Main Menu

Сказка на джайлоо

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Завершается четвертый сезон деятельности международного общественного фонда «Инициатива Розы Отунбаевой» над проектом «Центры развития на джайлоо». Акцент в нем сделан на работу с родителями и повышение их педагогических знаний по уходу за ребенком и его развитием. Около девяти тысяч детей от трех до двенадцати лет в течение лета бесплатно получили знания от квалифицированных педагогов и обучились навыкам, которые наверняка пригодятся им в жизни. Полезным это время было и для родителей, с которыми медики, эксперты и волонтеры вели беседы, а опытные мастера народных промыслов делились секретами своего искусства во время мастер-классов.

В формате проекта во всех областях республики было открыто 100 центров развития на джайлоо. Проводились занятия для детей по рукоделию, прикладным видам искусства, авиамоделированию, шахматам, каллиграфии, экологии, физкультуре, развитию речи, правилам безопасности, рисованию и другим интерактивным играм. Состоялся обмен опытом с успешными родителями. В частности, с семьей Съездбека Таштакеева, воспитывающей восьмерых детей, пятеро из которых стали победителями международных шахматных турниров, а также с семьей 71-летнего Жумаалы Абдрахманова, ведущего активный образ жизни и способного сесть на шпагат в столь зрелом возрасте.

Нам удалось побеседовать с одним из международных участников проекта, волонтером из Австрии Сабриной Шауэр, которая поделилась личными впечатлениями и размышлениями о работе в нем.

— Расскажите, пожалуйста, немного о себе…

— Я приехала в Кыргызстан из Австрии, где окончила бакалавриат по истории искусств, и сейчас учусь на последнем курсе в Венском университете по направлению «география». Моя работа тесно связана с экологией и проблемами окружающей среды. В течение двух лет трудилась в различных частных организациях и один год в государственном секторе.

— А как оказались в Кыргызстане?

— Все началось с того, что в прошлом сентябре увидела на Facebook маленький кусочек отсканированного буклета, который оказался рекламой научной экскурсии по Кыргызстану. Заинтересовавшись, решила присоединиться к этому приключению и с тех пор ни разу не пожалела. Это был мой первый контакт с этим уникальным регионом земли, нетронутой и прекрасной природой и добрыми людьми.

Потом с помощью Австрийско-кыргызского общества дружбы узнала про международный общественный фонд «Инициатива Роза Отунбаевой». С июля 2017 года я работаю в проекте «Центры развития на джайлоо», где с неослабным интересом открываю для себя повседневную жизнь сельчан Кыргызстана.

— Как состоялось личное включение в проект, были ли тут сложности?

 — К сожалению, мой русский не очень хорош, и я не знаю кыргызского языка. Все знакомые говорили мне, что это будет самая трудная часть работы в сельской местности, где мало кто говорит по-английски. Всегда относилась к этому спокойно, потому что просто доверяю людям. С помощью фондовских работников Асылбека Жоодонбекова, Арстана Сагынтай уулу и волонтера Касиет никакого дискомфорта вообще не чувствовала. Все на самом деле прошло отлично. Когда работала с детьми, мне всегда помогали добровольные переводчики. Конечно, языковой барьер — неотъемлемая часть ежедневной жизни на джайлоо. Мне потребовалось немного больше времени, чтобы ближе пообщаться с детьми и особенно со взрослыми. Так что для меня наиболее насыщенным временем в проекте был период, когда посчастливилось провести неделю в центре развития в Ат-Башы, где смогла пожить в семье, которая в этом году работает в качестве воспитателей центра.

— Какие конкретно мастер-классы приходилось проводить?

— Я сосредоточила свои уроки на трех основных темах: подвижные игры, театр, английский язык. Учила детвору искусству оригами, изображению на бумаге их любимых животных, мы с ребятишкам писали «письма в будущее», где они делились своими планами, надеждами и мечтами. Также разучивала с детьми песни на английском языке и играла в различные подвижные игры, например «Испанский бык».

Конечно, между занятиями было много времени, посвященного игре, музыке и танцам. Художественное развитие, особенно в музыке, является главной характеристикой детского сада на джайлоо. Мне в этом помогали другие волонтеры.

— В каких регионах Кыргызстана удалось побывать?

— Всего я посетила пять различных центров развития в трех областях — Чуйской, Иссык-Кульской и Нарынской. Каждый центр был по-своему уникален. Например, в Ат-Башы очень активно работают воспитательница и ее муж. Они всегда привлекали родителей детворы к проведению различных мастер-классов. В Кемине садик расположен ближе к селу, и поэтому коллектив местной школы совместно с участниками проекта развивает его. Финансовую же поддержку оказывает соотечественник Калыбек Акилов, который проживает в Италии. В Ак-Сууйском районе увидела множество мастер-классов по развитию творчества детей.

