ISSN 1694-5492
Основана 23 марта
1925 года

ЕДИНЫЙ КЫРГЫЗСТАН - ЕДИНЫЙ НАРОД

ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЗЕТА

Новшества по земле, ККМ и налогам — экзамен для чиновников


В Кыргызстане продолжают обсуждать вопросы, связанные с будущим сотен тысяч его жителей. Речь идёт о проекте закона, регулирующего порядок изъятия земельных участков, а также о новом Налоговом кодексе КР и положении о контрольно-кассовых машинах.

В случае с ККМ и Налоговым кодексом правительство уже подготовило нормативно-правовые акты. Дело осталось лишь за контролем их исполнения. А вот с изъятием земли дело, похоже, затормозилось.

Минсельхоз не будет дальше продвигать законопроект об изъятии земельных участков под общественные и государственные нужды. Об этом интернет-изданию 24.kg сообщил начальник управления земельной политики и инспекции Министерства сельского хозяйства Турсунбек Кубанычбеков.

По его словам, при общественном обсуждении поступило много замечаний к законопроекту, которые в основном были отрицательного характера. «Чтобы исключить социальную напряжённость, и принято такое решение», — сказал Кубанычбеков.

Он добавил также, что не может сказать, будет ли ведомство разрабатывать новый законопроект.

Образно выражаясь, с ходу захватить позиции при подготовке закона об изъятии земельных участков не получилось: что касается приземлённых вещей типа как у кого-то что-то отобрать, сразу напряглись все и везде.

Застрельщиками выступили известные правозащитники. Так, глава ОФ «Наше право» Калича Умуралиева сказала, что этот законопроект принимать в том виде, в котором предлагает Минсельхоз, нельзя. «Всего восемь статей. Причём часть из них просто дублирует статью Земельного кодекса».

Руководитель Ошского филиала ОО «Интербилим» Гульгакы Мамасалиева добавила, что понятие «изъятие под государственные и общественные нужды» содержится в Конституции, Земельном и Гражданском кодексах. «Но процедура не прописана, из-за этого у людей, по сути, отбирают земли. И государству очень выгодно не прописывать порядок. Поэтому общественность сама должна написать закон, который предупреждает изъятие», — считает Мамасалиева.

Получается так, что закон, регулирующий порядок действий, нужен всем сторонам, но сам порядок действий, прописанный в проекте закона, нравится только ведомству. Да и оно тоже отказывается дальше работать над нужным законопроектом.

Конечно, вариант будущего закона, предложенный Минсельхозом, назвать образцом юридического творчества нельзя. Тем не менее процесс запуска этого законопроекта в информационное пространство нашей страны имеет своё тактическое значение.

Во-первых, заявлена цель. Пусть это сделано коряво, но главное — сделано. Надо понимать, что своим рождением уродец под названием проект закона «Об изъятии земельных участков» обязан Указу Президента КР от 8 февраля 2021 года УП №25 «О мерах по развитию агропромышленного комплекса Кыргызской Республики». Так же, как и пресловутое постановление Кабинета министров КР №309, минсельхозовский законопроект направлен на создание условий для крупных землепользователей.

Во-вторых, представленный законопроект отвлёк внимание от постановления Кабмина №309, которое будоражило половину населения Кыргызстана ещё в феврале этого года. Тогда фермеры страны обратились к правительству с просьбой отменить и пересмотреть постановление №309.

Главе Кабмина А. Жапарову на одной из пресс-конференций в начале года пришлось успокаивать граждан в отношении изъятия сельхозугодий: «Кабмин не положил глаз на земли фермеров. Многие получили участки в аренду на 3-4 года. После завершения срока аренды эти земли предлагается передать семеноводческим хозяйствам. Мы привезли семена высшего сорта. Но земель не хватает. Мы не будем трогать земли народа».

Прошло три месяца после этих слов, и оказалось, что земли народа трогать всё-таки будут, для чего Министерство сельского хозяйства и родило «недоношенного ребёнка» в виде законопроекта об изъятии земельных участков.

Однако с наскока взять позицию не получилось. Более того, возобновились нападки на Налоговый кодекс КР и постановление Кабинета министров №193 о ККМ.

Недовольны все: производители товаров, перевозчики, продавцы и покупатели. И не надо думать, что среди этой части недовольного населения нет государственных служащих. Они там есть, потому что зарплаты чиновников не позволяют им жить как в популярных сериалах, поэтому приходится где-нибудь и чем-нибудь подрабатывать.

Но есть всё же и довольные нововведением. За последние полгода количество субъектов предпринимательства, применяющих контрольно-кассовые машины, увеличилось с 17 тысяч до 45 тысяч.

«За счёт этого улучшились администрирование и объём сбора налогов. До конца года планируем установить 70-80 тысяч ККМ. Сейчас объявили тендер на покупку 10 тысяч аппаратов, когда получим, бесплатно раздадим гражданам. Кроме этого, банки с госдолей купили по три тысячи аппаратов и раздают предпринимателям, — сообщил недавно новостному агентству 24.kg глава ГНС Алтынбек Абдувапов. — Рост налоговых сборов идёт именно за счёт того, что мы выводим бизнес из тени. Каждый гражданин, который осуществляет коммерческую деятельность, должен платить налоги. Граждане в этом нам помогут, требуя чеки».

Несложный арифметический подсчёт вскрыл причину, по которой бизнес выступает против ККМ: после установки оборудования оборот предпринимателей стал превышать 8 миллионов сомов. До этой пороговой суммы, напомним, бизнес может не платить налоги.

* * *

Ситуация в нашей стране сегодня выглядит так, будто она находится в руках группы внешних управляющих, которые пишут для населения правила поведения и всячески пытаются заставить его выполнять эти правила.

Но это плохо получается, потому что контроль за исполнением новшеств внешние управляющие поручили представителям того самого населения, для которого правила предназначены.

Проще говоря, лично у меня складывается ощущение, что все новые законы и законопроекты — плод воли совсем не тех людей, которые их представляют и подписывают.

Ну право дело, покажите мне тех высоко-высокопоставленных чиновников, которые «родили» нынешний Налоговый кодекс вместе с последними нормативно-правовыми актами о земле, и при этом 10 лет регулярно сдававшими декларацию о доходах.

Инициатором воплощения тех или иных замыслов в жизнь могут быть люди, убеждённые в правильности и нужности этих замыслов. В нашем случае (с землёй и налогами) замыслы правильные, но представляют эти замыслы не их творцы.

К сожалению, для поиска грамотных людей в кыргызском истеблишменте сегодня понадобится электронный микроскоп, которого в республике нет. Поэтому вся нынешняя история с введением нужных и давно назревших законов и правил выглядит как экзамен, устроенный хозяевами из метрополии для чиновников из колониальной администрации.

Юрий БАРВИНОК,

кандидат сельскохозяйственных наук.

Автор: -

Дата публикации: 10:04, 03-06-2022

ПОИСК ПО АВТОРАМ:

АбытовАйжигитовАщеуловБайджиевБеляковБиялиновБоконбаевВоропаеваГоршковаНестероваДосалиевСапожниковКенжесариевКовшоваКузьминПетровПлоскихПоповаПрокофьеваСидоровШаповаловШариповШевцовШепеленкоШириноваЭркебаев