ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Лобное место


Что жизнь взрослого человека заканчивается, когда рождается ребёнок, — это так и не так. Да, лет двадцать отца и мать будет сопровождать обязанность: каждодневная, каждочасная, порой до бессилия и опускания рук. И, кажется, никогда не последует никакой награды. Ничего не воздастся сторицей…

 

Но, опять же, если я только для себя, зачем я?

 

В общем, вечная дилемма отцов и детей, и никогда, нигде и никуда она не денется. А была, есть и будет. Её разве что можно облегчить — дома, в школе (и родителями, и учителями), если прийти в кабинет арт-терапии в среднем учебном заведении №8. Это пока единственное в городе, да и в республике, место, где есть всё необходимое для коррекционных занятий.

 

Открылся этот кабинет совсем недавно, буквально 1 февраля. А нуждающихся в нём хоть отбавляй. Ведь только учеников первого класса в СШ №8 двести, а в целом (с 1 по 11-й — 1 650) и 73 преподавателя. При этом, как замечает клинический психолог Елена Николаевна Данилкина: «Совершенно психически здоровых детей я не видела».

 

ПРОЕКТ 143, ШТАТ НЕВАДА

 

По праву самый авторитетный и неугомонный детский психолог Алексей Владимирович Петрушевский в ноябре прошлого года подал заявку в знакомую ему ещё с тех пор, когда вплотную занимался детьми-сиротами, международную американскую организацию «Проект 143». И получил добро на оборудование кабинета арт-терапии в школе №8, где Петрушевский уже год работает штатным психологом. И где со специальными атрибутами был швах. А тут: коврики, доски-качалки, нейродоски, мебель — всего 21 наименование.

 

Американцы вместе с «дали добро» выделили 1500 долларов, которые затем были размещены на предприятиях-изготовителях Томска, Омска и Санкт-Петербурга. Петрушевский все атрибуты получил и перед «Проектом 143» отчитался. Теперь в эту школу ходят, как на выставку, из других учебных заведений. Здесь проводят семинары, тренинги по борьбе с буллингом, харрасментом, психологической травлей — чего прежде никогда (почти никогда) не было, и вот опять.

 

Петрушевский и Данилкина — участники проекта «Школа ответственных родителей» по американской программе «Обетование ребёнку» — провели обследование всех участников школы на степень адаптированности к обучению — физиологическому, эмоциональному, на степень отношения к себе, учителю, одноклассникам, а также уровень усвоения школьной программы. То есть здесь всё по-взрослому. И — бесплатно для родителей учеников, нуждающихся в арт-терапии. Не то что у частных психологов — за тысячу сомов в час.

 

Все говорят о развитии у ребёнка лобных долей — дирижёре всего мозга. В них конструируются внимание, целенаправленные действия, критичность, эмоционально-волевая сфера. При нарушении её (лобной доли) функционирования имеем массу проблем у ребёнка: сложности сосредоточения, переключения внимания, проблемы с мелкой и крупной моторикой (ребёнок неуклюжий, тяжело учится движениям, особенно тонким, например, письму), крики-психи, неумение ждать и требования в духе «подай здесь и сейчас», некритичность. А чтобы у ребёнка развивался мозг, чтобы открыть мостики между левым и правым полушариями (сознательное-несознательное, вербальное-невербальное, аналитическое-синтетическое, восприятие структурных элементов — изображений и образов), и существует этот кабинет арт-терапии в восьмой школе.