На мой взгляд, центры развития на джайлоо в разных регионах сильно не отличаются. В каждом уголке страны можно найти те же гостеприимство и доброту. Сердце проекта везде одинаково — развитие детей. Учителя хорошо мотивированы. Преподаватели английского языка всегда показывали мне, какие занятия они проводят с детьми и какой материал используют. В каждом центре развития я могла наблюдать участие родителей, пастбищного комитета, сельских предпринимателей, центру также оказывают содействие МСУ. Важно, чтобы центры развития джайлоо поддерживали родителии, потому что они отправляют своих детей в них.

— Что вам больше всего запомнилось?

— Самым удивительным событием стало возвращение в «мой» центр развития в Ат-Башы. Дети были счастливы увидеть меня снова и сразу показали, что они не забыли, чему я их научила. Ребята хотели, чтобы я исполнила песню «Голова и плечи» и показала игры с пальцами. Это был самый счастливый день моего пребывания в качестве волонтера. Интересной была и моя поездка на Иссык-Куль, где состоялось посещение двух центров развития на джайлоо в Тюпском районе. Эта поездка была очень насыщенной, полна интересных событий. Мы ездили вместе с представителями Института Конфуция при БГУ, с Розой Отунбаевой, ее дочерью и внуком. Также я была счастлива познакомиться со Съездбеком Таштакеевым и его двумя очень талантливыми детьми — Русланом и Айжан, молодым тележурналистом Канатом Дилдедосовым. Эти три дня были полны работой, весельем, знакомством с природой, местной культурой и плаванием в Иссык-Куле.

— Что-то вас удивило?

— Для меня было неожиданным и новым то, что во время застолья постоянно один и тот же человекналивает вам чай. Вначале мне было неудобно от этого, ведь на моей родине нет таких традиций. В Австрии даже в качестве гостя вы помогаете хозяевам, иначе люди будут думать, что вы ленивы. Поэтому меня удивило, что в Кыргызстане нежелательно, когда гость слишком сильно помогает хозяину.

— Планируете ли продолжить работу в этом проекте?

— Я возращаюсь в Австрию в конце сентября, потому что должна продолжить учебу в университете. Однако уже сейчас могу заверить, что обязательно вернусь в Кыргызстан. Трудиться в этом проекте снова было бы для меня честью.

— А что, по вашему мнению, можно и нужно улучшить в деятельности центров на джайлоо?

— На мой взгляд, одной из самых больших проблем для учителей является то, что в центр приходят дети разного уровня и возраста, поэтому и коммуникативность и навыки у них различные. В большинстве случаев в центре есть только один воспитатель, которому нужно следить за 20 детьми от трех до 12 лет. У них совершенно разные потребности в играх и времени обучения, и в этих случаях роль мастер-классов огромна. Здесь очень важна помощь родителей. Только совместными усилиями с ними можно развивать детей, делать это силами одних лишь воспитателей очень трудно.

Преимуществом центра развития на джайлоо является то, что дети развивают в себе действительно хорошие социальные навыки и что они независимы. Если есть проблема, им нравится решать ее в одиночку.

Например, я гуляла с трехлетним мальчиком, и на нем были дождевые сапоги. Ему было трудно идти, и он казался немного неуверенным. Я предложила ему руку, но он отказался от моей помощи и пошел сам. Девочка делала фигурку животного из бумаги, и в трудные моменты я автоматически предлагала свою помощь, но и она решила справиться самостоятельно. Оба ребенка действительно гордились собой, и, конечно же, я радовалась за них.

Сотворение вещей своими руками является одним из самых главных уроков в жизни ребенка. Для реального достижения поставленных целей нужна целеустремленная и кропотливая работа, и в конечном итоге успех — важное достижение. А то, что все это происходит в окружении нетронутой природы, свежего воздуха и чистой воды, — самое ценное и нужное.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.






Related News

Новый год нужно встретить разумно

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintНаша газета продолжает поддерживать национальную информационную кампанию «Сакта» — «Защити» и повышать знания населения оRead More

Чемпион мира по тхэквондо: Чтобы наш спорт развивался быстрее, надо объединяться

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintСергей Фаустов с детства болеет тхэквондо-ITF. В 20 лет стал чемпионом мира, в 22 —Read More

Добавить комментарий