Main Menu

История Отечества в сердце Президента

ПоделитьсяShare on Facebook
Facebook
Tweet about this on Twitter
Twitter
Share on VK
VK
Print this page
Print

Штрихи к политическому портрету и идейному наследию А. Атамбаева

Наиболее знающие и талантливые политики обладают широким кругозором и творческой инициативой, владеют как силой синтеза, так и чувством перспективы, умеют далеко заглядывать в будущее и чувствуют себя звеном в эстафете поколений. Константин Скрябин писал: «Это люди страстного труда, непоколебимой воли и самоотверженного творческого подвига, они принципиальные оптимисты, верящие в силу научного познания, способные не только мечтать, но и дерзать… Таких людей сравнительно немного, они составляют алмазный фонд человечества».

Президент республики Алмазбек Атамбаев пишет:

При рождении каждый человек получает свой мир — яркое солнце, голубое небо, высокие горы, зеленые растения, теплую землю под босыми ногами, добрых родителей и братьев. Весь мир дарован каждому из нас, только так трудно распорядиться им толково! Все, кто побывал в Аламудунском районе, где находится мое родное село Арашан, никогда не смогут забыть дивную красоту и очарованье тех мест, предгорье Басболток, окруженное серебристыми грядами кыргызского Ала-Too, все утопает в зелени лугов, пастбищ, лесов и яблоневых садов.

Жизнь идет как бы сама собой. С детских лет человек включается в ее течение и, словно пылинка вихрями, увлекается ее круговоротами вместе с миллионами людей. Ребенок формируется под воздействием окружающих, становится крохотной частицей человечества, объединяющего всех людей — живших, живых и будущих. В жизни Атамбаева заметно проявлялись духовные качества, возникшие отчасти под влиянием наследственности: мужество, яркое воображение и впечатлительность, любознательность, сила воли и доброта, высокое чувство собственного достоинства и уважения к окружающим, пытливый ум. Достаточно вспомнить его деда, отца и, пожалуй, прадеда, которого отличали сила чувств, неистовость и горячий патриотизм. Его отец привил сыну интерес и любовь к отечественной истории. Навсегда остались в памяти Алмазбека беседы умудренных жизнью аксакалов села Арашан, их воспоминания, сказания и легенды. Для него это была вторая школа. По примеру отца, он понимал родину не только как определенное и не только как нечто существующее в данный момент, родина была для него прежде всего родным народом, родной природой, всем тем, что, постоянно меняясь, существует сотни, тысячи лет. Время от времени мальчик находил в окрестностях своего села диковинные, обработанные человеком каменные глыбы. Будучи ребенком, он интуитивно понимал, что это отзвук какого-то далекого прошлого. Он не старался отвечать на возникшие вопросы. Ему нравилось наблюдать, замечать, удивляться. С него было пока достаточно ощущения тайны. Он был один в огромном и непонятном мире. Ему, как любому человеку на земле, предстояло открывать этот мир и себя в нем. Никто не мог ему помочь. Каждый сам в ответе за свою жизнь и за весь мир вокруг. Ему впервые открылся путь поисков — бесконечный туманный путь, такой неясный, когда стоишь в самом его начале! Именно тогда и зарождались первые вопросы о сущности мироздания, о законах природных явлений, о тайнах общественного бытия.

И тогда же, в свои зрелые годы, читая сочинения В. Радлова, В. Бартольда, А. Бернштама, Алмазбек поверил в великое волшебство исторической науки, о которой так много сказано восторженных слов и которая оборачивается в школе докучливой и сварливой старухой. Нет, история — вечно молодая волшебница и способна помочь в поисках истины. Истина — в неудовлетворенности и сомнениях, в стремлении жить напряженно и насыщенно; истина — в жажде познания природы, общества и человека; истина — в вере светлым идеалам разума, добра и свободы.

У каждого человека есть свои ориентиры в жизни. Одни просты и доступны, и, достигнув их, человек сникает. Есть ориентиры ложные, а то и вовсе бессмысленные. Есть существование на авось, как сложится судьба. Но есть люди, выбирающие себе недоступные ориентиры, недостижимые для одного человека, с такими ориентирами постоянно сверял свой жизненный путь Алмазбек Атамбаев.