 

 

НЕ ВМЕСТО, А ВМЕСТЕ

 

Интересно наблюдать за первоклассником Амиром. Он в точности исполняет все задания нейропсихолога Елены Николаевны, корректирующей его проблемы с речью (отчего он кажется молчаливым и замкнутым). А когда Елена Николаевна отвлеклась, беседуя с нами, Амирчик пристроился в уголочке дивана и что-то стал «конструировать» из листа бумаги. Ему явно было при разговаривающих взрослых уютно и комфортно. Он словно чувствовал наше тёплое к нему отношение. А дома… зацикленная на себе мама, как говорят психологи, мало занимающаяся сыном. Тогда как собственное взрослых эмоциональное и физическое благополучие оказывает сильнейшее влияние на ребёнка. Эффект «каковы родители, таковы и дети» виден во всём: в привязанности, социальных навыках и настроении. То есть старания психологов в кабинете арт-терапии должны поддерживаться дома родителями. А не так, что пусть с ними в школе учителя занимаются. Не получится.

 

И уж тем более ничего не выйдет, если ребёнок не будет стабильно ощущать тактильные контакты, прикосновения. Есть исследование. В Париже и Майами сравнивалось количество прикосновений, которые обычно получают дети на игровых площадках, дома и в школе. Так вот, дети в Париже получают значительно больше физического проявления нежности, чем в США, и французские дети в свою очередь значительно менее агрессивны, чем американские. Детям нужны объятия, их надо носить на руках, целовать, похлопывать по спинке. А если их грубо одёргивают, бьют по голове, как это нередко бывает у нас (даже на улице, в автобусе), то ребёнок и вырастет таким же грубым и жестоким.

 

Петрушевский рассказывает, что на вопрос детям, что бы вы хотели больше всего, не один и не два ответили: «Лишь бы мама была вечером добрая».

 

ШКОЛА КАК КОЛЫБЕЛЬ

 

Три месяца СШ №8 возглавляет Асель Ибрагимовна Джунусова, прошедшая по конкурсу. И она всячески поддерживает Петрушевского, выделила ему помещение для кабинета арт-терапии при весьма загруженных классах. Ибо понимает важность психологической составляющей в учебном процессе: «В кабинет к Алексею Владимировичу нередко заглядывают и учителя со своими проблемами».

 

И вот представим себе: из ста двух столичных школ такой кабинет только в одной. Да, есть психологи, но которые (не будем говорить за всех) переквалифицировались из биологов, например.

 

И ещё. Если у местных госадминистраций не найдётся по полторы тысячи долларов на каждую школу для оборудования комнаты специальными приспособлениями, то можно же привлечь бизнесменов, просто богатых людей (нуворишей). Пусть раскошелятся на здоровое, образованное, мотивированное будущее своей страны. А там и периферия подтянется. Вот Петрушевский и Елена Николаевна намерены открыть пару филиалов в Чуйской области, чтобы просвещать детей, учителей и родителей. Время того требует.

 

А то до анекдотичности доходит. Мама кормит грудью ребёнка, который смотрит ей в глаза. А мама смотрит в смартфон. То есть отчуждение закладывается с пелёнок. Тогда как его, отчуждения, не должно быть ни на каком этапе жизни, тем более в детстве. Рекомендуют же психологи: надо увеличить количество времени, которое ваш ребёнок проводит с людьми. И уменьшить количество времени, которое он проводит в одиночестве — у компьютера или телевизора. Один час в день, проведённый у телевизора — это норма. Если детей группы риска, а в кабинет арт-терапии именно таких и приводят, подталкивать проводить больше времени с неодушевлёнными предметами, то это повлияет на снижение социальных навыков и концентрации внимания, повысит склонность к агрессии и неудачному в будущем выбору. Так что, родители, выбирайте!

 

…И так хочется, чтобы Амиру помогли исправить дефекты речи и он защебетал, не уставая, как собственно щебечут все жизнерадостные дети в мире.

 

Геннадий КУЗЬМИН.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

Поделиться:

Автор: -    

Дата публикации: 15:49, 10-02-2023

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АникинАрисоваАщеуловБорисенкоГоршковаНестероваСапожниковКенжесариевКирьянкоКовшоваКузьминЛариса ЛИПлоскихПрокофьеваРубанСидоровCтейнбергСячинТихоноваШепеленкоШиринова