равных условий для получения образования каждому ребенку в любом уголке страны, для ребенка из семьи с любым достатком. Для этого важно соблюдать единство трех основных принципов, которыми руководствуются 25 лучших систем образования в мире,

— заметила Г. Кудайбердиева.

По ее словам, это укомплектованные и оснащенные школы, подготовленные учителя, качественные учебники, независимая от какой-либо субъективности система оценивания, единый мониторинг образовательной сферы, на основе которого принимаются эффективные управленческие решения для совершенствования.

Какой бы амбициозной ни казалась эта задача, у нас есть два фактора, которые позволяют верить в ее реализацию. Первый — подобные форматы уже внедрены в мировой практике. Второй — есть четкое понимание на политическом уровне о приоритетности образования для развития государства. И мы прикладываем совместные усилия, чтобы достичь этих результатов,

— констатировала глава Минобразования и науки.

Далее она сообщила, что в Кыргызстане в пилотном режиме работает механизм аренды учебников. Если он заработает на всю страну, то в течение нескольких лет появится возможность поднять оснащенность школ учебниками до 100%. В 2017 году, как отметила министр, ведомство сможет довести процент оснащенности учебниками до 83,6%, если сравнить с 2009/10 учебным годом, то там она составляла лишь 58%. Вместе с тем она подчеркнула, что здесь встает очень важный вопрос: а каково же качество тех книг, которые есть сегодня и которые приходят в школы? Одним из главных условий является также обеспеченность ими. Давайте будем честными, призвала Г. Кудайбердиева, и скажем, что учащиеся школ больших городов имеют возможность выбирать лучшие книги, в том числе и иностранные. А ученики в регионах вынуждены учиться по тем учебникам, которые им предоставляют. Отсюда и нецелевые результаты по естественно-научным направлениям. Именно поэтому, подчеркнула Г. Кудайбердиева, министерство нацелено на серьезное обучение авторов учебников в КР.

С другой стороны, дети учатся сейчас, и мы не можем ждать, когда напишут собственные хорошие учебники. Поэтому в текущем году ведомство надеется получить право на апробацию учебника математики для начальной школы (Моро). Также планируются переговоры о получении права на апробацию учебников по естественным наукам для основных и старших школ. Изменения книг требует и интеграция ряда предметов, которая заявлена в учебном плане и стандартах,

— отметила министр.

Она также сообщила, что министерство в 2017/18 учебном году планирует реализацию новой модели повышения квалификации учителей в виде ваучерной системы. По ее словам, при такой системе выделяемые средства направят в бюджеты школ, что позволит педагогам выбирать форму и место прохождения курсов. Реализация ваучерной системы планируется с учетом мнения учительского корпуса о сложившейся в прежние годы системе повышения квалификации. Министерство считает необходимым не только развивать новый Республиканский институт повышения квалификации, но и создать нормальную конкурентную среду.

С учетом того что в зале находятся руководители и представители ведущих вузов, которые готовят будущих педагогов, хотелось бы отметить, что в мире учителя, желающие повысить профессиональный потенциал, могут взять в вузе определенное количество кредитов по содержанию и методике преподавания и получить сертификат, признаваемый при аккредитации школ. Это позволяет педагогам-практикам за несколько лет окончить магистратуру. Формально в системе нашего высшего образования мы также имеем модульное построение программ и используем кредит часов, но надо и на практике идти к этим возможностям,

— подчеркнула Г. Кудайбердиева.

Большое подспорье в повышении квалификации и переподготовке педагогов оказывают дистанционные технологии обучения. Министр обратила внимание представителей структур, которые повышают квалификацию учителей и обеспечивают их подготовку, на то, что результатом обучения должна быть компетентность педагогов в сфере информационно-коммуникационных технологий. Глава ведомства резюмировала, что правительство КР прилагает значительные усилия, чтобы оснастить учебные учреждения быстрым Интернетом, компьютерами, цифровыми телевизорами, электронными учебными материалами. И надо сделать так, чтобы все это не пылилось на складах, чтобы у учителя имелись достаточные знания и навыки для использования нового оборудования, а у детей были более интересные и познавательные уроки, заключила Г. Кудайбердиева.

С докладами на педсовете также выступили заместители министра образования и науки, руководители КАО и Республиканского института повышения квалификации педагогов. По итогам работы педсовета его участники приняли резолюцию.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.
Фото Сабыра АЙЛЬЧИЕВА.






Related News

“Студенты года” шагают по стране

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintВ Министерстве образования и науки наградили победителей конкурса «Лучший студент СНГ-2020». Победителей поздравил лично министрRead More

Жребий брошен — выбор за обществом!

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПроблема институционального внедрения кыргызских эпических ценностей в систему дошкольного и среднего образования Кыргызской Республики На судRead More

Добавить комментарий