Разгадка тайн древних веков — путь без конца. И все-таки только на пути преодоления человек может ощутить удовлетворение от прочувствованного, продуманного, созданного. И никакие неудачи не омрачат этого ощущения. Жизнь, устремленная к высоким идеалам, всегда будет счастливой. Счастье познания истории своего народа, быть может, самое надежное, самое необманное счастье на земле.

Большие политики всегда отличаются широтой и богатством своих интересов, они стремятся «жить во все стороны», как говорил Александр Герцен. Подметить неведомое, которое ты еще не в силах осмыслить, — на это не способен неуч, ограниченный или самоуверенный Хлестаков. Надо гордиться тем, что смог составить такую загадку, которую не можешь отгадать, выходит, будто ты умнее самого себя, изобрести хорошую задачу потруднее, чем решить ее!.. Нет, не совсем так. Все-таки составила загадку древняя история нашего Отечества. Роль Атамбаева скромнее: подметить сложные диалектические связи, законы и закономерности, незаметные другим.

Мысль Атамбаева о равновероятностном развитии того или иного процесса по одному из двух возможных вариантов оригинальна и смела. Задумаемся и мы: как происходил процесс воссоединения кыргызских племен, разбросанных по разным территориям, их этническая консолидация?

По Атамбаеву, существуют явления миграции народов — дословно перемещение, распространение, взаимопроникновение. Фактор перемещения действовал в тех случаях, когда енисейские кыргызы попадали под воздействие исходящих из Центральной Азии мощных потоков, вызванных военными походами на запад древних народов. Процесс распространения дополнялся перманентным взаимопроникновением, в результате которого движимые кровнородственными инстинктами и связями кыргызские племена из Саяно-Алтая и других территорий систематически из века в век проникали и расселялись на Тянь-Шане. Два процесса, в общем-то, разные, обнаруживают определенное сходство и диалектическое единство.

Нет, я не собираюсь утверждать, что Алмазбек Атамбаев имел именно это в виду или что его интуиция подсказала ему путь к верному решению загадки древней истории. Дело в другом, согласимся, что все-таки лучше выдвигать естественно-научные идеи, чем никаких: социальная гипотеза может содержать долю истины. Судя по всему, Алмазбек Атамбаев рано приобрел или развил в себе способность открывать неведомые области. Он остро чувствовал логику познания. Может быть, этому чувству он и был отчасти обязан смелостью своих обобщений и дерзостью мысли. Возможно, он ощущал удивительное родство, почти физическую связь — через века и страны — с теми усунями, обитателями свайных построек города Красной долины, древними саками, которые точно так же любовались цветами ореха, словно цветок обладал волшебной особенностью мгновенно возвращать прошлое, соединять живущих людей с жившими когда-то. Не так ли розовый цветок куколя переносит его в далекое детство, к вечно живым в его памяти брату, отцу, матери…

Подобное чувство пробуждают в нем гумбез великого Манаса, вокруг которого теперь музейные строения: удивительный гумбез, хранящий память о народном герое Манасе, как бы соединяющий многие поколения кыргызов. Да и только ли поколения людей? Во всех творениях кыргызского человека причудливо сочетаются история и современность, прошлое и будущее, ведь многому из того, что сохранилось ныне, суждено жить долгие века. Огромные валуны возле гумбеза, влитые в плоть земли, некогда принесенные сюда Манасом. Возраст этих валунов — тысячи лет, и они образуют одно строение вместе с кирпичами гумбеза, сделанными людьми, соединяя создания человека с древнейшими историческими эпохами. Эпические творения есть у всех народов. Но кыргызы превратили свой поэтический дастан в основу духовности. И тем самым продемонстрировали не только верность традициям и заветам предков, но и высокий уровень эстетического восприятия действительности, дар видеть в прекрасном высшее совершенство и урок для подражания.

Мысли, чувства Алмазбека Атамбаева постоянно возвращаются к темам его исторических исследований, охватывающих мир древних веков и мир кочевого человека. Как решатель проблем, любой мыслитель выглядит невсемогущим. Но, в отличие от мифического творца Вселенной, наш Президент не одинок, открытая им область знания, поставленные проблемы остаются.

Знание законов сосуществования кочевой цивилизации с биосферой, представление о биотехносфере станет само собой разумеющимся для каждого нового поколения… Пришла пора формировать глобальное мировоззрение. Пожалуй, мы уже начали выполнять эту задачу, и международному форуму «Алтайская цивилизация и родственные народы алтайской языковой семьи» принадлежит здесь ведущая роль. Эта конференция важна, нова и открывает огромную область неведомого, вскрывается глубокий пласт в жизни человечества и небольшого народа в частности, прежде недоступный для научной мысли. Эта конференция — результат углубленных исследований истории Отечества, которая прошла через сердце Атамбаева. Это не просто эмоции, а глубокий анализ исторических источников, концепции крупнейших исследователей богатой истории кыргызского народа за последние двадцать два века. И среди идей и фактов, постепенно приходящих в порядок, не очень отчетливо, но настойчиво ощущается приближение к чему-то очень важному, быть может, самому важному на свете, позволяющему постичь феномен «живучести» кыргызского народа и суть человеческого бытия. И только те умы, которые, по Атамбаеву, связаны невидимыми нитями с телом народа алтайской языковой семьи, могли сказать миру свое слово, свою мысль. Материалы этой конференции заставляют нас глубоко задуматься и всерьез осознать свою полноценную историю, дающую право потомкам гордиться предками и сопереживать им на протяжении всего пути в будущее.

Сейчас формируется концепция «Таза Коом» — то, что Алмазбек Атамбаев назвал стратегией Кыргызстана. В ракурсе построения этой глобальной стратегии и идет прогнозный поиск. В центре его находятся те действия, которые люди должны предпринять для обеспечения и сопряженного развития человека и природы. Биосфера планеты уже пришла в неравновесное состояние, и эта ее неустойчивость все более и более усугубляется. Как восстановить паритет общества и природы? Как соотнести экологические, технологические и социальные программы, дабы гармонизировать их в целостное единство? И как, наконец, утвердить мир и спокойствие на планете и в каждой отдельно взятой стране?

Идея паналтаизма, провозглашенная Президентом Атамбаевым как альтернатива другим современным течениям, часто разъединяющим нас, может, и должна стать объединяющим для всех народов на просторах от Атлантики и до Тихого океана. У нас появилась счастливая возможность соединить разрозненные звенья цепи нашей отечественной истории, увидеть себя в едином русле движения мировой цивилизации, о которой заговорил весь мир, а с ними народы древней алтайской языковой семьи. И пусть не сегодня, но совсем уже скоро идеи паналтаизма придут в этот открытый мир Азии, чтобы сделать его добрее и чище. Очевидный пример — толкование Атамбаевым идей пассионарности. Это учение открыло исключительные перспективы, беспредельный простор для творчества и работы. Оно охватило постсоветское пространство, переходя из страны в страну. Оно становится частью мировоззрения многих миллионов людей. А значит, становится реальной и могущественной пассионарной силой.

Его обдумывание, осмысление, его сравнения с высказываниями современников помогут нам, как это сказал Жан Жорес, «взять из прошлого огонь, а не пепел». Пассионарность, которая живет в нашем народе, подобна огню… Пассионарность (от слова passion — страсть) — это сильное внутреннее стремление к изменению своей жизни и окружающей обстановки. Пассионарность схожа с энергоизбыточностью, она является источником энергии для нации. Обращаясь к терминологии Гумилева, нация — это эмоционально-активная пассионарная структура. Поэтому осознание и использование этой энергии будет вечным вопросом государственных деятелей. Для проявления пассионарных качеств в современных условиях открывается широкий простор. Человечеству известны не только кровавые войны и разрушительные политические революции, но и промышленная, культурная, «зеленая», научно-техническая и информационная революции. В будущем этот список, как я уверен, продолжится, пассионарии найдут свое достойное место не на поле брани, как это было в древности, а на созидательном творческом поприще. Новое правительство Сапара Исакова может направить энергоизбыточность в русло развития человеческого капитала. Протокционизм в промышленности обеспечит правильное направление для пассионарности общества.

Жизнь четвертого Президента Кыргызстана всегда останется недосказанной, не раскрытой до конца. Остается надежда выявить нечто самое главное, определяющее в жизни Алмазбека Атамбаева.

Впрочем, об этом мы знаем с его собственных слов; он посвятил себя возрождению национальной истории, национальной памяти, национального духа, национального достоинства. На этом пути он не был первым. Недаром подобные темы называют вечными. Атамбаеву суждено было по-новому осмыслить «вечные вопросы» бытия, показать в неожиданном ракурсе и человека, и окружающий его мир.

Международный форум «Алтайская цивилизация и родственные народы алтайской языковой семьи» не мог подготовить политик калибром меньше Атамбаева. Его не мог подготовить и человек, сердце которого не пылало бы жарким пламенем любви к отечественной истории.

В течение многих лет он вел «осаду» истории Великого кыргызского каганата. Помогали ему в этом и небывалая научная эрудиция, и железная воля, и вся передовая человеческая культура, освоенная, переработанная его умом. Но не только эрудиция, не только труд великий и непрестанный. В груди четвертого Президента Кыргызстана клокотали все бури мира и веков, и минувшего, и грядущего. Он «умел рассудку страсти подчинять», но красной негаснущей ракетой, снова и снова подымающего Атамбаева в атаку, была вековая кыргызская мечта о государственности. Она, эта мечта, неотступно витала перед духовным взором Атамбаева, она была для него и полярной звездой, и поводырем, и искуплением.

Победа кыргызов в борьбе с уйгурским господством явилась началом возрождения кыргызской государственности. Как справедливо пишет Алмазбек Атамбаев, значение Великого похода кыргызов против уйгурского владычества чрезвычайно велико. Он был поворотным моментом в той великой битве народов, который резко изменил положение дел в Центральной Азии, он развеял легенду о непобедимости уйгурских войск. Наступил тот период в истории Отечества, который получил имя «Великий кыргызский каганат». И нужно сказать, что енисейские кыргызы уже тогда, спустя 130 лет после поражения в черни Сунга, осознали историческое значение своей победы. Как пишут современные кыргызские манасоведы, повествование о Великом походе кыргызов против уйгурского владычества в эпосе “Манас” представляет собой выдающийся эпический документ. Оно не только проникнуто глубоким патриотизмом… но и … стоит на уровне глубокой политической зрелости и мудрости. Этот гениальный историко-литературный памятник — прекрасный показатель того, насколько глубоко наши предки осознали значение победы. Это подчеркивало новую роль кыргызского государства от Сибирской тайги до Великой Китайской стены. В каждом из этих великих испытаний мы стояли перед смертельной угрозой уничтожения врагом самих основ нашего исторического бытия как государства, нации, определенного типа культуры, языка, народности. Во всех этих случаях шла борьба, имевшая большое историческое значение, не двух войск и не двух государственных образований и даже не двух народов, но борьба двух несовместимых миров: мира насилия, захвата, идеи паразитического существования за счет других народов — и мира освобождения, идеи родного отечества, идеи национальной государственности.

Не меньшее значение имела победа 840 года и для дальнейших судеб родственных народов алтайской языковой семьи. Эти народы один за другим сбрасывали иго завоевателей, образуя самостоятельные государствнные образования. Сами же завоеватели так и не сложились в государство. Они лишь оставили свое имя народу на юго-востоке китайской империи Тан.

Приходят новые исследователи, продолжают начатое им дело, идут дальше по пути познания истории Отечества. И уже не он, а его последователи, представители других поколений проникают мыслью в новые области, углубляют луч во тьму неведомого. И в этом луче, все более ярком, навсегда останется свет мысли Алмазбека Атамбаева.

Человек, понявший, как космос веками оставлял свои пассионарные шрамы на теле планеты, человек, осознавший свою причастность ко всему живому, к нашему космическому дому — в котором живет Кыргызстан, и дух истинной свободы, человек увидевший, как через красный остов кыргызской юрты проходят лучи золотого солнца, которые не обжигают, а озаряют каждого из нас, человек, направляющий свою жизнь на основе этого сознания, — этот человек уже не такой, каким он был прежде, живущий не так, как жили сотни, тысячи поколений до него. Такой человек достоин новейшей истории человечества и будет жить в ней долго.

Калыс ИШИМКАНОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ и Султана ДОСАЛИЕВА.






Related News

Ала качуу — несмолкающий стон кыргызских женщин…

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintНесколько дней назад общество сотрясла страшная весть об убийстве Айзады Канатбековой — очередной жертве алаRead More

Сильный Основной закон — сильное государство

ПоделитьсяFacebookTwitterVKPrintПрезидент Садыр Жапаров проголосовал на выборах депутатов местных кенешей и референдуме по проекту новой КонституцииRead More

Добавить комментарий